Не тот гранит грызем

Сергей Мельников 13
Когда все в мире отупеют,*
И книги Пушкина сожгут.
Тогда, в пыли развалин,
Серую, мою, мазню найдут.

Да он же просто Гениален!
Лукаво молвит некий плут.
Он небесами нам подарен,
Лихо на пьедестал внесут.

В прошлом, был бездарен,
А среди этих очень крут.
Весьма конечно благодарен,
Но боги ваши сильно врут.

Нынче дружно книги жжете,
Души, превращая в цифру.
Себе и детям, нагло лжете,
Читая жадно денег рифму.

Дурно и неправедно живете,
Отцов забыв не почитая.
Навязанный гранит грызете,
И вовсе не о том мечтая.

Идём мы все уверенно,
К тому, с чего я начал.
Или, ведут намеренно,
Ловко умы дурача.

То, мужики беременны,
То, на майданах скачут,
Пройдет немного времени,
И небеса заплачут…

                16.10.2023г.
Изображение из Интернета

____

* - ЕГЭ - Болонская система оглупления нации.
      Автором идеи введения тестирования и ЕГЭ в российских школах стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1997 до 2004 года. Он начал реформу по присоединению страны к Болонскому процессу.
      В сентябре 2003 года в Берлине им была подписана Болонская декларация. Его последователем и ярым поборником ЕГЭ и тестирования стал Андрей Фурсенко, сменивший Филиппова на посту Министра образования в 2004 году.
     В 2004 году ЕГЭ сдавали уже в 66 регионах Теперь сдают все, кроме Крыма. Обоснованием идеи введения ЕГЭ является вхождение в Болонский процесс. Своё видение этого процесса Фурсенко озвучил на ежегодном форуме молодёжи на Селигере 23 июля 2007 года.
     Он сказал, что недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.
      Таким образом, главная цель образования взрастить потребителя. А для этого не надо учить молодёжь думать, рассуждать, логически мыслить. Тесты и ЕГЭ предназначены для того, чтобы подавить творческое начало человека с малых лет.
      Система тестирования и ЕГЭ возникла во Франции в 60-е годы, чтобы облегчить обучение иммигрантам из Африки. Начались выступления населения против оглупления нации.
И через три года эту систему отменили. А в 90-е годы она возродилась снова в виде Болонской системы.

