Адажио Альбинони

Елена Николаевна Егорова
Звучит «Адажио Альбинони»
И дивное что-то творит со мной:
Земное будто и неземное
В сознании переплелись в одно.

Рожденья, жизни и смерти тайны
Галактик, созвездий, людей Земли
Непостижимо, необычайно
Единые смыслы приобрели.

Подобны северному сиянью
Божественные переливы нот,
Чьё вдохновляющее дыханье
Молитвенный импульс душе даёт.

Она, в единстве с душой Вселенной,
Безмолвно молитву поёт Творцу.
Так верить хочется: жизнь нетленна.
Слезинки вдруг катятся по лицу.

А волны чувств и живых гармоний
Взлетают и падают с высоты.
Звучит «Адажио Альбинони»,
Рождаются образы красоты.

Полное название произведения, о котором идёт речь в стихах, «Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Джованни Альбинони». Опубликовал его в 1958 году Ремо Джазотто (1910-1998), итальянский композитор и музыковед, который изучал жизнь и творчество Альбинони и издал его научную биографию.
Альбинони Томазо Джованни (1671-1751), венецианский композитор эпохи барокко, автор 50 опер и множества инструментальных произведений. Значительная часть его наследия погибла в 1945 году во время бомбёжки Дрезденской государственной библиотеки. Джазотто утверждал, что на развалинах этой библиотеки он нашёл листок с шестью тактами Альбинони и той самой партией баса. И хотя в его архиве после смерти была найдена фотокопия похожего документа, специалисты очень сомневаются в ее подлинности и считают мистификацией, а самого Ремо Джазотто - единственным автором «Адажио соль минор…».
Пусть так, но я ощущаю, что в этом прекрасном произведении явно присутствует стилизация под музыку барокко, в том числе под сочинения Альбинони, прежде всего адажио из разных его опусов. Они есть в интернете, послушайте, сравните.
Аранжировок, интерпретаций, переложений знаменитого «Адажио Альбинони» для разных инструментов и голоса существует великое множество. Мне больше нравится классическое исполнение. Для примера послушайте запись с концерта, состоявшегося 16 ноября 2016 г. в Белом зале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. «Адажио Альбинони» исполнил камерный оркестр «Смычки Петербурга» и лауреат международных конкурсов Ирина Розанова (орган): https://youtu.be/42UgcSDu7KU?si=uGNHqPPpLkZYWYCd
Самое главное, что это произведение тронуло души людей, задело их сакральные струны, в чём и заключается секрет его фантастической популярности в наше время, в том числе среди фигуристов. Замечательные программы на эту музыку исполняли Евгений Плющенко и Евгений Семененко. Видеозаписи легко найдёте в интернете..
Моё восприятие «Адажио Альбинони» выразилось в редкой и непростой ритмической форме. Непроизвольно получился почти логаэд – стихи в оригинальном размере, отличном от классических двух- и трёх- сложных размеров (ямба, хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста). Структура сильных ударений в каждой строфе повторяется в четных и нечетных строках, но, как и в классических размерах, допустимы пропуски ритмических ударений. Строго говоря, в логаэде все строки должны быть одинаковой ритмической структуры, а в моем стихотворении идентичны все четные строки и отдельно все нечетные. Однако, если записать стихи так, что две строки - нечетная и чётная - станут одной, вот и выйдет строгий логаэд.  Во всем моём творчестве (более 640 стихотворений и поэм) это всего лишь третий логаэд.