5. О поэтах, графоманах и творческом таланте

Евгений Карпов Ярославль
 
Если исходить из кратких определений, то поэт – это человек слагающий стихи, а графоман – это тоже поэт, только страдающий болезненным пристрастием к сочинительству, которое мешает ему сосредоточиться на качестве творческих работ и заняться доведением их до приемлемого состояния. Все иные оценочные суждения и заключения будут касаться меры творческого таланта автора, а она, как известно, отпущена каждому человеку своя.
 Отсутствие должной требовательности к результатам своих творческих трудов является тем препятствием, которое большинству авторов преодолеть не удаётся. Но стоит только эту требовательность поставить во главу угла всего творческого процесса, как она может стать простой и доступной нормой, или же подведёт автора к самостоятельному выводу о том, что для успешной работы на избранном им творческом направлении он не наделён необходимой мерой творческого таланта.

 Так в чём же заключается проявление поэтического таланта? По каким признакам талант можно определить и какой мерой его можно измерить? В толковых словарях даётся следующее определение таланта: «Талант – это выдающиеся врождённые качества или особые природные способности, дарованные человеку от рождения».

Талант певца или художника легко распознаётся на ранних стадиях развития человека. С определением поэтического таланта возникают некоторые сложности, поскольку все люди наделены способностями излагать свои мысли и чувства с помощью слов, в устной и письменной форме, да и сочинение стихов у большинства из них особых трудностей не вызывает. Выходит, что речь нужно вести о людях, уверовавших в исключительность своих поэтических дарований и пожелавших реализовать эту веру на практике в своих стихотворных сочинениях. Однако, далеко ни всем авторам, пожелавшим встать на творческую дорогу, удаётся добиться выдающихся результатов и обрести желанный успех. Многим из них вместо радости успеха приходится испить чашу горечи разочарования. Разочарования в творчестве можно избежать, если, отбросив в сторону тщеславные мысли и чувства, рассматривать творчество как привлекательную работу, направленную на удовлетворение личных духовных потребностей автора. И если в результате проделанной  творческой работы автор испытает желанное душевное удовлетворение вместе с ощущением прилива восторженных чувств, то очень даже возможно, что его творения найдут живые отклики и в сердцах других людей.
   
 Главным признаком поэтического таланта, на мой взгляд, является  способность автора находить с помощью поэтических строк дорогу к душам других людей, пробуждая в сознании людей живые картины и образы и вызывая искренние желания поделиться восторженными отзывами о творческих работах автора с другими людьми. Содержание стихотворения и его построение должны обладать особыми притягательными свойствами, оказывающими магическое воздействие на душу читателя или слушателя, пробуждая в ней ассоциативную связь с каждой авторской строкой, с каждым авторским словом. Строчки стихотворения должны легко находить дорогу к душе читателя или слушателя и надолго поселяться в ней, обогащая духовный мир человека и поддерживая его в различных жизненных ситуациях.
 
 Свои мысли о творческом таланте русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов выразил следующим образом:
 «Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа».

 С этим высказыванием трудно не согласиться, поскольку приступая к творческой работе, каждый автор руководствуется желанием поделиться своими познаниями окружающего мира и богатствами мира собственной души, обретёнными на дорогах жизни, стремится подать их в таком словесном обрамлении, которое его душа подберёт и одобрит. Накопленные познания помогают автору в выборе тематической основы для будущих произведений, а богатства мира его души помогают в выборе изобразительных средств.
 
 Наличие таланта вовсе не сулит его обладателю ни легкой жизни, ни неминуемого успеха, поскольку талантом ещё нужно суметь правильно распорядиться, найти пути для его реализации и обрести признание читателей. Большинству авторов известно крылатое выражение: «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами». Путь  обретения признания – это путь многотрудный и сложный, требующий от его обладателя больших целенаправленных усилий и определённой изобретательности. Вера в свои выдающиеся качества и в возможность их успешной реализации больше присуща людям с ограниченными умственными горизонтами, поскольку с расширением умственных горизонтов в сознании человека зарождаются и сомнения в отношении отпущенной ему меры творческого таланта. По этой простой причине, настоящий талант всегда будет нуждаться в поддержке, помощи и покровительстве со стороны государства и общества.

 О мере отпущенного автору таланта можно судить по массовому интересу, проявляемому к его творчеству и тем восторженным отзывам об авторских работах, которые исходят как от обычных любителей поэтического искусства, так и от именитых поэтов-профессионалов, а также литературных критиков. В свою очередь проявлением интереса к творческим работам люди давно научились управлять, используя для этой цели идеологические установки государства или законы обычной рекламной деятельности. Следует также отметить, что известность автору приносят не только актуальность и глубина содержания его творческих работ, но и личные качества самого автора, в том числе и наличие у него способностей демонстрировать достоинства своих творений перед любой массовой аудиторией.
 
