Хроника Нидерландов в стихах

Юлия Тележко
Жан Пьер Рави и Дрик ван Виссен


1. Вступление 
Что мир наш стал  каким он стал, -
 Итог истории. – Сказал
 Принц дочке: -  Правило простое,
Одно идёт, потом другое.
Событий цепь не изменить.
Истории не рвется нить.
Позволь мне дать, служа Отчизне,
Простой пример из нашей жизни.
На троне бабушка  сейчас.
Затем пробьет мой славный час.
Потом сей трон украсишь ты.
Так в очередь для простоты
Идут всегда, за годом год
Дела, не задом наперед.
Но в университете все
Нить потеряли в суете,
Что связывает с прошлым нас.
Придёшь ли в школу или класс,
Никто о прошлом знать не знает. –
Так Виллем  дочку  поучает.-
И для того учу тебя,
Пока в кроватке спишь, сопя.
О том, что было здесь, в стране
Я расскажу в ночь при луне,
Использовав материал
Сей книги, что  нам написал
Дуэт поэтов, воссоздав
Историю страны в стихах.
 
2. Первая глава
Когда дневной наш труд свершён,
Закат окрасил небосклон,
Парк дивно озарён луной,
Молчит и пёс сторожевой,
Который лает и рычит
Обычно. Тишина царит.
 Тогда приходит Угомон
И навевает сладкий сон,
А я готов тебе опять
О Нидерландах рассказать.

Итак, с начала мы начнем,
Особо не копаясь в нем.
Поскольку древние года
Забыты ныне навсегда.
И как бы мы ведь не искали,
В те времена книг не писали.
И называем время то
Доисторическим  за то.
Ведь не записывались факты.
Те, что остались, артефакты
Как знак, что было что-то здесь,
Нашли  в земле в раскопках днесь:
Вот череп лошади, топор,
Рубило, челюсть, бус набор,
Болотной мумии  чело
И больше впрочем ничего
Ученые  здесь не найдут. 
Но доказательством слывут
Того, что здесь следы людей,
Захороненья их семей.

Могилы те – не монументы
(Подобно нашим), ведь там в Дренте .
Где их  последний путь лежит –
Дольмен воздвигнутый стоит.
Для стройки были же должны
Ворочать люди валуны.
Похоже эдакое бремя
Порядком изнурило племя.
Так этот бодрый нарратив
Смертельной скукой завершив.

Приход германцев, наконец,
Всему и положил конец.
В Рим вторгнулся за готом гот.
За смелость хвалят тот народ,
Как знаем с издавна доныне
Из книг Тацита  (на латыни
Писал, и он не мог солгать).
Хотя здесь есть, как бы сказать,
Другая сторона той были –
 Они язычниками были.
Хотя Христос давно страдал,
 Евангелий гот не читал,
И Библии они не знали,
Так христианами не стали.

Креститься наш народ успел,
Но больше всех в том преуспел
Святой Серватий , Виллиброрд ,
Хоть ими всяк голландец горд,-
Католики (как и твоя
Вся аргентинская родня ) ,
Не протестанты, как должны
Быть граждане своей  страны. 
Но это тонкие моменты,
Оставлю эти сантименты
Теологам и богословам,
Священникам, знакомым с Словом,
Собаку съевших в теме «вера»,
Тер Линден   братьям, для примера. 
_________
Перевод с нидерландского.
Хроника Нидерландов в стихах» была написана авторами в 2003 г.
  Бабушка –  на момент написания королева Нидерландов Беатрикс.
  Виллем-Александр Оранский –  На момент написания Хроники был кронпринцем.
  Катарина-Амалия Нидерландская, принцесса Оранская. На момент написания Хроники была младенцем. 
  Угомон – сказочный персонаж, бросает детям в глаза песок, чтобы они уснули.
  Доисторическое время – период истории до появления письменности.
  Болотная мумия – Болотные люди или «болотные тела», тела из трясины — полностью или частично сохранившиеся человеческие останки, обнаруженные в торфяных болотах на севере Европы на протяжении последних 200 лет, преимущественно в Дании, Германии, Нидерландах, Великобритании, Ирландии и Швеции.
  Дольмены в Дренте – Если посетить север Нидерландов, то можно увидеть воочию эти каменные сооружения. Всего их насчитывается чуть больше пятидесяти. Пятьдесят два в провинции Дренте и два в соседней провинции Гронинген.
  «О происхождении и местоположении германцев» - составленное Тацитом на исходе 1 в.н.э. этнографическое описание германских племен, живших в то время за пределами Римской империи.
  Святой Серватий, Серватий Маастрихтский (умер в 384) – первый епископ Тонгеренский (современная Бельгия), христианский святой, почитается как святитель.
  Виллиброрд (657-739)– бенедиктинский монах, миссионер, с именем которого связано обращение в христианство Фризии, в связи с чем также его называют «Апостолом фризов».
   Родственники Катарины-Амалии по материнской линии.
  Нидерланды включали в себя изначально территорию и современных Нидерландов (Северные провинции) и Бельгии (Южные). В XVI веке Северные провинции отделились и страна стала протестантской, Южные (современная Бельгия) остались католиками.
  Тер Линден Карел – придворный (негласно) священник Оранских уже 30 лет. Епископ, венчавший Виллема-Александра Оранского и Максиму Соррегьету.
Тер Линден Нико – старший брат Карела, богослов.

