И я пошла тропу искать

Ольга Ботолина
   Таким заголовком, практически охватывающим содержание лирического сборника «Поэтесса из города N»  Марины Сысоевой из Северодвинска, красной нитью «прошившим» книгу, я как бы сразу «беру быка за рога». Точнее, намекаю – длинна и сложна была тропа автора на пути жизни и творчества, философски мучительно выверены ею темы  представленных в книге произведений.
  А может, всё еще случится?
А может, всё ещё случится!
Иначе этот путь зачем?
  Марину лично я не знала. В поле зрения она попала через руководителя ЛИТО «Адамант» Ангелины Прудниковой, которая и издала этот сборник стихотворений при жизни автора. Судя по многочисленным закладкам в котором, пометкам и ответным рифмованным строчкам, я уже тогда, давно, пробовала выразить мнение о начинающем  авторе, поделиться впечатлениями. Но по какой-то причине не довела дело до конца. И вот на днях…
   Я готовила к изданию макет своей книги, и мне понадобились кое-какие публикации. Доставая из книжного шкафа книги одну за другой, я невольно погружалась в литературную деятельность нашего северного братства 80х- 2000-х, так как издания, связанные с городом, в котором я прожила основную  часть своей жизни, всегда под рукой. Попала в руки и скромная книжица лирических откровений Марины Сысоевой. Возникло острое желание  перечитать стихи, и с первых строк – зов: «не бросай меня!», «не уходи!», «не прогоняй меня!», «не дай судьбе меня забыть, мне невостребованной сгнить, не дай вот так – отведай!» – при жизни автора оказаться рядом с ней не довелось.
Марина не совсем обычный человек. Вот как говорит она о себе во вступительной части авторского сборника: «Из-за моего недуга меня всегда считали другой. Причём не физически (хотя, казалось бы, на это как раз есть основания), а другой духовно – с иной психикой. Я пыталась с ними заговорить ещё и ещё раз – рассказать, о чём мечтаю, чего хочу, но они-то знали, что у меня нет будущего, и это знание безмолвно передавалось мне и жгучей болью оседало в душе». Тем не менее, жгучий осадок не помешал ей творить, и – что удивительно! – в стихотворениях нет беспросветного отчаяния и безысходности. Скорее, надрыв, вызов всему и всем, болезненный и порой беспомощный…
Меня не много – я одна!
Какая же моя цена
на жалком рынке жизни?
Не знаю, сам определяй –
Не прибавляй, не убавляй
ни цента, ни морщинки.
***
Меня не много: две ноги,
Два глаза, уши, две руки
И лишь одно сердечко –
Но тёплое, как печка.
   Марина пытается объяснить, что и «за семью замками» человеку свойственны живые чувства: влюблённость и желание быть любимым, успешным, известным, наконец. Но, с её слов, «даже самые близкие и родные люди не понимали того, что жизнь берёт своё». Она замкнулась, перестала откровенничать. Её душа «…жила – трепеща пред могуществом тела», «замирала, но горела и грела». И однажды девушка взяла тетрадь в клеточку и стала записывать «всё мыслимое и немыслимое»:
Тетрадь на плоскости стола
терзает белизной пелёнок:
мысль родилась и умерла,
как недоношенный ребёнок…
«Строка ложилась за строкой, и получались стихи!». Позже они станут необходимостью:
…Не давайте поэту бумаги,
Запретите чернила и перья, –
Чтоб он вывел своею душою
Песню о любви и о смерти…
В чём автор находит силы для преодоления преград?  Для неё «боль – вдохновенье, преграда, запрет – стимул».
Когда ударит кровь в виски,
Прильнёт перо к бумаге белой,
И всем напастям вопреки –
Шедевр из-под твоей руки
Вдруг выйдет: маленький, но смелый!
Автор считает, что «душа не признаёт ума: /нужны ей страсть и вдохновенье!».
   Большинство стихов у Марины – безымянные. Они воспринимаются как неразрывная нить, песнь жизни, несмотря на разнообразие тем: о жизни и любви; о судьбе и роке; о поэзии и успехе; о природе и человеческих отношениях; о своём месте под солнцем. Сто семьдесят одну страницу творческих исканий и раздумий каким-то непостижимым образом разыскала (как и самого автора) и довела до читателя «поисковик поэтических талантов» Ангелина Прудникова. Большая ей за это благодарность. Немалого литературного и технического труда стоит собрать, отредактировать, создать макет, сверстать и издать книжку. Четыре главы книги имеют названия: «Страсти и пристрастия», «Мне кажется, что это было», «Обретение веры»», «Впадая в детство». 
   Стихи Марины обладают способностью удерживать читательское внимание, не ослаблять желания дочитать книгу до конца, увлекать и вести, вызывая бурю чувств и эмоций.
***
   Была зима 2001 года. Неравнодушная хлопотунья по части наших творческих успехов, их развития и продвижения Геля Прудникова издала очередную книжку мастеровитого, на её взгляд, автора, и она «пошла по рукам».
 Помню, вечером вывела во двор гулять собаку, захватив новую книжку Марины, только что из типографии, – не терпелось хотя бы бегло полистать! И хотя сама Марина говорит, что, «открыв эту книгу, вы не откроете Америки», не могла остановиться, пока не дочитала «от корки до корки». Ощущения настигали разные: от озноба до потрясения:  этого автора уже не забыть!
…Терпя и унижение, и смех,
Я вдохновенья всё-таки отведала…
Пускай искусство требовало жертв –
Есть имя у меня! Я это сделала!!..   
   Её стихи незатейливы, жизненны, правдивы. Она прямолинейна и порой жестока: к себе, окружающим, близким. Ей трудно верить в искренность. Но при всей сложной и неординарной жизненной ситуации в голосе автора нет налёта ущербности, напротив, стихи её жизнеутверждающи. Любовь – вот основная их тема: крик любви, зов любви, вулкан любви. Любовь – спасение, любовь – надежда, любовь – сама жизнь!
Не покупай – не будет и торгов!
Не подминай, а подними на крылья!
***
Свой скептицизм разрушить
силой любви, надежды –
Вдруг обнаружить душу,
Где-то там, под одеждой…
     Как же позитивно размышляет человек с ограниченными возможностями о жизни: «…Она, как лучик солнца, пробьётся через самую маленькую щель в стене… и подчинит себе любого, и заставит верить в себя до конца…» И Марина верила!
 Но сколько же мне стоило труда
Огонь и воду – до конца победного –
Пройти однажды раз и навсегда!
***
   Позже, спустя годы, я прочитала статью Прудниковой о том, как трагически оборвалась жизнь – тропа, которую упорно и мужественно искала Марина Сысоева, а найдя, держалась творческого пути как жизненной основы.
Смерть – это просто замирает мысль,
И дни проходят пресно и безлико,
И ночи слиплись, все в пятно слились –
В одну пригоршню спелой ежевики…
Пропитавшись стихами этой девушки, понимаешь – она учит нас жить: «На то она и жизнь! Такая разная и такая одинаковая на все времена!».
Светлая память Марине. Она жила среди нас в одно время…
…У времени свои манеры,
Свой голос, немота своя,
Своя любовь, надежда, вера
И ложь, и истина своя.
У времени свои исканья,
Свой гений или свинопас…
Своё – и только! – покаянье,
Свой век, свой год,
Свой день, свой час!
Октябрь, 2023