6 лекция Ранняя Ренессансная скульптура

Оля Фролова
Время между средними веками и новым временем
150-200 лет с кон 14 в по нач 16 в-Ренессанс
культура более светская
раскрываются горизонты-география, астрономия
человек-центр мира, поставленный богом
скульптура стала самостоятельна от архитектуры,
заказывают скульптуру для свободных пространств
в Италии -очаг- Флоренция
в 15 в коммуна становится под правлением династии Медичи
высокие технологии в промышленности и банковское дело
1435г Козимо-глава Республики, шёл на встречу рабочим, крестьянам, народу, покровитель искусств, творческого начала
1401г Флорентийская республика объявила конкурс для врат Баптистерия
в 1 в до н.э. основалась Флоренция,
храм Марса
к 5 в возникает баптистерий
в 13 в бронзовые двери
Дар Иоанну Крестителю за спасение от чумы-конкурс
тема-жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака, ангел, барашек, слуги, осёл
1 год на подготовку, отливали бронзовые
получилось 2 победителя- Гиберти(23 года) и Брунеллески(21 год)(Б-отказался)
2 квадрифолия (слепки, музей Борджело, музей скульптуры) Гиберти и Брунеллески, бронзовые рельефы
Гиберти(выиграл)-скалой поделена пополам ,ангел останавливает, а в жертву приносится агнец на скале
Гармония, красота, совершенство, прекрасный, обнажённый торс Исаака, он готов принять свою судьбу
Брунеллески-драматизм, пирамидальная, напряжённый момент, Авраам рукой выворачивает голову Исаака, ангел стремительно останавливает руку Авраама. Позы живые и естественные
Рельефы разные по настроению
Гиберти выиграл, рельефы легче 17 кг, фигуры были полые
Брунеллески рельеф тяжелее на 7 кг
28 штук квадрифолий на двери
Восточные врата тоже делал Гиберти
10 плит по 5 на каждой двери
тема-Ветхий завет
читать-слева на право-змейкой-справа на лево
прямая математическая перспектива
на некоторых рельефах до 100 штук фигур, они выступают в наше пространство
сплющенный рельеф
симультанный принцип- воспринимать всю картину сразу и целиком
много временных сцен
1 бог творит человека
1 людей изгоняют из рая
2 Ной, опьянение Ноя
2 жертвоприношение Авраама
3 первородство
3 Иосиф и его брат
обрамление, орнамент
дверные ручки-левая лысая голова-Гиберти, правая лысая голова-сын Гиберти
Донателло и Гиберти работали вместе
Донателло (Усекновение главы Иоанна Крестителя, также известное как обезглавливание святого Иоанна Крестителя или усекновение главы Предтечи, является библейским событием, отмечаемым как святой день различными христианскими церквями. Согласно Новому Завету, Ирод Антипа, правитель Галилеи времен Римской империи, заключил в тюрьму Иоанна Крестителя за то, что тот публично порицал Ирода за развод со своей первой женой и незаконное взятие своей невестки (жены своего брата) в качестве второй жены Иродиады. Затем он приказал убить его путем обезглавливания.
В качестве небиблейского источника еврейский историк Иосиф Флавий также сообщает, что Ирод заключил Иоанна в тюрьму и убил, заявляя, однако, что истинной причиной, по которой Ирод это сделал, было "огромное влияние Иоанна на народ", которое могло убедить Иоанна "поднять восстание (поскольку они, казалось, были готовы сделать все, что он посоветует)". Иосиф Флавий далее утверждает, что многие евреи верили, что военная катастрофа, которая позже обрушилась на Ирода, была Божьим наказанием за его неправедное поведение по отношению к Иоанну.)Танец Саломеи перед царём Иродом-она подаёт ему на блюде голову Иоанна
Аркады, где движутся люди
копии лишены позолоты, а оригиналы позолочёны
сияние золота-торжество
Собор Санта Мария Дель Фьёри-купол, сложность была возвести леса, что бы там работа на верху
Брунеллески больше 10 лет строил купол и предложил леса
Купол осветил всю Тоскану
Бюст-самостоятельное искусство
Омма;ж (от фр. hommage — признательность, дань уважения) в искусстве — работа-подражание (и жест уважения) другому художнику, музыканту
Внутренняя динамичность, целеустремлённость, готовы совершить великое деяние, внутренний стержень
Восковая маска
использовали буравчики, что бы обозначить зрачок
Интенсивная земная жизнь
Джулиано Медичи-любитель жизни
Лоренцо Великолепный-умнейший, покровитель наук и искусств(Козимо-дед Лоренцо)
Платоновская академия-мыслители, мирно решала вопросы
Лоренцо-высокий, могучий, ассиметричное лицо, выпуклый лоб, привлекателен внутренним миром
портреты женщин
женщина-либо на выдане ,либо жена
томная, отстранённая-прекраснейшая часть мужчины
Батиста Сфорца-в 14 лет за муж, вторая жена
династический брак, любили друг друга
Держала в руках город, магистрат, волевая
7-ой ребёнок мальчик, первые 6 девочек, умирает в 26 лет
изящны,
поясное изображение-появляются руки
задумчивое, сложное лицо
Глубина переживания в трепете рук ,нежная кожа, завитые волосы
тонировали восковыми красками
ребёнок-недоразвитый взрослый
поэтизация детства
Собор Лука семейное, надгробие
Бургунское-римский саркофаг, а на крышке лежит фигура усопшего
голова обращена в небо к богу
Путти-пухлые малыши с крыльями несут гроб, человеческие существа, обнажены
путтики-сказочный образ, чудесной любви
она словно из стекла, дематериальна, складки на теле
в ногах собачка-символ верности
майолика-обожжённая глина, покрыта глазурью, а потом опять обожжена
Лука Делла Роббио -работал долго, медленно, как ускорить процесс?
