Путешествие на остров Крит

Светлана Курчавая
   Вот уже второй год россиянка Людмила жила в Афинах в семье  гречанки Элефтерии, ухаживая за её престарелой мамой. За это время у них сложились тёплые, сердечные взаимоотношения. Элефтерия родилась и выросла на острове Крит.  Это была молодая жизнерадостная женщина с копной чёрных вьющихся волос и открытой улыбкой.
    Когда подошло время отпуска Людмилы, Элефтерия предложила ей совершить морское путешествие на Крит, к своим родственникам. Это была заветная мечта Людмилы! Но как добраться туда в одиночку, со скудным словарным запасом?
- Не переживай! Поедешь с моей племянницей. Её зовут Афродити. Я возьму вам билеты туда и обратно - сразу решила все проблемы Элефтерия.
   
  И уже через неделю Людмила в паре с юной гречанкой с божественным именем Афродити сидела на верхней палубе  огромного морского лайнера и все пыталась удостовериться: не сон ли это? Корабль напоминал белый многоэтажный дом с коврами, зеркалами и даже вертолетной площадкой. Выйдя из порта Пирея в Сароническом заливе, он устремился в открытое Эгейское море. Вскоре скрылись с глаз Афины, и путешественницы оказались в сплошной синеве морской равнины, двигаясь навстречу солнцу. Его яркие лучи заливали палубу, но прохладный ветер спасал пассажиров от жары.

 Людмиле было в новинку морское плавание, и в восторге от увиденного, она описала свои  впечатлениям тут же, на корабле.:



Впервые вижу столько моря!
За горизонты ширь его стремится,
Куда ни глянь, лишь водная стихия,
Слегка волнуясь, наш ласкает пароход.
На перекрестке трех материков Эллада –
От Крита в Африку – рукой подать!
И рядом Азия! Чудесная награда!
Мне б этой сказкою подольше подышать…
В хорошем настроенье бог морей.
Ему готова поклоняться вечно.
Прости, Асклепий! Посейдон милей!
Ах, если бы поездка длилась бесконечно!..
Но Аполлону  изменить не в силах я,
Хор муз его важнее  для меня…
 
 
   Готовясь к поездке, она по книгам освежила в памяти некоторые древнегреческие мифы, связанные с Критом, и теперь во все глаза смотрела на приближающийся гористый остров легенд – родину бога богов, Зевса. Наверное правда, чтобы узнать Грецию, надо обязательно побывать хотя бы на одном из её многочисленных  островов.
  Под вечер они прибыли в северный порт Крита, город Ираклио, затем по новой асфальтированной дороге автобусом добрались до критского горного села, где несколько дней жили у родственников Элефтерии. Они оказались очень гостеприимными людьми. Афродити охотно взяла на себя роль экскурсовода. Она познакомила Людмилу с селом, в котором проживало всего пятьсот человек. Расположенное на горном склоне, оно состояло из небольших светлых каменных домов с приусадебными участками в виде террас и утопало в зелени. Степень благоустройства в нем не уступала городу.
Вечер удивил Людмилу абсолютной тишиной и звездным, как в России, небом.
   В последующие дни в сопровождении Афродити она посетила расположенный неподалеку монастырь в скалах, возраст которого перевалил за тысячу лет, съездила в город Ираклио, где они побывали в хорошо сохранившейся белокаменной морской военной крепости XVI века, выстроенной в бухте у ворот города венецианцами. Её украшал их «фирменный знак» - лев, который Людмила уже встречала в городе Нафплио на Пелопонессе.
 