     Введение ЕГЭ в России оказалось настоящим ударом для учащихся и их родителей. Ее создал министр образования Фурсенко.
Андрей Фурсенко был министром образования с 2004 по 2012 год. Однако население запомнит его именно из-за единого государственно экзамена. Он был призван исключить коррупцию, но в результате превратился в настоящую психологическую проверку для каждого ученика старших классов. После него политика сместили с поста, но на этом его карьера не прервалась.
     Наверняка многим интересно, что же стало с Фурсенко после столь категоричного решения. На самом деле не было никаких притеснений или упреков в его адрес, бывший министр лишь получил новое назначение, заняв пост помощника президента РФ 21 мая 2012 года.
Можно сказать, что это даже повышение, хоть и Андрей Александрович его не достоин. Тем не менее, он до сих пор занимает указанную должность, а также 12 декабря 2013 года Путин сделал его председателем попечительского совета Российского научного фонда. Это указывает на тот факт, что его никто не собирает снимать или «убирать» подальше.
     Бывший министр образования РФ, Фурсенко, навсегда оставил «след» в российском образовании. Он ввел ЕГЭ, превратившееся в серьезную проблему. Да, официально он следовал «благим целям», но результат оказался катастрофой. Однако это лишь дало толчок его карьере, позволив занять должность помощника президента РФ.
     Может кто-то считает, что со сменой министра ситуация изменилась в лучшую сторону!
   В кодификатор ЕГЭ - 2024 г. по литературе внесены изменения.
Из списка обязательных произведений ЕГЭ по литературе в следующем году убрали классиков вплоть до второй половины XIX века. Пропали произведения Державина, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Это следует из демоверсии экзамена, опубликованной на сайте ФИПИ (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»).
     Теперь, чтобы сдать экзамен, детям не нужно знать ни Жуковского, ни Грибоедова, ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гоголя. Убран целый ряд произведений, важных для понимания историко-литературного процесса в России XIX века.
     Кроме того, в списке произведений появились современные авторы, например, Захар Прилепин, Виктор Пелевин или Евгений Гришковец. Их можно было использовать в ЕГЭ и раньше, но не все проверяющие могли засчитать аргумент как правильный.
     Смена политических настроений в стране почти всегда сразу отражалась на школьных программах и учебниках по литературе. Но сейчас к этому добавилось новая, более опасная тенденция: упростить списки для обязательного чтения из мнимой заботы о наших детях, которым якобы очень тяжело осилить сложные и длинные тексты типа «Войны и мира» или «Преступления и наказания», а потому они вообще перестают брать в руки любые книги. По той же логике, тогда и в математике можно остановиться на таблице умножения. Ведь вычислять логарифмы — это же сложно.
И к чему мы придём?
Очевидно, к полной деградации и утрате культуры.
____
О том, как изменилась литература в школе и почему нельзя допускать упрощения программ, рассуждает Алексей Фёдоров, учитель литературы московской гимназии № 1516, кандидат филологических наук:
Песен о Буревестнике не поют
Юлия Борта, АиФ.ru: Алексей Владимирович, какие произведения за последние 30 лет ушли из школьной программы, а какие в неё добавились?
Алексей Фёдоров: Списки обязательного чтения менялись не только последние 30 лет, но и на протяжении XIX века, когда они только возникли, и в ХХ веке, конечно. Хрестоматийные списки во многом отражали процесс постепенного формирования отечественной классики, школьного литературного канона. Если же рассматривать последние несколько десятилетий («чему, чему свидетели мы были»), можно обозначить две основные тенденции. Первая — идеологическая. После событий, изменивших общественное отношение к советскому наследию, из писателей XVIII-XIX веков пострадали, прежде всего, Радищев и Чернышевский. Сейчас в большинстве школьных программ по литературе Радищев если и представлен, то небольшими фрагментами из «Путешествия из Петербурга в Москву», а Чернышевский с романом «Что делать?» фактически остался только в программах углублённого изучения литературы. А между тем, эти авторы интересны и важны по многим причинам. Их произведения оказали серьёзное воздействие и на умонастроения современников, и на литературное творчество русских классиков. Изучать романы Достоевского и Толстого, конечно, лучше, имея представление о тех теориях, с которыми они полемизировали; знакомиться с жанром антиутопии (от Салтыкова-Щедрина до Замятина), не зная ни единого примера «первичного» жанра — утопии — по меньшей мере странно. К тому же, поделюсь личным учительским убеждением: оба произведения, особенно «Что делать?», трудные при чтении, оказываются, как правило, удивительно интересными при обсуждении в классе.
Смена идеологического вектора коснулась и литературы советского периода. Исчезли из школьной программы роман «Мать» и всё послереволюционное творчество Горького. Дети теперь читают в лучшем случае его ранние романтические рассказы и пьесу «На дне». Песен о Буревестнике и Соколе никто уже не поёт. Маяковский теперь не «поэт Октября», а футурист, экспериментатор в области стиха, создатель ярких необычных образов и т.д. А потому ни поэмы «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин», ни стихов о советском паспорте дети не знают. Проходят «Облако в штанах».
Исчезли из обязательной программы «Пётр Первый» А.Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» Фадеева. Изменились акценты в изучении Шолохова. В советское время школьники читали «Поднятую целину», потом её вполне резонно сменил «Тихий Дон».
Но и он сейчас под вопросом.
— Чем же «Тихий Дон» не угодил?
— Прежде всего, своим объемом, но не только. По мнению многих либеральных реформаторов образования, не может быть гениального произведения, написанного человеком коммунистических убеждений. Поэтому опять запускается в медиапространство пыльная, давно сданная в архив теория о шолоховском плагиате...
