Любовь или война

Нина Земкова
Очень сложно, порой, оценить то, что чувствуешь. Вернее даже было бы сказать, сначала понять, а потом оценить. Тем более подростку, достигшему определенного возраста и считавшему себя настолько большим, что трудно было бы оспаривать его позицию. Это уже сформировавшийся взгляд на мир. И пусть он потом в период взросления будет меняться, не важно. Подросток ведь об этом не знает. Он думает, что всё, я взрослый, у меня есть своя точка зрения и прошу ее не оспаривать: «Я лучше вас всё знаю».
Тимур и Настя продолжали дружить. У них было много общего. Они понимали друг друга с полуслова, секретов друг от друга до определенного момента у них не было. Но вдруг… – кстати, коварное слово. В рассказах оно часто появляется в тот момент, когда вот-вот должна произойти какая-то история. Ну да, история. Она и произошла на самом деле.
Однажды в час ночи Тимуру на телефон пришло сообщение. Прозвучал определенный сигнал. Мальчику лень было вставать, тем более, что недавно лег, согрелся и уже сладкая дрема к нему подступала. Телефон лежал на столе на зарядке. «Кому это так поздно я понадобился?» - пронеслось в голове у засыпающего подростка. И лишь утром он прочитал странное сообщение в телеграмме: «Привiт. Я Марiя».
«Ничо се! Это украинка?» – подумал Тимур. Он отнес телефон на кухню к маме. Мама на редкость спокойно к этому отнеслась, предупредив, однако:
- Смотри, чтобы за этим именем не скрывался какой-нибудь дядька.
- Да зачем какому-то дядьке писать мне?
-Ну не знаю, агитация, распространение идей нацизма. Ты же знаешь какая сейчас обстановка.
Она разговаривала с сыном, как со взрослым, зная, что иначе нельзя. Однако Тимур всё равно знал больше неё. Он написал ответ: «Привiт».
И уже днем Тимур с радостью принёс и показал маме сообщения от Марии.
- Я же тебе говорил, что это украинка! Ей всего 9 лет, она живёт в Чернигове и день рождения у неё 9 ноября, по украинскому листопада.
Тимур был воодушевлен: он нашел себе новое занятие. Выдав себя также за украинца из Киева, Тимур, однако не утаил свой реальный возраст. Ему было уже 14 лет. Мама быстро прочитала все сообщения и улыбнулась.
- Ты это с переводчиком из интернета  писал?
- Да, я же не знаю  украинский.
- А почему ты ей не сказал правду?
- Она маленькая. Испугается. И потом, мам, они же не любят русских. Она перестанет со мной общаться.
- Фотку из Кронштадта ты ей зачем отправил?
- Другой на телефоне не было. Она же мне свою прислала… Я ей сказал, что летом мы ездили в Россию.
Мама внимательно посмотрела на сына, но не смогла сдержать улыбку:
- Ты хоть ври правдоподобнее. Она же и раскусить может. Летом тоже была война и, между прочим, с Россией! Украинцы считают, что Россия на них напала.
- Но она ничего плохого не подумала…
У мамы снова изменилась мимика, теперь она была очень серьезная:
- Смотри, не ведись. Ничего о себе не рассказывай и не соблазняйся ни на какие уговоры.
Тимур обиделся и подумал про себя: «Больше ничего  ей не буду рассказывать». Но уже вечером опять торжествующее принес маме телефон и дал прослушать сообщения,  в которых звучал голос девочки, говорящей на украинском языке.
- Она мне голосовые присылает.
- А ты ей тоже, гляжу, голосовое отправил.
Тимур замялся:
-Ну да, одно отправил. А потом решил лучше писать. У меня произношение плохое.
Мама утвердительно качнула головой в знак согласия:
- Я слышу. А правду ей сказать не пытался?
- Зачем?
- Ты собираешься выучить украинский?
- Я немного уже запомнил.
И тут Тимур продемонстрировал маме фразы, которые уже заучил. Мама на это ничего не ответила, только улыбнулась.
- Не смейся. Я же не могу напугать маленькую девочку. Я сказал ей, что мне надо учить уроки, и мы прервали диалог.
- А как она на это отреагировала?
- Нормально. Написала: «Ок». Мам, у них дистанционное обучение завтра…
- Ты бы хоть новости посмотрел, прежде, чем писать. Киев не так уж и далеко от Чернигова, - заметила мама. И Тимур понимал, что она права.
И это было только начало. Потом приходили сообщения еще от двух украинок. Но те были постарше, ровесницами Тимура. Одна из них сразу спросила, не русский ли? Тимур не стал ее обманывать. Они обменялись в сообщениях пожеланиями о мире и на этом переписка закончилась. Но Мария всё продолжала присылать голосовые сообщения, отправляла фотографии. Тимур ей отвечал письменно. Маме уже и не показывал ничего, да она и не спрашивала. Но вот зачем  Тимур дал прослушать сообщение Насте, он и сам не понимал потом. Сообщение было совсем невинное: девочка рассказывала о чём-то очень эмоционально на украинском, не совсем разборчиво для русского уха.
