Ивановка - к Юбилею С. В. Рахманинова

Татаринов Николай Владимирович
                июль 2019г

          Давно хотелось  съездить в Ивановку – пенаты  С.В. Рахманинова!
Да вот далековато, правда – 600 км.
Наконец выбрались -23 июля 2019 года.
Поехали по рязанскому шоссе и я удивлялся  – почему навигатор нас всё время разворачивает в сторону Москвы, оказалось – по Каширке надо было ехать! Сделали небольшой крюк, но не жалеем, т.к. ехать по местным дорогам гораздо интереснее– всё близко видно, шоссе виляет, оживляя пейзаж и не давая заснуть как на монотонной магистрали…
      Везуха началась – не доезжая Рязани остановились отдохнуть на повороте в Константиново, возле придорожного кафе. Через минуту возле  нас остановился Жигуль, из которого вышел стройный красавец и представился Александром. Он оказался хозяином этого кафе. Показал нам модель кемпера, лежащую на «торпеде» Жигулей.
    Приобретение кемпера – его идефикс. Увидев нашу довольно непритязательную кибитку, он шибко возбудился, пригласил на свой участок позади кафе. Участок – ничего себе – порядка гектара по площади. Там новый домик, подсобки, прицепы с катерами и … большой вишенник со спелой ягодой. Широким жестом он пригласил нас полакомиться. Вишня – моя любимая ягода, любимое воспоминание шереметьевского детства – набрать пригоршню спелой вишни и целиком отправить в рот. В вишеннике его пятилетний сынуля собирал вишни в пластиковое ведёрко. Чтобы не выглядеть дикарями, мы решили собирать по очереди - один для себя, а другой – помогать пятилетнему Ване. Галя стала ему помогать – одну  горсть в ведёрко, другую в рот.
Будущий пятилетний предприниматель сказал ей:
 - Ты или ешь, или работай!... (Видимо эту фразу он слышал в свой адрес!)
             Я наелся вдоволь вишни и набрал с собой небольшое ведёрко.
 Возбуждение Александра не проходило. Он рассказал нам свою историю – женат второй раз, жена имеет салон тату в Рязани. Он показал портреты двоих своих детей, вытатуированных на его руках женой – очень неплохие, в цвете. Третий, новорожденный ещё не оформился для портрета. Я даже примирился с татуировкой!
   Самый большой доход Александру приносит туалет, возле которого останавливаются туристические автобусы, водителей которых кормят обедом – бесплатно. Стоимость туалета 20 рублей. За месяц доход от него составляет 150 тыс. р.
      В Рязани не задержались, торопились в Ивановку. Но – «заторчали» там в двух огромных пробках. Для форда с тяжёлым прицепом пробки – проблема особенная. Запахло жареным – сцепление не рассчитано на такие издевательства.
На заправке в Ряжске Гала спросила кипятку, поскольку чай несообразно дорог. Кипятку ей дала одна из операторов (сильно беременная).
Я заправился, стою, жду. Галлы нет и нет (спокойно, Коля). Оказывается Гала прочитала операторам небольшую лекцию о Рахманинове (в благодарность за кипяток), посоветовала послушать его 2-й концерт (по интернету, благо он теперь в любой деревне есть). Здесь же один из посетителей посоветовал нам  мастерскую, где помогут определить источник запаха гари в нашем авто.
   Мастера меня успокоили – запах гари не от проводки, а от сцепления.
Заночевали в Ряжске там же, в кибитке, возле авторемонтной мастерской.
     Доехав до Тамбова, я купил зарядку для смартфона, от которой он тут же сгорел.
Спросили дорогу у таксиста, оказалось – до музея ещё более сотни км.    Смартфон не работает, едем наобум. И вот, слава богу – указатель на шоссе – Музей Рахманинова! Ура!
   24 июля в 17 часов мы достигли желанной цели. Успели! Музей закрывается в 18.
             Зайдя в музей, Гала сразу смело вызвала директора. Нас провели в небольшой зрительный зал с роялем и оригинальными стульями из точёных  деревянных элементов.     Ждать пришлось минут 15-20. Вышел высокий грузный мужчина, лёгкий на ногу, но с багровым лицом. Александр Иванович Ермаков  после операции по чистке сонных артерий чувствовал себя очень неважно, но принял нас.
  Когда Гала представилась музыкантом и сослуживицей  Г.С. Алфеевской (автора книг о русских композиторах), он молча взял  моб. телефон, вызвал заместителя и научного сотрудника и дал им распоряжения по размещению нашей кибитки на территории музея и организации душа с дороги! Затем извинился и ушёл «зализывать раны».
     Территория музея внушительная -11,5 гектаров. Эта местность была эпицентром Антоновского крестьянского восстания. В 1920  году в условиях неурожая в зданиях  поместья, в которых раньше жили семьи Сатиных и Рахманиновых располагались солдаты продотрядов, которые выгребали  у крестьян весь хлеб без остатка. Крестьянам было два выхода – либо пухнуть с голода, либо брать винтовку в руки. Поместье было захвачено, все строения сожжены дотла, солдаты и комиссары – перебиты.
  В большой избе -10 на 10м –бывшем общежитии работников, а ныне музее народного быта  - экспозиция, посвящённая гражданской войне. На стенах – плакаты Красных и Белых, портреты Тухачевского и Антонова.
        А посредине зала макет скульптуры – «Апофеоз Гражданской Войны»!
  Композиция изображает убитых – одного красноармейца и одного крестьянина, а между ними – на развалинах избы, над телами убитых, сидит ворон и мечется озлобленная волчица… Впечатляет!

