Благоверный князь Андрей Боголюбский. Крестный Ход

Станислав Бартенев
17 июля 2023 года, 6 часов утра!

День святых;
  Благоверного князя Андрея Боголюбского (1174),
 Андрея, архиепископа Критского (740),
преподобного Андрея Рублева, иконописца (XV),
страстотерпцев царя Николая II,
царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918).

Я нахожусь в Боголюбово, в свято - Боголюбском женском монастыре.
При входе слево поучение …

Ты знал, что Я – Творец, но Мне не покорился;
Ты знал, что Я есть Свет, но ты Меня не зрил;
Ты знал, что Я есть Путь, но ты с дороги сбился.
Ты знал, что Я есть Жизнь, но Мною ты не жил.
Ты знал, что Мудрость Я – не чтил Моих законов;
Ты знал, что Я всеблаг, но не любил Меня;
Ты знал, что Я богат, но не просил с поклоном;
Ты знал, что вечен Я, но не искал ни дня.
Я милостив – ты знал, но Мне судьбу не вверил;
Ты знал, что Я велик, но Мне ты не служил;
Что Я могу всё дать, определить, отмерить,
Что Всемогущ, ты знал, но ты Меня не чтил.
Так знай же, человек, пылинка во Вселенной –
Пустые дни прожив, не веря, не любя,
Придя к концу земной короткой жизни тленной
В погибели своей вини теперь себя!


Справа -
«Вы приняли безценный дар — Святое Православие.;Храните его. Если вы ослабнете в Православной вере,;вас одолеют враги ваши, и вы станете их рабами».
 - Завещание равноапостольных Кирилла и Мефодия славянам -


   Звучат удивительные переливы колокольного звона. Равномерный благовест переходит то на танцевальный галоп, то на ровные шестнадцатые, то на пунктирный ритм. Солнце улыбается над монастырём и золотой перезвон льётся по всему небу на всю нашу матушку Русь. Так звонить, зная все тонкости ритмических рисунков может только умудрённый опытный барабанщик, подумалось мне. Но к моему удивлению это оказались обыкновенные две монашки. Они смиренно спускались после своего великого концерта с колокольни.
Кто их научил так звонить в колокола? Может сам Господь вложил в них всю музыкальную науку, а может Он Сам и звонил этими чёрными  монашками?
Дивны и неисповедимы дела и премудрости Господни…

   Народ постепенно собирался на крестный ход, появились богатыри в кольчугах, кто с мечом, кто с топором… Это местные хоругвеносцы, они будут возглавлять и охранять крестный ход.
Мне дали икону святого Андрея Боголюбского и вслед за хоругвеносцами все; взрослые и дети, были даже мамаши с колясками, отправились в путь до великого града Владимира к мощам преподобного Андрея Боголюбского в кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Богатырь, нёсший хоругвь Спасителя, уверенно затянул Иисусову молитву;
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.»
Идущие вслед подхватили и Крестный ход неторопливо поплыл к истокам нашей древней истории.
Я шёл за хоругвеносцами и старался петь вместе с ними. Запевала-богатырь обладал хорошим громким голосом, но не имел слуха и при каждом повторе молитвы пытался запеть выше и громче, но я и рядом со мой идущий мужчина не давали сменить тональность. Получалось очень необыкновенно, молитва благодаря нестройному пению запевалы звучала каждый раз по новому, то в унисон, то  в кварту, то в большую терцию, а то и в какие-то загадочные интервалы…
Но самое удивительное, женщины, что шли позади вторили очень спокойно и чисто в унисон. Получалось очень красиво, запевали  мощно и грубо мужики-богатыри,  вторили каноном нежно и спокойно женщины. К сожалению это длилось недолго. Где то через час присоединилась к Крестному ходу ещё группа людей, и среди них оказалась женщина, явно окончившая какое-нибудь народное музыкальное заведение.

  Профессионалы всё портят! Они построили Титаник и он пошёл на дно, утопив тысячи людей. Самодеятельность построила Ковчег и спасла их и все виды животных, благодаря Ей мы сейчас и идём Крестным Ходом, подумалось мне.
Народная «певица» стала вторить так громко на свой лад, ужасно мерзким голосом, с какими-то опеваниями и импровизациями, что поющие женщины , испугавшись, немного притихли. В первую часть молитвы народная певица вкладывала всю мощь и нарочитую дикцию, но на словах «помилуй нас грешных», как-то театрально входила в образ блудницы и жалобно скулила, пропуская самую главную Букву!

Получалась страшная подмена! Безгрешный Христос вдруг по её пению оказывался грешный. Конец молитвы звучал так « … помилуй нас грешный»!
Вот так только из за одной недопетой или плохо произнесённой буквы может всё обрести совершенно противоположный смысл. Ладно была бы какая нибудь песенка эстрадная, а тут ведь великая молитва Иисусова, о которой столько написано и выстрадано святыми отцами нашей церкви.

Мне хотелось пойти и заткнуть ей рот, но я шёл с иконой… Да и подумалось, я ведь тоже музыкант профессионал, и наверняка слышу не так как все, могу различать интервалы, гармонию, имею свой вкус, может даже испорченный, ибо много прослушано было зарубежной музыки в своё время, и скорее всего также могу кого-то  раздражать. Из поющих женщин мне всегда нравилась группа АББА, Барбара Страйзен, из наших Марина Капура и подобные.