Настя выросла, покрасила в вишневый цвет прядь волос, научилась подводить глаза и  губы, не ярко, но выразительно.  И именно эта Настя почему-то обиделась, внесла Тимура в черный список в телеграмме и заблокировала в тиктоке.
Вот здесь, вы конечно скажите: правильно, мальчики развиваются позже.
Да, Тимур просто дружил и с Настей, и с Марией. Он не думал про любовь и тоже в свою очередь обиделся на Настю,  заблокировал, внёс в черный список. На этом, казалось, дружба закончилась навсегда.
А тут еще и эта малышка разозлила. Она вдруг догадалась, что он россиянин, телефон у него с семёрки начинается. А раньше не видела, когда в первый раз написала? Или ей кто-то из старших помог? Тимур был злой, поэтому начал резко отвечать Марии на русском языке. Девочка испугалась и прислала вновь голосовое сообщение. Тимур не стал прослушивать. Тогда она прислала текст. Ему и переводить не требовалось. Мария задала вопрос: почему на российском? Она понимает, а говорить не может на этом языке. «Почему на российском? Глупая, даже не знает слова русский!»
Тимур посидел немного, потом, потом ответил уже спокойнее: «Потому что не знаю украинский. Мне трудно писать на украинском».
Мария молчала, но после обеда спросила Тимура, почему он  не сказал сразу, что из России? В обычный день подросток воспринимал бы всё спокойно, но не сегодня. Тимур начал грубить. Мария или в силу своего возраста, или потому что была более уравновешенной, продолжала письменно отвечать ему на все грубости. Тимуру стало стыдно, и он тоже начал отвечать спокойно,  назвал город, в котором живёт. Мария удивилась, она знала только Москву. Тимура это немного  развеселило: «Зачем я так с ней? Она же маленькая?»
На следующий день Мария уже не писала больше. Прошла неделя. Обе девочки не общались с Тимуром. Мальчик не хотел начинать первым разговаривать с Настей, однако Марии написал: «Привiт. Як справи?». Мария ответила не сразу, только ближе к вечеру. Сегодня ее вопросы не понравились ему. Девочка вначале поинтересовалась, есть ли девушка у Тимура, а потом и вовсе озадачила: малышка вдруг решила узнать за кого он, за Россию или за Украину. Тимур ответил, что за мир. Больше они не переписывались
«Да чего они с ума сошли обе: одна дуется, другая про девушек спрашивает? Да еще и про Украину! Как я могу быть против Родины? Зачем?»
В том классе, в котором учился Тимур вновь появились новенькие. Это были близнецы из Донбасса. Они приехали совсем недавно и  не спешили устанавливать контакт с одноклассниками. Один из них Миша, был спокойный, другой Андрей, шустрый. Миша любил поесть, поэтому даже зрительно отличался от брата, он был полнее. Их мало, кто путал из одноклассников, но учителей они умудрялись водить за нос: чаще всего на уроках отвечал Миша, Андрей же отсиживался, зато оценки получал хорошие.
От близнецов Тимур узнал о том, что происходило у них на родине. Мальчики лишились отца, тетки, сами видели, как убивают людей. Они и друзей теперь выбирали с осторожностью. И вряд ли бы подружились с Тимуром, если бы не Настя. Именно Настя их сблизила. Она первая нашла с близнецами общий язык.
Однажды девочка показывала Мише отрывок из «Руслана и Людмилы»,  и пальцем подчеркивала строчки: «Там русский дух, там Русью пахнет…». Миша же в свою очередь, самый умный из близнецов, уверял Настю, что такого у Пушкина не было.
- Как это не было? – удивилась девочка, автор книги сам это вписал по-твоему?
- Наверно. Но я учил этот отрывок, не было там про Русь.
- А на Украине вообще ничего нет про Русь. У них даже наш язык не русский, а российский, - заметил как бы не случайно проходивший мимо Тимур.
- Ты это у своей украинки узнал? – поинтересовалась Настя
- А ты что ревнуешь? – Тимур впервые спросил то, о чём только догадывался.
Настя покраснела, но решила тоже ответить:
- Больно мне нужно. Тоже мне красавец! Гляди, как бы не завербовали, а то поедешь в Чернигов!
 И зачем он ей всё тогда рассказал! Вот киргизка! Тимур подбирал слова, чтобы обругать мысленно Настю, в то время как Настя продолжала разговаривать с Мишей. Тимура почему-то это раздражало. Что с ним? Он не понимал. Неужели ревнует? От подобных мыслей его отвлёк Андрей. Он спросил о кружках, которые есть в школе. Тимур рассказал ему о тхэеквандо. Андрею, видимо, понравилось, он захотел пойти вместе с Тимуром на пробное занятие.
- Я уже в старшей группе, но ты можешь посмотреть. Если новички есть, может и тебя возьмут.
Тем временем Настя и Миша, куда-то шли по школьному коридору вместе. Тимур провожал их глазами. Ему было грустно. Хотелось что-то пакостное сделать. Но он не знал что именно.  Миша неожиданно быстро вернулся:
- Представляешь, у них в городе памятник ночным ведьмам есть! У них какая-то женщина была лётчицей и в честь неё воздвигли памятник, – восхищенно рассказывал Миша брату.