                И вот на этих развалинах, начиная с 1971 года, при активнейшем участии
Ермакова А.И. (в то время школьного деревенского учителя) был воссоздан буквально из пепла (даже  фундаменты были разобраны), великолепнейший музей. Главное здание, где жила семья Сатиных (и где выросла жена С.В.) было восстановлено только в 1995 году при содействии внучатного племянника Сергея Васильевича – Юрия Павловича Рахманинова, который одно время был начальником главка «Главтоннельметрострой» в Минтрансстрое СССР. Ему посвящена одна  из комнат музея, как одному из основных  участников  его восстановления (см. выдержку из Википедии в конце статьи).
Кроме материального и практического содействия, внучатый племянник, видимо, содействовал сотрудникам музея по связи с зарубежными родственниками Рахманиновых. Среди них оказалась 97-ми летняя сестра  жены  Рахманинова Софья  Сатина, которая  всю свою жизнь хранила все семейные архивы, в том числе и  чертежи  построек  усадьбы, расположение всех аллей сада,  интерьеры  всех комнат, помнила расположение и характер меблировки.
 Она после эмиграции  жила в Америке и до конца жизни сохранила  ясность памяти и светлый ум. Много личных вещей Рахманинова  и семьи  Сатиных  были ею переданы  в будущий музей. Ей посвящена одна из  её комнат в  главном  корпусе музея.  Может быть благодаря  её феноменальной памяти всё,  что там находится,  создаёт впечатление  только что, на время, вышедших хозяев, и будто они вот- вот войдут и заговорят. С большим вкусом, высочайшей  культурой и красотой устроены  все комнаты.      
  Семья Сатиных была очень музыкальной   (сейчас в доме целых 11 роялей), все члены семьи играли на фортепиано, были музыкально образованы.  Неудивительно, что Сергей Васильевич чувствовал себя здесь очень комфортно, приезжая сюда ещё в годы учения.
  После женитьбы на Наталье Александровне они поселились в двухэтажном флигеле, неподалеку от главного дома, который подарил им на  свадьбу владелец имения – отец Натальи. Здесь, в тишине, были все условия для работы.
   Во флигеле Рахманинова обстановка более скромная. Уединение, тишина, спокойное внимание родных, всё это способствовало успешному творчеству композитора. Ведь именно в Ивановке  созданы все лучшие и значительные произведения композитора.
В   первый день мы с экскурсоводом  прошли по всем комнатам музея.
   Во флигеле оборудован небольшой концертный зал, где для нас двоих пианист Алексей Кузнецов сыграл целый концерт из произведений Рахманинова.
Зал обшит складчатыми штофными обоями - как в студии звукозаписи. Перед каждой новой пьесой Алексей давал пояснения по истории её создания. Студент Гнесинского  института Алёша Кузнецов во время каникул работает иллюстратором  при музее. Заодно   усердно разучивает  свою учебную программу. Очень милый человек, влюблённый  в творчество Рахманинова.
  На выходе из музея мы увидели афишу – послезавтра, 27 июля состоится концерт петербургской пианистки Елизаветы Украинской. Спешить нам некуда, решили остаться.    

