Мировая катастрофа стучится в двери. Кто спасёт че

Игорь Ерошенко
Мировая катастрофа стучится в двери. Кто спасёт человечество?
МИРОВАЯ КАТАСТРОФА СТУЧИТСЯ В ДВЕРИ. КТО СПАСЁТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?
 (Субъективные заметки)
      Спасение человечества –  одна из ведущих тем мифолого-религиозного знания. Христиане, представляющие  Бога в трёх ипостасях, вторую  ипостась так и определяют: Спаситель.
      Наука, предрекая со временем катастрофу и планете Земля, и Солнечной системе и самой Галактики, в которой она находится, тем не менее  помогает  жителям Земли увеличивать, хотя и крайне неравномерно, рост производства, обеспечивающего материальными средствами растущее народонаселение.  Но самое трагичное в современной ситуации человечества заключается в том, что наукой же подготовлены и технологические средства, которые позволяют ему (человечеству) уничтожить себя и другие виды развитых форм жизни на планете. Это помимо того, что деятелность человека на Земле, по данным всё той же науки (правда, внутри учёного мира идут споры по  этому вопросу) экологически вредна для всего живого. Человечеству давно пора переходить от борьбы с природой к синергии с ней.
       Предчувствие возможности организации человечеством собственного массового самоубийства присутствует в той или иной форме в ведущих мифолого-религиозных учениях. Это подтверждается особым вниманием в них к запрету убийства. В буддизме: человеку  предписывается не убивать всех живых существ и не причинять им вреда. Это одно из самых главных повелений этого духовного учения, все остальные выступают его следствием. В христианстве главной ценностью провозглашается любовь к Богу, но  действенно она (любовь) может проявляться только в реальной заботе о людях.    В исламе, «Кто убьёт душу не за душу и не за преступление…» [ ], «тот [ ] подобен убийце всех людей». (см. Св. Коран, 5:32); « а кто сохранит  жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (см. Св. Коран, 5:32).»
    В тоже время  истории известны примеры (и им  несть числа) попрания самими религиозными организациями  запрета на убийство и оправдания его религиозными мотивами, так что приходится потом раскаиваться и признавать свои, в сущности, страшные грехи: раскаяние Папы за деяния инквизиции или признание Русской православной церковью ошибочными гонения старообрядцев.
     У К. Маркса, по нашему мнению, есть намёк подхода к религии с позиций трудящихся классов: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества…».  Термины «религиозное убожество», «действительное убожество» аналогичны тертуллиановским: «абсурдно/нелепо». Трудящиеся (рабы, крепостные крестьяне и другие низы) таким образом протестовали («убого», «абсурдно», «нелепо»), т.е. как умели и как могли против абсурдных же условий в которых они находились. В христианской религии, как бы уточняет Маркс, за приспособленной господствующими классами  к духовному угнетению фантастикой (иллюзиями) необходимо видеть и читать завет трудящихся классов Древнего Рима всем последующим поколениям «труждающихся и обременённых. В религиозных учениях, видимо, необходимо видеть и призыв учиться разбираться с абсурдом.
     Кроме того надо учитывать, что народные религиозные воззрения никогда не совпадали  полностью  с тем, что им внушали официальные клирики, как агенты политически господствующих классов. Обыденный опыт и здравый смысл, которого их нельзя был лишить, видоизменяли  в их сознании наставления клириков. Здравый смысл и практика подсказывали, что сила веры проявляется, прежде всего, в добрых делах, а не в бесчисленных обрядах.
      Обращаем внимание на тот факт, что в массовом народном мифолого-религиозном сознании всегда присутствовал элемент протеста и недовольства порядками, которые устанавливают богатые, как бы они не приглушались проповедями клириков и оружием солдат, посылаемых власть предержащим.
       Маркс и Энгельс  в русле общечеловеческой культурной традиции показали впервые   один из примеров (опытов) трансформации народных чаяний из мифолого-религиозной в форму научной теории. Естественно, не совершенной. Но научные теории, касающиеся сложных проблем не рождаются сразу совершенными, как и инженерные конструкции.
      Опыт социальных изменений (движений) в ХХ – ом и вот уже в ХХ1 – ом веках хоть и подтвердил наиболее активное участие рабочего класса в совершенствовании социальных отношений, одновременно показал, что путь к обществу реального гуманизма оказался более сложным и трудным: богатейшей части буржуазии (олигархату) удаётся подкупать значительную часть трудящихся особенно на Западе. Трагедия развала СССР и социалистического лагеря  в Восточной Европе показала, что изменять рабочему классу и трудящимся свойственно не только политическим лидерам рабочих партий в буржуазных странах, но и политическим лидерам стран, уже провозгласивших себя «социалистическими».
         Полоса ренегатств лидеров Советского Союза и «социалистических стран» в Европе не остановила развитие кризиса Мировой капиталистической системы (МКС). Наоборот кризис стал нарастать. Дальнейшее нарастание кризиса МКС превратилось в угрозу существованию всего человечества и, весьма вероятно, всей жизни на планете Земля.   
        Нам представляется, что сегодня бытийствование капитализма как олигархических общностей не только продолжает эксплуатацию трудящихся, но  и угрожает всем формам жизни.  Суть проблемы в том, чтобы знание этого, а это знание, не миф,  стало знанием каждого человека. Спасение человечества зависит от каждого человека, но  для этого нужно стремиться к реальным знаниям о том, что происходило в этом мире до нас, что представляет собой этот мир сейчас.
      Самой эффективной для решения этой задачи, несмотря на своё несовершенство, является теория реального гуманизма*. Она, как мы полагаем, интегрирует тенденции мировой духовной культуры и обобщает практику совершенствования человеческого рода.  Мы выдвигаем положение, которое многим представится  абсурдным: наступает  эпоха, когда каждый человек должен стать на позиции реального гуманизма. В этом смысле спасение человечества – в руках каждого здравомыслящего человека.
      К сожалению, человечеству оказалось недостаточно бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, «Карибского кризиса»,  аварии на Чернобыльской АЭС, чтобы осознать это.

______________________________
* «Теория реального гуманизма» - представляет собой синтез максимально возможного истинного знания прошлого и максимально возможного истинного знания настоящего человечества, сопровождающийся непрерывным уточнением знания. Такое знание позволяет своевременно увидеть надвигающиеся опасности.  В подтверждения своего понимания  мы можем сослаться на указания В.И. Ленина на то, что коммунизм (теория реального гуманизма) появился «из суммы человеческих знаний» и что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».