Поэтов стало больше
— А что взамен?
— Свято место пусто не бывает. А потому в 11 классе разрастается почти на полгода «серебряный век». Раньше в программе были три ключевые фигуры этого периода: Блок, Маяковский и Есенин, великие русские поэты XX века, которые собственно «серебряный век» переросли. Сейчас к ним добавились поэты второго ряда, школьники погружаются в различные течения и школы этого сложного и пёстрого периода: акмеизм, эгофутуризм, имажинизм и другие. Кроме того, с той же подробностью (как Блока, Маяковского, Есенина) теперь предлагается изучать и Ахматову, и Цветаеву, и Пастернака, и Мандельштама. Как правило, без оглядки на то, что их поэзия зачастую требует от читателя серьёзной филологической и общекультурной подготовки.
Особенно странно всё это выглядит на фоне недавних громких заявлений о необходимости (или желательности) удаления «Войны и мира» и Достоевского из школьной программы. Вообще, если ориентироваться исключительно на степень сложности, то в школьной программе надо оставить только тексты, созданные специально для детей. Почти вся классика — произведения непростые, написанные для взрослых. До понимания этих произведений можно (и нужно!) расти всю жизнь. И школа — первая ступенька постижения этого богатейшего мира. Образно говоря, если в школе на эту ступеньку не «встать», то потом до следующей ступеньки можно и не «допрыгнуть». Ведь классика — это не то, что прочитал-понял-успокоился-забыл. Это то, что необходимо перечитывать. Это трудное чтение. Но труд души не стоит путать со скукой и бессмысленной тяжестью. Поэтому нужно бороться за обязательное присутствие в школьной программе «Войны и мира» и «Преступления и наказания». Которые (попутно заметим) уж никак не сложнее Библии.
— Какие ещё произведения появились?
— В программу включили писателей-эмигрантов, которых не могло быть в советской школе, начиная от Шмелёва и заканчивая Солженицыным. Здесь же можно назвать «возвращённые» имена: долгое время не издававшиеся произведения Булгакова, Платонова и др.
— Но это же хорошо?
— Безусловно, если это происходит не через принципиальное «выдавливание» всего «советского» в отечественной литературе. Пусть и трагически разорванные, но это неотъемлемые части нашего общего культурного достояния. Нельзя просто механически заменять одно другим.
Упростить и веселить
— На что ещё сместились акценты в школьной литературе?
— Вторая тенденция, помимо идеологической, — «разгрузочная». Неоднократно звучат призывы «облегчить» программу, давать детям произведения поменьше и попроще. Как же бедный школьник, который кроме комиксов в жизни ничего не видел и кроме гаджетов ничего не жаждет, сможет осилить полторы тысячи страниц «Войны и мира»? Логика проста: хватит врать и заниматься имитацией, надо признать очевидный факт, который заключается в том, что дети не читают. Исходя из этого факта, будем читать с детьми (вслух) небольшие рассказы, желательно о них и для них написанные, причём написанные современными авторами, современным языком. Зачем им «Капитанская дочка»?
— А к современным писателям как теперь относятся?
— Сейчас мы видим попытку противопоставить современность «архаичной» классике. Сделать ставку на современную литературу как на единственный способ вернуть интерес к чтению у ребят. Тезис такой: мы скучной устаревшей «обязаловкой» отбиваем охоту к чтению. А вот если бы с ними начать читать что-нибудь такое легко-игриво-весело-увлекательно-злободневно-актуальное, то всё будет иначе... Но это самообман. И ложное противопоставление. От массовой культуры и китча они никогда ни к чему подлинному не придут. После «кока-колы» святую воду пить не станут, прошу прощения за такое сравнение. А чтобы понять серьёзную современную литературу, надо очень хорошо знать классику.
Не наоборот.
Неоднократно звучала идея сделать «золотой канон» школьной классики, нашу культурную основу, необязательной для изучения. И предложить учителю самостоятельно выбирать произведения, на которых он будет с учениками отрабатывать какие-либо читательские умения. А кто это будет — Пушкин или Пелевин — якобы не важно. Очень надеюсь, что до этого всё же не дойдёт. Во всяком случае, Общество русской словесности, созданное недавно и возглавленное Патриархом, одной из приоритетных задач своей деятельности объявило как раз защиту классической литературы в школе. Оформляется мощная тенденция противодействия оголтелым «инновациям» в литературном образовании. Без этого мы рискуем окончательно утратить иерархию ценностей, представление о необходимости и свободе, важности и второстепенности. Многие образовательные документы уже «заложили мину» под наш общий культурный фундамент. Существующие списки произведений почти всегда сопровождаются оговоркой об их необязательном статусе, вроде как это снисходительное «подспорье» для некреативных педагогов, привыкших к спискам и указаниям сверху. А смелые раскованные учителя этим перечнем могут пренебречь.
— Мне кажется, наоборот, смелость в том, чтобы суметь донести до ребёнка «Преступление и наказание», открыть в нём что-то актуальное, созвучное детям.
— Конечно! Гораздо проще составить школьную программу из произведений, которые самому учителю, как читателю, ближе, чем бороться с «хрестоматийным глянцем» общеизвестных текстов, открывать их для ребят так, чтобы они «пробивали» до глубины души. Нам пытаются навязать позицию, что высший профессионализм учителя словесности — это способность формировать свой список. А ведь на самом деле высший пилотаж — умение в рамках «золотого канона» (эти рамки не тесны, в них умещается бесконечность) прочитать вместе со школьниками известные произведения как новые, актуальные, необходимые лично для каждого. И прожить эти произведения вместе. Так, чтобы осталась потребность к ним вернуться — потом, после школы, в новой взрослой, постоянно меняющейся жизни. Потому что благодаря классическим произведениям мы лучше понимаем страну, в которой живём, народ, к которому принадлежим. И себя самих, как в чудесном зеркале отражённых в каждой вечной книге.