   Крит, как и город  Нафплио, переходил из рук в руки то к венецианцам, то к туркам, а в период II мировой войны был оккупирован немецкими фашистами.
   Но главное, остров знаменит древнейшей минойской цивилизацией, основным сохранившимся памятником которой является Кноссо – резиденция критских царей неподалеку от города  Ираклио.
  Это  древний город, сооружения которого датируются 1900-1200 гг. до нашей эры. Расположенный на холме, он со всех сторон окружен сосновым лесом.
Посещению этого города-дворца Людмила в сопровождении Афродити посвятила целый день. Накануне поездки туда Людмила была в гостях у Евангелии, родственницы Элефтерии. Та работала учителем в школе. Она  дала Людмиле почитать книгу  о мифах на греческом языке. Это  ещё больше заинтересовало  Людмилу, ей не терпелось увидеть своими глазами  Кносский дворец.  Автобусом  они прибыли в Кноссо.
  И вот перед ними  предстали светло-серые фундаменты зданий из монолитного камня, широкие лестницы, колонны дворцов – часть из них после реставрации имела необычный кирпично-красный цвет с черной каймой у оснований. Внутри стены были расписаны фресками на сюжеты из жизни  людей и животных. Они радовали глаз яркими красками.
  На одной из наружных стен Людмила увидела изображение черного быка с золотистыми рогами. На его спине стояла хрупкая девушка. Вот и ожил миф о похищении Европы Диасом, богом богов, обернувшимся тельцом или,  по-гречески, Тавросом. Это он унес дочь фессалийского царя Европу через моря на остров Крит и женился на ней.
  Их сын Миноас стал царем Крита и родоначальником династии Миносов, при которых критская цивилизация в 1700-1450 гг. до нашей эры достигла наивысшего расцвета. До сих пор Таврос – символ Кносского города-дворца. Его архитектуру украшают огромные двойные рога мифического быка.
- А ведь это и мой знак зодиака! – подумала Людмила.
   Несмотря на ранний час, в Кноссо прибывали и прибывали туристы. Такого наплыва людей Людмила не встречала даже в Афинском Акрополе. Гиды громко созывали своих слушателей, высоко поднимая таблички с номером группы. Людмила насчитала их более двадцати: англичане, французы, испанцы, итальянцы.  Вот только россиян среди них не было, если не считать единичных нелегалок вроде Людмилы, тайно приобщившихся к памятникам мировой культуры. Людмила вдруг ясно осознала, что, решившись приехать в Грецию, обрела нечто более ценное и значительное, чем просто возможность заработать деньги. И если ей не удастся разбогатеть материально, то богатства впечатлений ее уже никто не лишит.
  На центральной площади Кноссо, изнывая под солнцем, стояла длинная очередь, куда подошли и Людмила с Афродити. Оказалось, все хотят взглянуть на каменный царский трон Миносов.
Выглядел он довольно скромно, но возраст его внушал почтение – более трёх тысяч лет!
Тронный зал украшали яркие фрески с изображением чудо-птиц с львиным туловищем – грифонов.
  Конечно, мифы – это сказки, но в Кноссо они настолько переплетались с реальностью, что уже не казались выдумкой. К примеру, Ариадна была дочерью царя Миноса. А Минотавр – чудовище с бычьей головой, питающееся человеческой кровью, родился у жены Миноса от ее противоестественной связи с быком. Такова была месть богов Миносу за непослушание. Минотавра поместили в подземелье со сложным лабиринтом переходов и обязали поставлять ему на съедение по семь юношей и девушек ежегодно. Сын греческого царя Эгея, Тесей, решил положить этому конец и убить Минотавра. Для этого он отправился на остров Крит на корабле под чёрными парусами.
Влюбившаяся в Тесея Ариадна подарила ему клубок ниток, который помог юноше выбраться из лабиринта после расправы над Минотавром..  Лабиринт создал искусный мастер Дедал, и до Тесея никто не мог найти выход из него. Великий архитектор и скульптор Дедал  выстроил  и весь знаменитый Кносский дворец.  В надежде покинуть Крит и вернуться в Грецию, Дедал смастерил себе и своему сыну Икару крылья из перьев, скрепив их воском, а затем отправился с ним в полет. Икар поднялся высоко, слишком близко к солнцу, воск расплавился, и сын Дедала погиб. В память о нем один из островов Греции назван Икаром. А покинутая Тесеем Ариадна благосклонными богами была помещена созвездием на небо. Да и сами боги: Зевс, Посейдон, Гера, Афродита, Аполлон, Афина – по дошедшим до нас скульптурам, картинам, фрескам и преданиям выглядели совсем обычными людьми, разве что прекраснее и могущественнее, и вели довольно свободный, порой даже греховный образ жизни. Что с того? Ведь они бессмертны! Ничто человеческое было им не чуждо: любовь и ненависть, щедрость и зависть, ревность и доброта. Недаром многие столетия они дарили вдохновение поэтам и художникам, в произведениях которых угадывается излюбленный след греческой мифологии.
   Но одно дело – изучать мифы Древней Греции по книгам и совсем другое – видеть своими глазами, где они рождались, какие краски, звуки, картины впитали в себя из окружающей их царственной природы. А уж пройти в буквальном смысле по следам мифических героев – это невероятное везение!
   Людмила вспомнила, как жутко поразила ее ночная гроза над Эгейским морем. Таких гигантских, причудливых молний ей еще ни разу не доводилось видеть. Их зигзаги один за другим полыхали над горизонтом ослепительными вспышками, вслед за которыми тишину разрывали оглушительные раскаты грома, внушая  суеверный ужас.
В России все было ясно: атмосферное электричество виновато. А в Греции хотелось дать волю воображению: конечно, это Зевс-громовержец гневается, не иначе!
   Вот с таким фантастическим ощущением полуреальности – полусказки покидала Людмила Крит. В полной темноте россыпь золотых огней Ираклио медленно удалялась от корабля и таяла в черноте ночи.
   В Афины Людмила возвращалась одна. Афродити осталась гостить у бабушки. Ночное плавание было менее впечатляющим. Со всех сторон к освещенному кораблю подступала темнота. За бортом плескалась черная вода. Людмила спустилась с палубы в салон и удобно устроилась в мягком кресле.  Перед глазами всплывали величественные виды Кносского дворца.
 Она всё ещё находилась под магическим воздействием от Крита, острова греческих мифов. 
   В Афины морской лайнер прибывал ранним утром.  Всю ночь Людмиле снились стройный, мужественный  Тесей и прекрасная Ариадна в звёздной короне,  золотые рога критского Тавроса,  Лабиринт Дедала и сам он,  летящий по небу на  крыльях прямо над их кораблём.
   В розовой дымке рассвета вдали показались Афины. Людмила  проснулась и с трудом вернулась в реальность 21 века.
   Чувство погружения в глубину веков до нашей эры долго не покидало её. В конце путешествия к ней пришло убеждение, что греческие мифы - вовсе и не сказки.  Чтобы это понять, надо просто  увидеть своими  глазами Грецию.


            2005 год