4 лекция Античные подлинники

Оля Фролова
Генрих Шлейман-его библия Гомер Одиссея и Илиада, грезил о Трое. Фрэнк Калверт помогал ему искать Трою. Раскопки велись штурмовыми методами. До самых глубоких слоёв .Клады-ценные предметы. Фурор.
Шлейман докопался до слоя Троя 2,но ему нужен был слой выше Троя 7,т.е. он раскопал слое древние времена. Шлейман знал более 10 языков(если он был в ИтЛалии, то дневник писал на итальянском языке).Он нашёл Трою на 1000 лет ранее, чем Троянская война. Шлейман фальсифицирует события(рядом с ним не было жены на раскопках).Он создавал миф о самом себе.В 1890 г он умер и только через 100 лет (по завещанию)дневники можно было вскрыть.
Булавка-декор-спиралевидная тонкая нить золота. В момент опасности всё прячется ,ювелир прячет золотые заготовки.
Клад Приама-самый крупный клад.
Ритуальное значение
3-е тысячелетие до нашей эры-эпоха бронзы, меди, золота, серебра, нет железа и нет чеканных монет.
Диадема из 16 тыс золотых миниатюрных элементов из чешуек, листовое золото(Ш думал, что её носила Елена),он сделал фото с неё свою вторую жену -гречанку.-София Ш.Но она была датирована на 1 тыс лет ранее Елены. Под диадему носят шапочку ,что бы не путались волосы и она не спускалась на глаза.
Хрустальные линзы увеличивали в 2 раза. Стекло не делали, а хрусталь обрабатывали, настольная игра-фишки из хрусталя.
Спёкшееся серебро-окисляется ибо с примесями
Каменные топоры имитируют форму бронзовых топоров.
Лазурит синий из территории Бадахшана
Нефрит
Поверхность отшлифована
как символ власти правителя(статус человека)
всего 4 топора
Письменностью в Трое тогда не пользовались
Ладьевидный кубок
Ферман-позволение вести раскопки(50 на 50 с султаном)
но Шлиман вывез клад тайно и выплатил денежный штраф. Коллекция считается его. Он отдал её в дар Берлину.
Невосполнимые коллекции
В 45 году бункер был подорван и немцы передали советской администрации и коллекция оказалась в России, но после войны часть была возвращена Германии. Частичная компенсация в честь ущерба.
Кипр-греческий остров, из черепков восстанавливают, кипрские святилища
Богиня плодородия-её подвешивали на стены
Краснолаковые/краснолощёные-сосуды-во время лощения белая глина в процарапанном орнаменте.
Божества с птичьими клювами
Акцентрируются определённые зоны
Синкретические божества(соединение разнородных вероучений и культовых положений)
Напоминает парик Хат Хор
Геометрика-деление на регистры, спирали
Сосуд вращали и декорировали ,насечки
Аполлон из Навкратиса из Египта ,алебастр, камень пропускает свет, усики-из коллекции Голенищева
Консервируется культура Кипра
Микены-схематичны, проще, обобщение
Чаши украшены растительными мотивами
выделение центрального поля, геральдическая схема
Орнамент-попытка объяснить мир
9-10 век-тёмные века(забывается письменность ,мало сведений )
с 8 в н.э. процесс колонизации
Ковровый стиль-нет пустого пространства
Арибал-сосуд для оливкового масла для мужчин борцов(смазывали тело)
Геракл держит дубинку, коленопреклонённый бег,
Алабостр-сосуд для благовоний для женщин
Пиксиды-шкатулки,
Добиваются белого фона и поверх лак, пурпур, приёмы гравировки
динамичные фигуры
чернофигурный стиль
мастера вазописцы
Амфора-вино, масло
Фигура человека преобладает в живописи
В гончарных мастерских работали рабы
Детелизация и гравировка, нет права на ошибку
Персей -полёт, как стремительный шаг, победил Горгону
Кратеры-смешивали вино и воду
1 часть вина на 3 части воды
Дионис -менады сатиры
Кеаф-разливать вино
Айнахойя-вино по нескольким чашам, меняя изгиб руки и разливают из разных устей
Гости пировали лёжа, за вином застольная беседа
Ликиф-сосуд с высоким горлышком, погребальные обряды,оливковое масло
белофонные
мать Диониса погибла-Зевс явился перед ней во всём своём блеске(Гера подговорила Зевса так сделать)
Эос-богиня восходящего солнца
один из 5 подписных сосудов Полигнота(под возжами)
Атика-античные сосуды
Торс Геракла-движение тела ,распределяет массу тела, одна нога опорная. Приём-линия плеч пересекает линию бёдер, рука заведена назад
Патина-минеральные примеси окисляются -золотой оттенок на мраморе
Человек с достоинством должен хранить в своём сердце, как счастье, так и печаль !!!
Чувства рафинированы, чувства очищены!!!
гармония-соразмерность
Афродита Голенищева-3 в до н.э. Египет завоёван Александром Македонским, сохранились отверстия для диадемы
Глаз не моделирован
Афродита из пены морской, подражание Книдской Венере
Этрусский народ из малой Азии
Большая часть текстов связана с погребальными обрядами, гадальные
Бронзолитейное дело
Антификс-часть черепичного покрытия храма, закрывали стыки черепиц, медуза горгона, борода, терракот- обожжённая глина, украшали росписью, защита-страх и смех, отпугивает дурное ,чтобы дурной взгляд зацепился и отвлёк внимание от храма и людей
Букеры-сосуд имитация металла
В честь покойного проводились состязания-гладиаторские бои-Рим
Этрусская культура оказывала влияние на Рим
Бронзовые зеркала-бункер
Богиня Эос похищает Тифона-любвеобильна, но потом он стареет, она заперла его в комнате и он превратился в цикаду
Загадочный сюжет - мастер Амика забавляеся, наверху он держит мышку, которая пьёт масло из светильника(нет аналогий сюжета и его не растолковали до сих пор)
Эдикула-погребальное, глубина пространства-разрушает плоскость предмета
стеклянная посуда из Финикии(секрет)
римский портрет, император Троян, юноша
луцивер ,бурав используется в кучерявости волос, локоны усов, локоны бороды
Апофеоз- вознесение на небеса
Тесей побеждающий Минотавра
мозаика из природного камня, переход цвета
Саркофаг Уварова начало 3 века, не использовалось по назначению
сюжет-Дионис(дважды изображён) и Ариадна=л, Тесей спит, сатирёнок,
Амур
лицо Ариадны не завершено от бога вина Диониса(возрождение иной жизни)
Уваров оказался в Риме у семьи Альтемс( они делили наследство)
он его купил и поставил в поместье под Можайском, затем в музей
лак-это глазурь
золото между двумя стёклами