«Пишите, как я сказала!»
Новые «вершины» качества образования в этом вопросе показала подмосковная школа № 8 Одинцовского района Московской области, где на уроках русского языка и литературы учитель Гульчехра Каримова стала обучать детей по методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ).
Детали происходящего на уроках опубликовали в своих социальных сетях родители школьников:
«… Дети повторяли тему "Звуки и буквы". Учительница допустила 11 ошибок в транскрипции слов. Нигде не указана мягкость согласных. На возражения учеников, которые пытались поправить учительницу, Гульчехра Жабаровна отвечала: "Пишите, как я сказала!"…».
Родители тревожатся зря или к педагогу все-таки есть вопросы?
Оценить работу коллеги с профессиональной точки зрения попросили члена общественной палаты Санкт-Петербурга, директора лицея № 369 Константина Хостова:
 «То, что мы видим – это часть методики обучения русскому языку, которая преподается в вузах Узбекистана, Таджикистана. Сначала идет слово на родном языке, далее транскипция, как это надо произносить по-русски. Так преподают русский язык в этих государствах. В данном случае мы видим, что учитель, имеющий диплом учителя русского языка, полученный в Таджикистане или Узбекистане, работает в нашей подмосковной школе и преподает наш язык детям-носителям языка, как его учили», — заявил К. Хвостов.
Смогут ли учителя-мигранты «поднять с колен» великую русскую культуру?
Сферы привлечения иностранной рабочей силы из года в год расширяются. Новые «мигранты-соотечественники» не только помогают нам в ЖКХ и строительстве, но и активно трудятся в государственных структурах, культурных и лечебных учреждениях. Дошла очередь и до учебных заведений — мест, где наших детей знакомят с основами нашей культуры.
Граждане бывших союзных республик с российским паспортом, но не будучи носителями русского языка, начинают преподавать русский язык и русскую литературу в школах. Есть ли в этом польза, и может ли такая «помощь» поднять русскую культуру на новый уровень?
 Дело в фамилии?
Как только эта новость стала достоянием общественности, на головы протестующих против таких «вершин» преподавания русского языка, обрушились обвинения в расизме и шовинизме.
Кто-то рассказывает, что у нее двадцатилетний стаж преподавания в школе и, вообще, «Гульчехра ожидала, что из-за её имени/фамилии возникнут какие-то домыслы, правда, не думала, что это произойдёт так быстро».
 Другими словами, если бы данный учитель сменила имя и фамилию на Марию Иванову, то ее знания и методика преподавания устроила бы всех или дело в чем-то другом?
 
