Глава пятая. Горячий эстонский парень

Ольга Муравьёва
Главы из семейной летописи.

Глава четвёртая. «Ах, Одесса...» http://stihi.ru/2023/10/10/7576

Самой яркой личностью по линии папиной мамы был, безусловно, её отец и мой прадед, эстонец Альфред Липпинг. Он родился в Тарту в 1879 году в семье крестьянина. Отец его умер, едва Альфреду исполнилось 13 лет. И совсем мальчишкой он уходит из дома в Кронштадт.

В Кронштадте он попадает юнгой, а затем становится матросом на броненосном фрегате «Адмирал Нахимов» — первом российском крейсере с башенной артиллерией. Долгое время крейсер считался одним из самых мощных и быстроходных в мире. Большую часть службы Альфред провёл в дальних плаваниях: Америка, Средиземное море, Дальний Восток, Китай, Корея, Япония.

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1-го ранга А.А.Родионова вошёл в состав 2-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года в печально известном Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а в ночь с 14 на 15 мая торпедирован в правый борт. В ходе ночного боя «Нахимов» потопил три миноносца противника и нанёс серьёзные повреждения вражескому крейсеру «Ивата». Утром 15 мая полузатопленный корабль продолжал героическое движение кормой вперёд (из-за носовой пробоины) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей. Оставшиеся в живых члены экипажа попали в плен.

После того, как японский корабль снял команду с тонущего крейсера, спрятавшиеся на борту капитан и старший штурман сорвали с флагштока японский флаг и подняли Андреевский. Родионов был понят из воды японскими рыбаками, после чего команда японского миноносца захватила его в плен в рыбацкой деревне и доставила в военный госпиталь в Майдзуру.

23 августа (5 сентября) 1905 года состоялось подписание русско-японского мирного договора в американском курортном городе Портсмут. По этому договору Россия уступала Японии аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и веткой железной дороги от Порт-Артура до Чаньчуня; предоставляла японским подданным право рыбной ловли в русских водах Японского, Охотского и Берингова морей, а Корея была признана сферой японских интересов. Также состоялась уступка половины острова Сахалин. После подписания мира началось возвращение российских военнопленных из Японии.

Наш бравый матрос вернулся в Петербург, уволился с Балтийского флота и устроился на Обуховский завод. Рукастый и смышлёный морячок, у которого всё горело в руках, сразу приглянутся мастеру цеха, оружейнику Дмитрию Алексееву. И он женил паренька на своей единственной дочери. Скоро и сам Альфред стал мастером-станочником.

У Альфреда Михайловича и Антонины Дмитриевны Алексеевой-Липпинг родилось пятеро детей: Леонид (1908), Зоя (1910), моя бабушка Анна (1912), Мария (?) и Николай (?). Хозяйственный отец семейства собственноручно солил огурцы в больших бочках, варил кашу по-эстонски. Был большим общественником, не терпел равнодушия. Жили бедно на окраине Санкт-Петербурга возле Обуховского кладбища. Всех своих пятерых детей после школы он привёл на завод: мальчики работали на станках, девочки разметчицами по металлу. Отец болел за их успехи, все работали с отдачей. Именно здесь, на заводе у моей бабушки Анны Альфредовны Липпинг и зародился интерес к неженской профессии военного конструктора.

Эстонская родня считала Альфреда непутёвым: побег из дома, отсутствие образования, женитьба на русской никак не вписывались в их «буржуазные» представления о жизни. Однако сёстры не только поддерживали с ним отношения, но и принимали активное участие в воспитании детей. Так моя бабушка все свои школьные годы с семи до семнадцати лет жила и воспитывалась в семье старшей сестры Эммы Бертольс. Муж Эммы был немцем, врачом. Они жили в частном доме в Старой Руссе. В доме говорили на немецком, играли на фортепиано.

Две другие сестры Альфреда, Амалия и Мина, жили на Невском Проспекте и служили боннами у английского посланника.

Бабушка всей душой ненавидела рюшечки, в которые её одевали, называла всё это «мещанством». Но из уважения и чувства благодарности к тёткам терпела эту жизнь. Бунтарка, как и её отец, она мечтала вступить в комсомол и работать на заводе.

Но это уже другая история.

На фото: Альфред Липпинг, матрос крейсера «Адмирал Нахимов», 1900 г.

Глава шестая (полудетективная). Муравьёвы — рабочая династия
http://stihi.ru/2023/10/15/6482