И мемы, и мимы как прежде ранимы! 5

Светлана Водолей
          Нет, далеко не все мужчины думают о Римской империи. О том, как стать воином её. Ведь Третьему не бывать, а Четвёртого не миновать?.. Вспоминается один "скрипач" из Донецка, выехавший "во спасение своё" в Финляндию и живущий как приживалка со своей семьёй, хватающий в своё пользование всё, что "плохо лежит", на лбу которого лицемерие и всякое отсутствие нравственности написано "яркими буквами",- отнюдь вовсе не желает быть воином, защитником добра и света. Паниковский в классическом его варианте. Готов на всё. "Я вас продам, куплю и снова продам!" Но это из разряда предателей, спасающих свою шкуру. Бежавший и сбежавший. Ему не стыдно за кровь собратьев, воюющих вместо него за его же родную землю. У таких Родины нет.

          Стал ли "пока ещё ненашумевший мем", спектакль Рижского русского театра им. М.Чехова "Калигула" ЕДИНИЦЕЙ, ЗНАЧИМОЙ для культурной информации, это мы ещё увидим. Но то, что Тема пришлась очень кстати, на фоне разворачивающихся событий в мировом пространстве, как то: освободительная война палестинцев на Ближнем Востоке, "почти" не состоявшаяся война в Нагорном Карабахе или военная операция на Украине,- этого нельзя отрицать. Тем более, что речь в спектакле идёт не о начале нашей эры и даже не о сороковых годах XX века, когда гениальный француз Альбер Камю написал свою пьесу "Калигула" о Гае Юлие Цезаре.

                Миры близки как никогда.
                И времена, конечно, тоже...

          Речь идёт об извечной борьбе добра и зла, когда побеждает то одно, то другое,- но ничего не приносит человечеству счастья в конце концов. Невольно приходит мысль, что ТАК ЗАДУМАНО СВЫШЕ. Извечная "Зависть богов"?.. Разве вы не замечали, что даже на примере одного человека, попробовавшего настоящего Счастья на вкус, он тут же незамедлительно или чуть позже, но обязательно расплачивается за катарсис перенесённых ощущений, длившихся какие-то мгновения, и получает такую дозу зла, откат, бумеранг, назовите как хотите,- равноценную перенесённым ощущениям, но только со знаком "минус",- что Счастье стирается как призрак в тумане, а остаётся одно только воспоминание о нём. Это редкость, но я знаю это на собственном опыте, и не раз. Помню, как один молодой киргизский поэт, отдыхавший в Доме творчества писателей в Дубулты, страстно воскликнул: "Ну, почему я всегда должен ждать?!" Глубокая философская мысль. Счастье всегда надо ждать, долго ждать, но даже в быстром варианте оно приходит не ко всем.

          В премьерном спектакле режиссёра Сергея Голомазова — подняты такие темы, как обаяние зла, взгляд в бездну, примирение со злодействами, к несчастью,
они становятся слишком актуальными в наши дни и требуют своего осмысления.  Нерешённые вопросы исторической необходимости требуют разрешения. А работа над ошибками для "блаженных", живущих на переломе столетий, сопровождается войнами, кровью, страшными преступлениями, борьбой не на жизнь, а на смерть. Сегодня "обаянию зла" поддалась существенная часть человечества, доминирующая "над" и подминающая под себя тех, кто "под". Многие из тех, кто "под" потеряли надежду и веру в то, что они что-то могут изменить. Жизнь становится бессмысленной и безнадёжной. Только сильные особи способны в такой атмосфере сопротивляться и действовать. Но двум смертям не бывать, а одной не миновать. Поэтому важно ЖЕЛАТЬ и ВОПЛОЩАТЬ! Примеров тому много!..

          Если в слове мем поменять одну букву, то получится другое слово, но с близким "театральным смыслом" — мим, "подражание", что у античных греков и римлян означало сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев — выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально-бытовой сатирический фарс. Актёры в этом виде театра тоже назывались мимами. Вот и в этом спектакле ожидается много музыки, пения, "представления"...

          Во многом новинка театра имени М. Чехова родственна недавнему "Гамлету" Виестура Кайришса, но, в отличие от Шекспира, текст Камю известен куда меньше, поэтому для многих "Калигула" сохранит и чисто сюжетную увлекательность, и, возможно, напомнит "Игру престолов", даром что далекую от Римской империи, а на самом деле довольно близкую. Надеюсь, три с лишним часа спектакля пройдут для вас куда быстрее, чем думается.