20.09.2023 г.

Учителя бегут из школ. Среднее образование России в кризисе
Невероятные диспропорции в зарплатах директоров и учителей, перегруженность классов, постоянно меняющиеся учебники и методички, обилие отчетности и общее падение престижа учительского труда, все это приводит к массовому уходу квалифицированных педагогических кадров из системы образования и падению его качества. Особенно заметно это стало в последние несколько лет. Их места занимают случайные, неподготовленные должным образом люди, не способные передать свои знания детям, поскольку сами таковыми не обладают. Результат – крайне сложная ситуация, сложившаяся в системе государственного школьного образования.
В сфере школьного образования в России создалась ситуация, к которой очень подходят слова В.И. Ленина, «когда верхи не могут, а низы не хотят». Именно так можно охарактеризовать то, что происходит сейчас в государственных школах. Если не будут предприняты срочные меры, возможно возникновение необратимых процессов, способных ввергнуть всю систему школьного образования в глубокий системный кризис, который приведет ее к окончательному развалу. Назовем основные проблемы:
 Падение престижа профессии учителя
Уважение к учителю — непременная составляющая профессии. Снижение общественного признания и уважения к учителю со стороны общества приводит к тому, что педагогическая деятельность перестает быть привлекательной для молодых людей, а сами учителя не чувствуют себя уважаемыми и ценными членами общества. Это вынуждает многих профессионалов покидать стены родной школы, несмотря на то, что этой работе было отдано много лет жизни и сил.
    Для всей системы это крайне опасное явление, способное разрушить ее изнутри. Момент, когда для работы с детьми в школы начнут приходить малограмотные, слабо заинтересованные в своей работе люди, будет означать, что Россия вступила в финальную стадию развала своего начального и среднего образования.
Для страны это может означать только одно – неизбежное падение научно-технического и интеллектуального потенциала, с отсутствием перспективы покинуть ряды стран третьего мира в ближайшем будущем.
К основным причинам данного явления можно отнести:
• Низкий уровень оплаты труда. Это самая очевидная и главная причина, по которой профессия учителя становится менее привлекательной. По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет около 40 тысяч рублей. Это значительно ниже средней зарплаты по стране, которая составляет около 55 тысяч рублей.
• Потребительское, неуважительное отношение со стороны общества. Сложился стереотип, что учитель - это «обслуживающий персонал», что-то вроде государственной няни для ребенка.
Зарплата учителя
В разных регионах России средняя зарплата учителя составляет от 25 до 65 тыс. рублей. В крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург она может быть на 20-30% больше. Сюда можно прибавить различные надбавки, например, за категорию, классное руководство, внеклассную работу, продленку и другие дополнительные обязанности, предполагающее работу «от зари до зари». 
СПРАВКА:
Зарплата директора. Данные, которые приводятся ниже широко не афишируются, но доступны из разных источников: Суммарные ежемесячные выплаты директору школы превышают зарплату учителей в 5-10 раз и достигают отметок в 800-900 тыс. рублей в месяц. В среднем по стране директор школы получает 400 – 600 тыс. Сюда входит не только ставка, но и различные щедрые надбавки руководителям организаций, выделяемые из бюджета.
Может быть в этом и кроется причина низкой заработной платы учителей?
 Моральная атмосфера в коллективе
Учителя с большим стажем отмечают, что в последние годы моральный климат в коллективах значительно упал. В большинстве случаев это заслуга администрации — директора школы, который не только не способен создать благоприятный моральный климат в коллективе, но и всячески поощряет такую ситуацию, ведь разобщенным коллективом легче управлять. В таких коллективах процветают сплетни, интриги, конфликты между коллегами.
Чувство безграничной власти директора над учителем – большая проблема современной школы, которая мешает создать дружный, сплоченный коллектив. Постоянное психологическое давление руководства и общий нездоровый климат в коллективе – почти обычное явление.
Неуважение к личности сотрудника со стороны администрации может выражаться в оскорблениях, унижениях, грубом обращении и т.д. Все это создает атмосферу страха и подавленности в коллективе.
 Переполненность классов
Еще одна старая и острая проблема, при которой невозможно получение качественного образования. По данным Минпросвещения РФ, в 2023 году в России около 1,3 миллиона школьников учатся в переполненных классах (более 25 человек в классе).
Каждый урок в таком классе – дополнительный стресс для учителя и общее снижение успеваемости у учеников. Основные причины переполненности классов:
• Нехватка учителей. Во многих регионах России наблюдается острая нехватка учителей, особенно в сельской местности. Это приводит к необходимости объединять учащихся из разных классов в один большой.
• Нехватка помещений. Это приводит к тому, что в некоторых классах приходится проводить уроки в коридорах или других помещениях, не предназначенных для занятий.
 Отчетность учителя
Обилие бумажной и электронной отчетности является одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются учителя. Вместо подготовки к урокам приходится заполнять большое количество документов, которые не имеют непосредственного отношение к учебной работе. Часто это занимает значительное количество личного времени, котороего у учителя и так немного.
 Последний шанс
Нет уверенности, что даже устранение всех этих проблем способно полностью остановить стремительный регресс нашего школьного образования, сохранить оставшихся и привлечь в школу новых профессионалов,
но делать что-то надо и очень быстро, пока процесс развала не стал необратимым. Понимают ли это в нашем Минпросвещения?
 01.10.2023 г.

     Выше обозначенные проблемы в среднем образовании, естественно влекут за собой падение общего уровня современных специалистов, по мнению кандидата исторических наук, сопредседателя правления Союза православных женщин Нины Жуковой, вызвано тем, что образование перестало быть фундаментальным:
Раньше специалисту, тому же инженеру, преподавали в достаточной степени и гуманитарные науки. Он не был ограничен только своей специальностью. А сейчас фундаментальное образование заменили "компетенциями". У тебя есть место работы, где инструкция определяет, что ты должен знать. В рамках этой инструкции ты получил эти навыки. А если чуть-чуть приподняться – уже не знаешь, не умеешь, этому ни в каком колледже и вузе не обучали. Клиповое сознание: ответы на вопросы тестов вместо школьных сочинений, отсутствие анализа происходящего на уроках истории. Вместо фундаментальных знаний – поставить крестик в нужном месте, заполнить табличку.