     После концерта мы прогулялись по парку. Парк  очень просторный и в тоже время уютный - смешанного стиля – длинные ровные аллеи из деревьев разных пород каждая, но обязательно с кустами сирени между ними. Аллеи заканчиваются у большого продолговатого пруда. В конце каждой аллеи – белая беседка над прудом. Весь парк прорезает широкий, но неглубокий овраг, весь украшенный цветочными клумбами. Устье оврага образует залив этого огромного пруда, который является огромной запруженной балкой. Сначала мы подумали, что это река – конца края не видно. Но нам сказали, что здесь нет рек, а повсеместно запруживают такие крупные балки.   На одном берегу залива, образованного оврагом, сооружена эстрада, а зрительные скамьи – на крутом склоне противоположного берега, в беседках. Вообще беседок множество. А уют происходит от того, что нет такого чёткого покрытия дорожек, они грунтовые, посыпаны песком, получается как-то по – домашнему.

               На другой день мы осмотрели оба  здания  музея уже без экскурсовода, более внимательно рассматривая все комнаты и экспонаты. Гала влюблена в творчество Рахманинова, её не оторвать от созерцания  представленных документов, предметов обихода. В экспозиции представлена подлинная немая клавиатура, с которой  Рахманинов не расставался во время своих  концертных гастролей.
Когда мы поднялись   на второй этаж – снизу  послышались звуки рояля, который стоял на первом. Наверх звук проходит через живописный проём винтовой лестницы и проходит дальше – в фонарь - бельведер,  заполняя весь дом.
   Оказалось – какая-то французская фирма заказала фильм об этом музее и там, внизу, проходили съёмки. Когда мы спустились, пианист подошёл к Галиной ручке - оказалось, что это её бывший сослуживец,  теперь профессор Московской Консерватории Михаил Валерьевич Никешичев– великолепный пианист и пропагандист классической музыки.  Все съёмки он сопровождал  фортепианной музыкой  С.В. Рахманинова. Сам звук великолепного рояля, да ещё  с такой акустикой, благодаря бельведеру и совершенному  исполнению профессора Московской консерватории - было  Чудом, ниспосланным  с небес.
 С Михал Валеричем мы обменялись  координатами.
      Затем мы решили прогуляться по деревне. Деревня большая. Чернозём неплохо кормит её обитателей. Гала разговорилась с двумя молодыми парнями. В огромной школе всего 17 учеников.
Молодёжь уезжает в крупные города. После школы эти ребята собираются в училище, дальше армия
 и ... в Москву. 
     На улице возле своего дома стоит старушка с палкой. Гала – к ней. Когда я подошёл, беседа текла уже довольно оживлённо. Удивительное дело – как только Гала начинает разговор, глаза у людей  почему-то теплеют, они становятся добрыми и щедрыми.
    Зоя Ивановна 85 лет, живёт одна, хотя в этой деревне её сын с семьёй. Она сама хозяйничает и даже ловит рыбу на удочку – покойный муж сделал ей мостки  возле пруда на задах её огорода.
    Зоя Иванна подарила нам четырёх жареных карасей и десяток яиц!
  И подарки продолжались – смотрительница корпуса народного быта (и гражданской войны) Наталья Павловна принесла прямо к нам в кибитку прекрасные помидоры и кучу других овощей.
        На следующий день мы слушали концерт Елизаветы  Украинской - студентки Петербургской консерватории класса  А. М. Сандлера.  Необычность концерта заключалась в том, что  в программу были включены  только  западноевропейские композиторы  разных эпох  от Скарлатти до Шумана (обычно в этом музее звучит русская музыка). Концерт проходил в гостиной главного корпуса с прекрасным инструментом и замечательной акустикой.
Очень милая, юная пианистка великолепно владеет инструментом, обладая и мощным звучанием и филигранной техникой. Галя спросила её – почему она не участвовала в конкурсе им.Чайковского.
- В следующем конкурсе обязательно приму участие, а пока подготовка к  конкурсу
 им. М.Лонг и  Ж.Тибо в Париже…      
 На этом закончилось наше триумфальное турне!!!



