Созерцание

Лев Гинковский
                И Осень тихою вдовой
                Вступает в пестрый терем свой.
                Сегодня на пустой поляне,
                Среди широкого двора,
                Воздушной паутины ткани
                Блестят, как сеть из серебра.
                И.А.Бунин, 1900 г., «Листопад»

                О, Боже, как хорош прохладный вечер лета,
                Какая тишина!
                Всю ночь я просидеть готов бы до рассвета
                У этого окна.
                А.Н. Апухтин, 1859 г.


Касаясь капелек росы,
Лелея хрупкую прохладность,
Скатившейся ночной слезы,
К утру с рассветом заблиставшей,
Вновь пробужденный солнца луч
Согрел листвы опавшей краски,
Цветы, осеннюю траву,
Являя первый день сентябрьский.

01.09.2023 г.

…созерцание есть состояние процесса рефлексии.
Г.П. Щедровицкий, 1972 г.

…в рефлексии всякая множественность подвластна созерцанию...
Что касается созерцания, то оно…является спокойной рефлексией...созерцание непосредственно представляет некоторый объект, который является соцелостным с тем содержанием, которое мыслимо соответствующим действием. Поэтому для созерцания действительно представлено нечто иное, чем то множество моментов деятельности…Ему представлен объект, который является инвариантом преобразования этой деятельности, который в ней задействован, движется и сохраняется…
Есть такой момент рефлексии, как созерцание («успокоившаяся» рефлексия),
в  котором в качестве его объекта предстоит инвариант рефлектируемой деятельности. ..
…если мы говорим о рефлексии как о способности, то такой ее момент как созерцание это оестествление осуществляет тем образом, что предмет созерцания, а именно – объект, является инвариантом соответствующей деятельности, а значит – этой деятельностью длится и транслируется во времени. И именно в этом смысле он оестествлен, причем оестествлен не теоретико-познавательно, т.е. не через знание, а через деятельность.
Собственно говоря, объект в его интимной природе, в его независимости от деятельности, для созерцания безразличен. Он в данном случае является абсолютным предметом созерцания, с помощью которого рефлексия успокаивает действительность и приводит ее к некоторому осмысленному концу, вообще – к осмысленности. И в этом смысле объект для созерцания есть косвенная форма управления деятельностью…
О.И. Генисаретский, 1972 г.