RIJMKRONIEK DES VADERLANDS

I. INLEIDING

"Dat alles is zoals het is
komt voort uit de geschiedenis,"
sprak vader Willem-Alexander,
"het een volgt altijd op het ander;
zo is het en niet omgekeerd,
dat heb ik als student geleerd.
Laat mij je uit ons eigen leven
daarvan een simpel voorbeeld geven:
Nu zit je oma op de troon,
daarna kom ik als oudste zoon
en dan, als alles meezit, jij.
Zo staat de mensheid in de rij
en volgen jaar na jaar na jaar
de dingen keurig op elkaar.
Maar aan de universiteit
is men de draad volledig kwijt
die ons verbindt met wat er was.
En ook op school en in de klas
heeft men geen weet van het verleden
en dat is nou precies de reden
dat ik jou hierin onderricht
terwijl je in je bedje ligt.
Wat er gebeurd is in ons land
zal ik vertellen aan de hand
van dit voortreffelijke boek
dat op mijn nederig verzoek
gemaakt is door Jean Pierre en Driek:
De Vaderlandse Rijmkroniek.

II. EERSTE HOOFDSTUK

Steeds als het dagwerk is gedaan,
de zon weer plaatsmaakt voor de maan,
het park iets toverachtigs krijgt
en zelfs de waakse hofhond zwijgt
die verder almaar blaft of gromt,
wanneer, kortom, de avond komt,
lig jij te wachten op Klaas Vaak
en rust op mij de mooie taak
jou in je kleine ledikant
iets te vertellen van ons land.

Kom, ik begin bij het begin
al ga ik daar niet diep op in,
want veel viel uit de oude tijd
ten prooi aan de vergetelheid
en is ook niet meer na te zoeken
(er waren immers nog geen boeken);
een tijd waarvan men weinig weet
en die dus prehistorie heet
omdat er niets is opgeschreven.
Maar wat wel over is gebleven
ten teken dat er iets bestond,
is wat men in de bodem vond:
een vuistbijl in de boerenkool,
een kakebeen, een halve zool,
een veenlijk en een paardenkop,
al houdt het daar ook wel mee op;
meer geeft de aarde ons niet prijs.
Maar het onwankelbaar bewijs
dat hier door mensen is geleefd
is dat men ze begraven heeft.

Het waren wel geen monumenten
(zoals de onze), daar in Drenthe
waarin ze werden bijgezet,
men deed het in een hunebed.
Nu was die hunebeddenbouw
zelfs voor die lui een hele sjouw
zodat ze na verloop van jaren
volledig uitgestorven waren.
Daarna was het naar mijn gevoel
hoofdzakelijk een dooie boel.

De komst van het Germaanse ras
maakte aan deze toestand pas
een eind in de Romeinse tijd.
Om reden van zijn dapperheid
werd dit krijgshaftig volk geprezen
zoals nog altijd staat te lezen
bij Tacitus (in het Latijn,
dus kan het niet gelogen zijn),
al was er wel een schaduwzijde,
want de Germanen waren heiden
terwijl het al na Christus was.
Maar niemand die de Bijbel las
zodat ze daar ook niks van wisten
en daarom waren ze geen christen.
Dat kwam pas met de kerstening.
En wie daarin het verste ging
was eerst Servaas, toen Willibrord,
ofschoon aan hen ook weer iets schort:
de beide heren waren Rooms
(net als je Argentijnse ooms)
en niet fatsoenlijk protestant
zoals het hoort in Nederland.
Doch deze delicate zaken
breng ik zelf liever niet ter sprake,
dat is meer iets voor theologen.
Ik heb daarbij twee broers voor ogen
die dominee Ter Linde heten
en alles van de Bijbel weten.