Приложения:

  Любвеобильный
Великий русский композитор влюблялся много раз — и каждый раз посвящал предмету своего увлечения прекрасный романс, а то и несколько. Рахманинов оставил нам около восьмидесяти романсов — вот каким влюбчивым он был!
Психопатушка
Первая сильная влюбленность случилась с композитором в 17 лет. Он гостил у своей тетки в ее имении в Ивановке. Сохранилась фотография, сделанная несколько лет спустя, но при похожих обстоятельствах: лето, дачное безделье, студент консерватории Рахманинов и три барышни в причудливых шляпках за рукоделием и чтением. Эти барышни — сестры Скалон, дальние родственницы композитора: Наталья, которую он прозвал Ментором, Верочка, получившая прозвище Психопатушки и Людмила — Цукина (производное от фамилии известной в то время итальянской певицы Цукки). Рахманинов был не столько влюблен в Верочку, сколько отвечал ей взаимностью, хотя ему, пожалуй, больше нравилась Наталья. Верочка же пылала и хотела провести с Сергеем всю жизнь, но тут решительно воспротивились родители: не нужен их доченьке этот нищий музыкант. Никакой драмы не было: отношения Веры и Сергея стали дружескими, даже родственными. Рахманинов прижился в доме Скалонов, сестры опекали его и вскладчину купили ему пальто. А когда Рахманинов захандрил после провала первой симфонии, барышни дали ему денег, чтобы он смог уехать в Новгород к бабушке.
Черноглазая Анна
Рахманинов посвятил Вере романс «В молчанье ночи тайной», и написал ей около ста писем. Но «параллельным курсом» у него уже шла другая любовь — к Анне Лодыженской, жене друга. Милая, мягкая, с огромными черными глазами, она была совсем не такой, как Верочка. В ней восемнадцатилетнему композитору чудилась какая-то тайна. Рахманинов посвятил Анне романс «О нет, молю, не уходи» — и, кажется, вся эта история была только поводом для романса. Увлечение прошло без следа. Её  Рахманинов  звал не иначе как Родная. Их роман длился 3 года.
Жена Наталья
Через два года Рахманинов уже любил свою двоюродную сестру Наталью Сатину. Он бок о бок провел с ней все отрочество, потому что несколько лет жил в доме ее родителей. Ей достался самый лучший романс: «Не пой, красавица, при мне», и 29 апреля 1902 года Наталья и Рахманинов поженились.
«Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать.
Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его.
Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает…», — писала через пятьдесят лет Людмила, сестра Верочки. В то время браки между близкими родственниками в России были запрещены, пришлось подать прошение царю. Но ответа Сергей и Наталья ждать не стали: наскоро обвенчались, заскочили домой переодеться и уехали за границу. Через несколько месяцев вернулись и, из осторожности, несколько месяцев жили в Ивановке: там родилась их первая дочь. Но все обошлось благополучно, никаких санкций за незаконное венчание не последовало.
Семейная жизнь Рахманиновых сложилась вполне счастливо; единственное — он продолжал писать романсы, написал около восьмидесяти и каждый был посвящен какой-то даме.
Как-то всего за две недели он написал шесть романсов, посвященных молодой певице Нине Кошиц, с которой они вместе ездили на гастроли.

