Математика антитеррора

Владимир Емельяненко
   Есть многими признанное (и верное) представление о борьбе с террором.

   Для успешной борьбы необходимо:
   Во-первых, гасить террористов.
   Во-вторых разруливать проблему, порождающую террор.

   Рисуем квадратик понятий. Верхняя строка – существительные: «террористы»
и «проблема». Вторая – глаголы: «гасить» и «разруливать». Вышеприведённая
формула протягивает между понятиями связи сверху вниз. Параллельно.
   А что получится, если крест-накрест? Пример известен. Черномырдин
в Будённовске. Разруливал с террористами возникшую проблему. Временно
разрулили. Басаев стал героем бандостана. Последствия всем известны, мне
их перечислять не надо.
   А что будет если один из элементов отбросить за ненадобностью? Скажем,
террористов. Погасить не получится, они и на пожизненном останутся со своими
убеждениями. История это знает. Можно попробовать выбросить проблему. Но это
только умозрительно. Проблема-то порождающая.
   Попробуем понять, как это получается.

   Начну издалека-издалека.
   Можно предположить, что у всякой особи социальных видов млекопитающих есть
инстинкт власти. Иначе бы не появлялись вожаки. А стая (или стадо?) без вождя
разбредается по саванне на радость врагам (территориальный инстинкт)
и хищникам.
   Зоологи этот инстинкт называют доминированием. А видных его представителей
альфами. Почему не властным? Из стыда? Из страха перед властителями? Не важно.
Но инстинкт именно властный. Существует.
   Инстинкт этот в ком-то тлеет, в ком-то спит, а у отдельных особей, более
агрессивных горит в глазах. Эти и становятся вожаками. Но! В интернете есть
фильм, где беты и гаммы забивают особенно жестокого вожака. Властолюбие не
может быть безмерным.

   Сапиенс наиболее социальный вид млекопитающих. Только волки и их предки,
домашние Рексы и Бобики могут с ним поспорить о социальности. И слонихи. Ах,
да. Есть ещё и дельфины.
   Получается, что все социальные свойства у нас, людей должны проявляться
ярче, чем, скажем, у львов.
   В стабильном или стабильно развивающемся обществе ходу экстремальным
властолюбцам нет. Общество защищается от них. Подробности смотри выше,
о павианах.
   В обществе, где межсословные двери открыты (пусть с тугой пружиной),
а социальные лифты не обесточены, Королёв и Ландау идут к своим вершинам.
Есенин и Мандельштам к своим. Да, беспокойные люди. Да, непростые судьбы,
но за вершины приходится платить. За плату отвечает толпа  со своими
зверскими привычками, да и власть тупит. Жизнь так устроена.

   В обществе, где двери заперты, лифты обесточены, всё по-другому.
В сословно обустроенной Российской Империи не только Рабинович был замкнут
(не знаю, как верно «в черте» или «за чертой») оседлостью. И богатый мещанин
Кольцов Василий Петрович, отец поэта не мог владеть землёй. Покупать было
нельзя. Доходный дом на центральной улице города можно (и даже богатому
крепостному в столице), а землю – нет.
   В сословном обществе нет ходу ни нижней социальной группе, ни неугодному
этносу. Один пример с оружейником Мосиным чего стоит. Талантливый мальчик был
достоин хорошего образования. Да вот, беда, отец, управляющий имением –
отставной солдат, из простолюдинов. Да, свободный человек, но в кадетский
корпус поступить мог поступить только дворянин. В Воронеже – Михайловский,
из которого вышло несколько значительных (в Туле) оружейных инженеров.
   Пришлось дочери отставного предводителя дворян, графине Шеле, хозяйке
имения проявить чудеса изобретательности, чтобы отца нашего инженера признали
как бы дворянином. К первой мировой после больших проблем у Российской армии
появилась винтовка Мосина.
   Таких примеров – множество, хоть с тем же Исааком Левитаном, одним
из Самых Русских художников. Рядом с Саврасовым, да?

   Не из-за отсутствия платьев (с брильянтами?) дочь губернатора Софья
Перовская пошла в революционное движение. Не из нужды сын крупного
одесского (!) сахарозаводчика Бронштейна стал революционером Троцким.
У властолюбия названных экстремистов было «слишком» много ограничений,
правил. А реальные ограничения для развития были у простолюдинов. Вплоть
до нищеты.
   Вот и получили беспокойные баре свой «час славы». Оправдание своим
экстремистским устремлениям. А что нукеры революционеров? Меньшие по размерам
экстремисты к вождям набегут. Менее, но тоже политически беспокойные.
   Идеология здесь – дело десятое. Идее-логия. Поток слов идейного контекста.
При взаимодействии с окружающим миром человек словами обозначает или
оправдывает свои прихоти-инстинкты. Природные. В случае экстремизма
и терроризма стоит внимательно смотреть на инстинкты самого экстремиста.
   А для решения проблем терроризма самое главное (при условии исполнения
задачи номер один, смотри выше) – обеспечить условия развития социума,
источающего террористов. Те же, кто зажимает беспокойный социум (или этнос)
являются кормильцами террористов. В отличие от Красного Креста (Полумесяца).
Так устроен мир.

   Не ищу правых и виновных в юго-восточной части Средиземноморья. Просто
знаю, что «пожар на торфянике» ПРОДОЛЖИТ тлеть. И тревожусь за простолюдинов.