   С детства мне казалось что мамы должны петь нежно и очень красиво, как ангелы, а тут ярая народница со своим особенным матрёшкиным колоритом и выкрутасами.
Наверное всё имеет место быть. Всякое искушение может быть одному на пользу, другому в соблазн. То что заметил один могут не заметить тысячи.

Через полчаса певичка явно выдохлась и стало всё по прежнему хорошо и мило, поющие ранее женщины оживились и молитва зазвучала опять ровно и твердо. Может она сорвала голос или обиделась что никто не оценил её возможности и старания, а может ей передалось моё раздражение? Одному Богу известно.

Многие выбегали вперёд и фотографировали своих детей и друзей, а кто весь крестный ход. Запомнился фотограф с большим фотоаппаратом.
Он выбегал подальше и, улыбаясь нам, делал снимок. Наверняка фотографии получатся очень хорошие и добрые, с улыбками, ведь невозможно было не реагировать на его улыбку. Вроде пустяк, какая-то улыбка… А если б фотограф был хмур? Тогда бы точно все фотографии этого Крестного хода получились невзрачные и хмурые. Вот так иногда самое маленькое и незаметное может становиться вдруг самым главным и важным.

«От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснётся» - вдруг зазвучало из далёкого детства во мне.
Какое счастье вот так идти со всеми, с молитвой, со святыми иконами, со своим народом по нашей родной земле, дышать одним воздухом, петь, мечтать, восхищаться, думать…

А думалось мне вот о чём.

17 июля день убийства князя Андрея Боголюбского и последнего русского царя Николая Второго со всей его семьёй! Почему так совпало?
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха.

Он был предтечей всех русских царей, что собирал Русь во единое государство,
За время своего княжения основал 30 храмов, был крепок и духом и телом. Потому убийцы не могли сразу его убить. Они выкрали меч князя из спальни, что принадлежал ранее святому Борису и Андрею и ему пришлось обороняться от мечей и пик убийц только голыми руками. Жуткое и коварное убийство князя Андрея, очень схоже с убийством царя Николая Второго и всей его семьи. Такое же предательство, такие же иуды-убийцы… Неспроста Господь прославил первого и последнего за великие подвиги их пред Россией и подобную мученническую кончину.

Но вот показался великий град Владимир с древнейшим  кафедральным собором Успения Пресвятой Богородицы, что был построен в 1158 — 1160 годы  Андреем Боголюбским. «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем» — таков был замысел князя. Высокое назначение собора отразилось в высоте — более тридцати двух метров, выше двадцатидевятиметровой киевской Софии.
В этом соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть до Ивана III (среди них Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита). Под сводами собора покоилась главная русская святыня — Владимирская икона Богоматери.

Крестный ход вошёл на территорию собора. Надо сказать что звонари собора звонили не так красиво как монашки. Видно всё таки мужчинам не пресуще излишняя красота и забота, они выбирают что по проще и надёжней…
Все оказались в кафедральном соборе пред удивительным иконостасом и старинными  фресками  святого Андрея Рублёва.
Внутренние своды собора как бы держали страшные зубастые львы и киты.
Маленький безстрашный мальчик лет пяти сунул палец в зубы льву и тут же убрал руку, что-то выкрикнув. Чёрный лев, с белыми зубами был настолько страшен, что казался живым.

Каких святынь тут только нет;
— более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев. Здесь покоятся князья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын Георгий Всеволодович. В соборе находится символическая гробница с частичкой мощей Александра Невского.


После причастия было чаепитие и общение, далее в местном ЦДРИ показ фильма «Крест над Азовсталью» и мой концерт. 
День прожит был наверно не зря…
А может и нет?..
Наверное что то главное я мог упустить.

   Помню, многие известные критики  набрасывались с нещадной критикой на книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
Сколько статей, разговоров, споров? Я заметил, что критики замечали самые незначительные вещи, например почему у Волонда зеленоватые глаза, такие как правило бывают только у больных сифилисом - рассуждал один известный «богослов». Много разных версий и грязи полито на Мастера и Маргариту и на Волонда с его свитой…

Но когда я спрашивал - какая самая главная мысль этой книги, никто не мог вспомнить самые ценные строки из неё.

Вот эти великие строки;

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»

Только вслушайтесь и вспомните, что эти строки были написаны в самое страшное гонение на веру нашу, когда о Боге запрещено было даже думать. Не потому ль великий писатель стал писать о дьяволе? И есть ли дьявол в этой книге? Может ли настоящий дьявол делать хоть какое то малейшее добро?

Так вот,  я упустил самое главное! Весь прожитый день всех, с кем я был рядом, наполняла безграничная и великая Любовь Самого Господа Бога.

Мы растворялись в Ней и Она учила нас любить всё, от малого до великого; каждый камушек, что был заложен в увиденных нами древних соборах нашими предками, каждую фреску, каждого ребёнка и взрослого, старика и старушку, больного и хромого.

Вот Она настоящая безсмертная и вечная ЛЮ БО В Ь!

ЛЮ-блю 
БО-га 
В-едаю и верю
Ь-мягко и кротко!

С. Б.

2023