          Но даже самый актуальный театр, это не жизнь. А когда беспросветность и жестокость происходящего переходит все мыслимые пределы, напрашивается естественное решение, позволяющее пережить и остаться человеком: это ирония, которая тоже становится черной. Но насколько только лишь ИРОНИЯ может дать ответы и уравновесить камни добра и зла, это ещё надо решить и понять, чтобы принять или... не принять. Станет ли "естественное решение" единственно правильным, это ещё вопрос! У Камю это мрачный юмор и атмосфера кровавого карнавала, у режиссёра Голомазова — это гротеск, намеренное переигрывание, "представление", настоящая рок-группа на сцене и сумасшедшие костюмы. Так ли только и можно иллюстрировать разгул тирании от опьянения властью или нет, или здесь важна авторская оценка Выбора: на каких стульях сидеть, а какие выбросить?

          Интересен должен быть и подход постановщика к образу Калигулы, который в культуре в первую очередь ассоциируется с развратом и инцестом, а культовый Тинто Брасс даже экранизировал историю тирана в виде эротического кино с Малкольмом Макдауэллом ("Заводной апельсин") в роли Калигулы. Голомазов в своей работе действует здраво и уделяет этой детали из жизни тирана всего несколько минут, как будто ставит галочку, а внимание концентрирует на вещах куда более весомых. В спектакле разврат сексуальный — не что иное, как результат безграничной власти, которая, по Калигуле, дарит такую же безграничную свободу, а на самом деле — топит в крови всех, в том числе самого тирана. С этим можно и не согласиться, потому что и без "безграничной власти" сексуальный разврат как никогда имеет место быть и "в моде", а любимыми жанрами в кино стали детективы, где главные "герои нашего времени" — убийцы, маньяки и коррупционеры, дорвавшиеся до власти.

          Обратите внимание, насколько хорошо рифмуется власть и сласть. И в этом есть что-то общее, наводящее на определённые мысли. Мы знаем, что человеку нужны и важны все вкусы. После сладкого он хочет кислого и солёного, а частенько и горького. На переломе столетий, отягощённых природными катаклизмами, войнами, преступлениями и предательствами, подменой понятий, всеобщей амнезией у многих, забывших "что такое хорошо, и что такое плохо", нет другой возможности как без борьбы, навести порядок, расставив правильные приоритеты исходя из человеческих нужд, требований и желаний. И, конечно, с созидательными идеями, их реальными воплощениями, о чём говорят многочисленные форумы, проводящиеся в последнее время, ведущими участниками и инициаторами которых прежде всего является Россия.
               
                И мемы и мимы пусть будут на благо!
                Мы все так ранимы. О нас эта сага.
                Подумай о ближнем! Стань жезлом у мага.
                Тех ждёт белизна, у которых Отвага.
               
                И зло и добро на местах постоянных.
                Стань сам Прометеем, философ диванный.
                Другим не завидуй. Твори Своё счастье.
                Забыв про обиды, исторгни ненастье.
               
                И Свет пробужденья для утра планеты,
                расставит, умножит, раскроет секреты.
               
                О мире и Духе скорблю постоянно.
                О вас, дорогие земляне-инфанты!**
                Вы все короли, ваши дети в Короне.
                Земляне Земли на космическом троне.
               
                Судьбы исторической вечные дети.
                Бессмертны сегодня на нашей планете!

           Культура, содержащая в себе театр, литературу, живопись, все виды искусств работали и работают всегда только на созидание. Это главное предназначение культуры. Соединять народы, а не разобщать. Надеюсь, что и политика подтянется к этому позитивному решению, если будет, наконец, решён главный вопрос уважения к любой национальности, равной равным в свете исторических перспектив. И, да затянутся раны!

19 октября 2023 года

*Мем — единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

**Инфа;нт, инфа;нта (исп. infante, порт. infante, от лат. infans — дитя) — титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии (до упразднения португальской монархии 5 октября 1910 года), кроме наследников престола.

***Мим (др.-греч.— «подражание») — у античных греков и римлян сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев — выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально-бытовой сатирический фарс. Актёры в этом виде театра тоже назывались мимами.
_______________________

*О, мы, блаженные Сегодня!1.
http://stihi.ru/2023/10/03/2827

Мы - Империя Катехома.2.
http://stihi.ru/2023/10/03/3399

Сосредоточься, и не промахнись!3.         
http://stihi.ru/2023/10/04/2133

О фиговом древе без "фиги в кармане".4.
http://stihi.ru/2023/10/08/2995

И мемы, и мимы как прежде ранимы!5.
http://stihi.ru/2023/10/19/3052

Для утра планеты!/стихи/
http://stihi.ru/2023/10/26/2051

Но если даже Цезарь!/стихи/
http://stihi.ru/2023/10/31/2506

Ты сам свой высший суд!6.
http://stihi.ru/2023/11/06/4290

Свой Выбор. Великому Октябрю! 7.
http://stihi.ru/2023/11/07/3457

/продолжение следует.../