          Дальше — без романсов
Восторженная влюбчивость Рахманинова, была, конечно, поводом для сплетен. И неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы не революция. Рахманиновы уехали в эмиграцию, и там Сергей Васильевич не написал ни одного романса. Там на гастроли с ним всегда ездила жена — и он и не возражал. Наталья следила за его расписанием, здоровьем, едой, поддерживала и утешала.
Рахманинов называл ее «добрый гений всей моей жизни» — если вдуматься, это куда важнее интрижек и увлечений.



КАБИНЕТ-МУЗЕЙ
РАХМАНИНОВА ЮРИЯ ПАВЛОВИЧА
   
      Рахманинов Юрий Павлович, 1936 года рождения, уроженец Москвы, образование высшее, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин г. Одинцово Московской области.
  Трудовой путь прошел от рядового горного инженера до начальника Главного управления по строительству тоннелей и метрополитенов («Главтоннельметрострой») Министерства транспортного строительства СССР. Под его руководством строились и развивались метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Киева, Тбилиси, Баку, Ташкента, Алма-Аты, Минска, Харькова, Новосибирска и других городов СССР, осуществлялось строительство транспортных тоннелей на БАМе и в горах Кавказа. Непосредственно участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
   По инициативе Рахманинова Ю.П. и при его личном участии проведены работы по восстановлению и строительству исторических памятников России, в том числе восстановлена церковь Иконы Гребневской Божьей Матери в г. Одинцово, построен Мемориальный памятник воинам, погибшим в 1942 году при защите Москвы в Наро-Фоминском районе, восстановлен Музей-усадьба С.В.Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области и установлен памятник этому великому русскому композитору на Страстном бульваре в г.Москве. В короткие сроки и с высоким качеством построен и ныне действует мемориал «Храм Памяти» на Поклонной горе в г.Москве и многие другие объекты социально-культурного назначения.
 
     При участии Ю.П.Рахманинова был сооружен памятник С.В.Рахманинову в г.Тамбове (скульптор Александр Рукавишников).
   С 1981 года Ю.П.Рахманинов принимал участие в создании, становлении и развитии Музея-усадьбы С.В.Рахманинова «Ивановка».
  Только благодаря Ю.П.Рахманинову в Ивановке воссоздан усадебный дом, созданы мемориальные экспозиции дома, осуществлен ремонт флигеля, сооружения гаража и фондохранилища, работы по воссозданию китайской беседки.
  За самоотверженный труд и выдающиеся заслуги Рахманинов Ю.П. удостоен государственных наград: орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, За заслуги перед Отечеством  II и III степени, Мужества, Сергия Радонежского, Преподобного Даниила Московского и многих медалей.
Имеет высокие почетные звания: Заслуженный строитель СССР, Почетный строитель России, Почётный транспортный строитель.
  Доктор Транспорта, почетный доктор Тульского государственного университета, академик Академии транспорта и Академии Горных Наук.
   Возглавлял многотысячный коллектив строителей Москвы и Подмосковья.
  Последней работой Ю.П.Рахманинова было сооружение станции метро «Парк Победы» Московского метрополитена.
 Ю.П.Рахманинов является Почетным Гражданином Ивановки. Поэтому было принято решение о создании в Ивановке мемориального Кабинета-музея Ю.П.Рахманинова.
  В создании Кабинета-музея большую помощь оказала вдова Юрия Павловича Светлана Николаевна Рахманинова и коллектив «Трансинжстроя».
   Перед вами стол, кресло, шкафы из рабочего кабинета Юрия Павловича в «Трансинжстрое».
   Ломберный столик за шкафом стоял на даче Юрия Павловича в Одинцово. На столике шахматы и доска для игры в нарды с дачи Юрия Павловича
   На столе все до единой вещи из кабинета Юрия Павловича.
   На стене портрет Юрия Павловича работы художника Константина Горбунова.
   Шторы на окнах тоже из кабинета Ю.П.Рахманинова в «Трансинжстрое».