Кана сыктывкарская

Оля Назарова
   Работа артиста филармонии в советские времена была незавидна и трудна. Особенно на севере, где мне пришлось бедствовать около трёх лет в должности бригадира группы кукольников и актрисой по совместительству. Чтобы увидеть наглядную картину, вкратце опишу быт артистов. Конечно же, декорации и аппаратуру, штативы и световые приборы, задники и кофр с куклами, костюмы и реквизит - всё это переносили-перевозили мы, артисты. К примеру, за трехминутную стоянку поезда нужно было успеть загрузиться в багажный вагон, и, сломя голову лететь к своему пассажирскому вагону с тяжелым собственным скарбом, куда входили, кроме одежды и предметов личной гигиены, - тазики для стирки, кастрюли, кружки, кипятильники и электрические плитки. В те времена в магазинах можно было купить рыбные консервы, хлеб, молочное (не всегда), суп-концентрат, конфеты, овощи, сахар, соль и крупы.  На таких гастролях нередко случалось, что мы приезжали к воскресенью, когда все магазины и столовые были закрыты. Но артисты не отчаиваются! - Творчество, аплодисменты зрителей, - вот вдохновение, которое восстанавливало силы!
   Однажды случилось неприятное приземление на одном из маленьких аэропортов в Коми АССР. Едва выгрузив на землю свои ящики и поклажу, мы увидели, что быстро-быстро завертелся пропеллер, и всё наше хозяйство кубарем покатилось по взлетной площадке как спичечные коробки... По приезде открываем - сплошные слёзы! Какие уже завтраки-обеды! Нужно было срочно реставрировать помятые сломанные куклы (а это были хорошо сконструированные верховые тростевые куклы с гапитами, профессиональными техническими приспособлениями). Сидели клеили, закрашивали, убирали вмятины,ремонтировали штативы вплоть до выступления. Обидно, а спросить не с кого - лётчик улетел!))
    Да... Был период ежедневных перелётов по "точкам" в те отдалённые районы, куда поездом не доехать. Прилёт-спектакль-ночёвка-вылет... и так почти месяц.
    Встречали по-разному. Где-то и обедом накормят (праздник!), а где-то располагались в стареньком вагончике с обогревателем в виде двух кирпичей и проволоки. Гостиницы тоже были "весёлые"! С туалетом на улице... А морозы иногда достигали 60 градусов.
    Однажды решили пойти в баню прогреться. Очень хорошо пропарились и довольные побежали в гостиницу. Прибежали промёрзшие до костей. И в номере плюс десять только. Помню, потеряла голос, кто-то озвучивал мою роль, а я только поднимала куклу.
    В клубах редко топили, часто бывшие храмы использовали как объект для культурных мероприятий. Зрители сидели в пимах (сапоги из шкуры оленя) и малицах (меховая одежда северян). Артистам же за ширмой в верхней одежде среди штативов и декораций работать практически невозможно. Дрожали от холода, но старались на совесть! В филармонии нам передавали потом мешки с письмами от благодарных ребят.
   Отдыхать редко получалось: нужно было пересчитывать горы мелочи за билеты, сдавать в банк, заполнять отчёты...
   Были, конечно, и приятные моменты: северное сияние, заснеженные леса, реки с коричнево-медной водой, морошка, грибы, сёмга... Это республика Коми. И, всё-таки в основном тяжёлый труд, голодное и холодное ощущение того времени.
   Однажды за нами приехал пазик и повёз в очередной сельский клуб. Ехали-ехали, и вдруг автобус остановился. Заглох мотор. Водитель начал проверять, долго копался - не заводится машина! Потом он достал паяльную лампу (кажется, так называется), чтобы отогреть двигатель. Видимо, все другие способы завести мотор уже применил... Прошёл час. Потом ещё час. Актёры мёрзнут. Ещё час. На дороге ни души. Ни машин, ни автобусов, ни путников. Ещё час. Водитель отчаялся, не знает, что делать. Настолько сильно все замёрзли, что уже начали засыпать. Телефонов тогда не было... Вдруг вдали что-то затарахтело... Прислушались, посмотрели - трактор!!! Оказалось, этот парень ехал в райцентр за вином для свадебного стола!
У них, мол, там не хватило...
   Он быстро  подцепил наш автобус к трактору, довёз  до своей деревни, слава Богу, - живыми! И... снова отправился в район за вином. Совет, да любовь тем далёким молодожёнам!