 В оценках творческих работ всегда присутствует изрядная доля субъективности, основанная на разнообразии личных творческих предпочтений читателей. По этой причине, даже признанному таланту бывает сложно достучаться до каждой души человеческой. Приобщаясь к литературному творчеству, мы отдаём свои предпочтения тем авторам, произведения которых находят отклик в нашей душе, но даже с учётом наших сложившихся предпочтений мы отмечаем, что далеко не все творения, вышедшие из-под пера автора, несут на себе явный признак его таланта. Если исходить из предположения, что талант относится к врождённым качествам души человеческой, то следует признать и существование зависимости состояния души от воздействия на неё многочисленных внешних факторов, как стимулирующих творческую деятельность человека, так и  угнетающих её. Исходя из такого посыла, следует уделять больше внимания поиску талантливых произведений автора, а уж потом вести разговор о размерах его творческого таланта.

 Оценка меры отпущенного автору творческого таланта – занятие сложное и не всегда благодарное, поскольку наряду с отмечаемыми достоинствами  приходится говорить и о выявленных недостатках. Хорошие стихи, которые выделяются из общей массы маловыразительных стихов, можно встретить у многих авторов. Такие стихи рождаются в минуты эмоциональных всплесков, когда внимание автора концентрируется на теме близкой его душе. И хотя подобные удачи не носят системного характера, они укрепляют в авторе уверенность в его творческих способностях, вселяют надежду на грядущее признание. Вера в возможность грядущего признания позволяет автору жить, творить и надеяться, что его труды будут однажды кем-то отмечены, оценены и признаны. В своём стремлении приблизить время творческого успеха, автор направляет значительную часть своих усилий на поиск путей, приводящих к признанию. Следует отметить, что предпринимаемые авторами усилия в конечном итоге начинают приносить свои плоды, ибо в окружающей нас творческой среде мы отмечаем бурный рост разного рода номинантов и дипломантов, победителей всевозможных конкурсов и членов писательских союзов, вот только уровень поэтического мастерства далеко не всегда соответствует заявленным званиям и наградам и вызывает у читателей массу противоречивых суждений.
 
 И здесь мы подходим к вопросу об объективности оценок тех судей, которых время выбирает на роль ценителей поэтических произведений и вершителей судеб их авторов. Давно известно, что любые значимые изменения в общественной жизни неизбежно приводят к изменениям духовного мира людей, к пересмотру приоритетов и ценностных ориентиров во всех сферах творческой жизни. Во времена больших  перемен в общественной жизни, на роль вершителей творческих судеб устремляются люди, отрицающие ценностные ориентиры, оставленные предыдущими поколениями. В своих оценках такие судьи очень часто руководствуются субъективными подходами, да разного рода конъюнктурными соображениями, а их суждения об авторских работах далеко не всегда выглядят в глазах обычных читателей объективными и бесспорными. Для объективной оценки поэтического творчества критику нужно обладать соответствующими способностями к улавливанию всех нюансов творческого мастерства, или же трудом своим и талантом обрести всенародное признание на ниве поэтического искусства, поскольку талант помогает не только успешно созидать, но он также позволяет улавливать и отмечать достоинства и недостатки в работах других авторов. Но где, в каких городах и весях, прикажете искать те достойные имена, чьё мнение способно прозвучать сегодня весомо и авторитетно для всех наших сограждан? Произведения поэтического искусства, признанные в недалёком прошлом эталонами творческого мастерства, новоявленные распорядители культурной жизни поспешно предают забвению, дабы предложить взамен новые эталоны и новые имена, которые далеко не всегда находят дорогу к сердцам людей.
 
 Размышляя над возможностью обретения путей к признанию, я всё больше прихожу к выводу о том, что проторенных путей к признанию, ровно как и авторитетных мнений, на которые можно было бы сослаться, или же опереться, в настоящее время просто не существует. Да и вся история творческой жизни свидетельствует нам о том, что  безжалостное время  не щадит своих талантливых певцов, и после их ухода из жизни, торопится предать их труды забвению.

 Но как бы мы не сокрушались по поводу изменчивых идеалов быстротечного времени, следует признать и тот неоспоримый факт, что во все времена существовало и будет существовать одно безапелляционное признание таланта –  широкое всенародное признание. Однако и для всенародного признания нужны условия, способствующие выявлению настоящих талантов и популяризации их произведений. Настоящие таланты в стране безусловно есть, только вот с созданием условий для их всенародного признания в стране имеются большие проблемы.
 
 Мне кажется, что время для переосмысливания результатов литературной деятельности в постсоветский период наступит в стране ещё не скоро. Но это время обязательно придёт. Схлынет, уляжется наносная пена, свойственная переломным моментам жизни и все достойные имена обретут свою известность, а их творческие работы обретут признание и станут достоянием литературного наследия страны, по которому будущие поколения будут судить и о нашем времени, и об авторских именах, оставивших свой след в поэтическом творчестве на данном отрезке временного пространства. А пока простые любители поэтического искусства, в своих попытках назвать имена российских поэтов, достойно представляющих наше сложное время, с упорством достойным  удивления, продолжают называть имена талантливых поэтов, давно ушедшей от нас советской эпохи.

 В заключение, я попытаюсь свести все мои размышления о творческом таланте к краткой форме изложения:
 Талант наделён одним определяющим свойством: он либо есть, и тогда он признаётся подавляющим большинством народа, либо его нет, и тогда тщетными становятся любые усилия автора, направленные на поиск дорог к признанию. Аналогичным свойством в нашей жизни обладают денежные знаки, с той лишь небольшой разницей, что деньги могут приходить и уходить, а талант, если он имеется в наличии, никогда не оставляет своего владельца.