«Ну да, Настя любит историю. Это её работа рассказывать о памятниках!» - думал Тимур. Прозвенел звонок, большая перемена закончилась, а он так и не пообедал. А уроков сегодня много, потом сразу же тренировка. Ну и денёк.

На тхэквандо Андрей почему-то не пришёл. Тимур не стал ему звонить. Договорились же, лучше спросить об этом на следующий день в школе.
Утром выяснилось, что Андрей в школу не пришёл.
- Заболел? – спросил у его брата Тимур.
- Можно и так сказать, – ответил Миша, который  не любил врать, хотя ему это иногда и приходилось.
- Как это? – удивился Тимур.
Миша  в ответ улыбнулся и сказал:
- Да ничего страшного, завтра выздоровеет и придёт в школу. С ним такое бывает.
- Не любит в школу ходить? – не унимался Тимур.
Миша в ответ только улыбался, но не ответил.
- А мы с ним на тхэквандо вчера договорились пойти.
- Нашёл кого позвать. Он рисовать больше любит… и врать тоже…
-  Теперь буду знать. И хорошо рисует?
- Как профессионал. Он за пять минут такого Гарри Поттера  с колбой нарисует, что и не разберёшь, настоящая картинка или рисунок школьника.
- Да ладно, - не верил Тимур.
- Ты просто пока не видел его рисунки, - с гордостью заметил Миша.
«Он гордится, радуется за брата, а тот только пользуется им»,  - быстро пронеслось у Тимура в голове. Ведь он, как и многие другие одноклассники видел уловки близнецов на уроках. «Ничего, до поры, до времени, а правда выплывет», - вспомнил любимую фразу деда Тимур.
- И что же он кроме   Гарри Поттера еще рисует?
- Да всё. Природу может. Красками у него красиво получается. Он фотографией увлекается. Нам от деда старый фотоаппарат достался. Андрей проявляет плёнку сам.
- Вот еще, старьё. А цифру покупать не пробовали? – сорвалось у Тимура. Слово вылетело прежде, чем он подумал. Но потом подросток осёкся, вспомнил, через какие испытание прошла семья нового одноклассника. Они же беженцы.
Тимур боялся спрашивать, но любопытство взяло верх.
- А вы в самом Донецке жили?
- Нет. В Еленовке. Это посёлок. Мы там успели продать дом  и приехать в Россию. Папа так хотел, мама сначала откладывала переезд, покупатели уже были…
- Там же всё разбомбили. Какая продажа? – перебил Тимур.
- Так это еще в прошлом году было в августе. Мы не сразу в ваш город приехали.
- А отец у вас военным был?
-  Нет,  шахтёром. Но потом добровольцем ушёл. После того, как тётю Вику убили. Это его сестра была.
- А как её убили…- Тимур чувствовал, что так нельзя, Мише, возможно, больно говорить, но вопросы вылетали сами по себе.
- Просто так. Машину остановили двое военных, велели выйти. Она с мужем была. Обоих убили.
Мальчики помолчали. Потом Миша добавил. Это давно было. Мы еще с Андреем в школу не ходили. Папа ушёл воевать, а маму просил продать дом, покупателей нашёл. А она тянула, не хотела переезжать: новое место, чужие люди. А как папа погиб, быстро собралась. Мы даже не все вещи перевезли. Не до этого было.
- А  твой папа  в каких войсках был?
- Он сапёром был…
Миша решил сменить тему.
- А хочешь я тебе рисунки Андрея покажу?
- Да, а Андрей разрешит?
- Разрешит. А мы его и спрашивать не будем. Он всё равно скоро гулять пойдёт.
- Болеет и пойдёт гулять?
- Да не болеет он, - вылетело у Миши. Потом мальчик понял, что проговорился и добавил. – Контрольная же сегодня… по математике. А у него зуб… или голова. Не помню уже, что на этот раз. Ему везёт, мама пока верит.
- А что будет, если не поверит?
- К врачу сходят, а потом ремень.
- Вас бьют?
 - Нет. Это так дед говорил раньше. Я привык.
Про деда Тимур не стал спрашивать. Итак много сегодня узнал.
 Тимур  с Мишей решили после уроков пойти в гости к близнецам. По словам нового приятеля Тимура, мамы всё равно дома пока не будет, а брат не любит дома сидеть. Он отправится фотографировать. Последнее время делает фотографии на телефон, потом сбрасывает в ноутбук и редактирует.
Тимур забыл о злюке - Насте.  Пусть злится. Пройдет время, как говорит дед,  всё на свои места встанет. Может быть, сама заговорит с ним.
   
Из цикла рассказов о Тимуре.
1. искусство воина в самообладании.
2. В дружбе - сила.
3. Любовь или война.
4. Вчера была война.
5. Непокорённый Ленинград ( Из тетради Тимура запись 1)
6. Не суй свой нос. ( Из тетради Тимура. Запись 2)
7. Ведьма                19.08.2023