Приют Святого Марка во Флоренции увидел сосуды с глазурью
Эксперименты сделать глазурь на основе свинца и олова
бело-мраморная античность на голубом фоне ,возвышенное настроение
Донателло- делал Святой Георгий скульптуру сначала полностью обнажённой, а потом её одевал
церковь-зернохранилище, хранилище из камня во Флоренции
перестроено в церковь в 14 в передано гильдии Флоренции
Декор из статуй в 14-ти нишах святых-покровителей гильдии, оказалось, что это дорого для жителей
в начале 15 в совет республики приказал гильдии заполнять ниши и процесс пошёл
1415г гильдия оружейников пригласила Донателло, что бы воплотить образ Святого Георгия
Свободная статуя выходит из ниши, выходит в пространство
Георгий уверенно стоит на 2-х ногах
Он исполнен внутреннего напряжения
мрамор-тело
бронза-декор-шлем, меч,
стройный юноша, он готов к победе
щит-мощь, сила, образ копья,
вертикали-внутренний стержень
любовные поэмы- вы прекрасный
1417г-закончил работу над Святым Георгием
Церковь Санта Кроче Флоренция, Донателло создаёт алтарь Кавальканти
благовещение, не нарушает иконографию
Архангел Гавриил и Дева Мария-сложные, позы, ракурсы, мимика
ПЕРЕКЛИЧКА РУК!!!
похожи юностью, тонкостью
серый камень
на фоне закрытых дверей фигуры
Донателло на всё способен нет преград
алтарь  Донателло
Святая Антония
7 фигур стояли сверху полуциркулем
4 сцены жития Антония
насыщенная фигурами композиция, агрессивная толпа , арки, аркады ,глубина пространства
2.проповедь 3.проповедовал во время похорон очень жадного человека-
СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА НАХОДИТСЯ ТАМ, ГДЕ ЕГО СОКРОВИЩЕ!
или в груди или в сундуках
1.юноша отрубил себе ногу, наказал сам себя, что не почтительно относился к матери, но его спасли, что бы он мог заботиться  о ней
Донателло работает в Падуе
Бронзовая статуя на коне на площади перед собором
Кондотьер(хитрая кошка)-защищал интересы Венеции
Первый конный памятник после Марка Аврелия на холме
постамент 8 метров, статуя больше 3 м
статуя предназначена для кругового хода
Дух Цезаря вселился в него
целое-конь и всадник
движение остановлено, памятник внутри полый
человек-спокойный, уверенный, властный
Верроккьо пожилой создал эскиз-человек на коне, но вскоре он умирает и другой скульптор создал статую
агрессия, конь широким шагом ,всадник привстал на стременах ,черты лица усилили
сложнопрофилировать
стоит и смотрит в вечность
Лоренцо Гиберти-жизнеописание художников
Брунеллески-математик, скульптор ,ювелир, геометрик, художник, архитектор
мастерской Верроккьо дали возможность вскрывать трупы
снимал слепки со своих учеников
юный царь Давид, но он пока пастушок
Давид выходит движимый верой в бога, он вышел на ой с Голиафом без доспехов-божьей волей победителем
по заказу Козимо во дворце Медичи-предполагает круговой обход
разное настроение-жестокое лицо, тонкое, юношеское тело
пастушеская шляпа с листьями аканта-тема победителя, он стоит на лавровом венке
Верроккьо сделал Давида для фонтана ,из головы Голиафа (из раны)должна бить струя фонтана
здесь Давид постарше-ломкость, угловатость
поза контрпост
локоть острый, прекрасное лицо в обрамлении кудрей
ликует, бравирует
голова Голиафа отлита отдельно
Леонардо Да Винчи был учеником Верроккьо, есть версия, что это образ юного Леонардо