Читательская грамотность на уроках английского язы

Светлана Корепанова
В последние десятилетия в образовании нашей страны произошли негативные изменения, о которых всё больше начинают говорить в обществе. Учителям устанавливаются всё более строгие рамки, с них требуется всё больше отчётности, что отбирает у них время для создания своих продуктивных педагогических наработок, всё строже регламентируются учебники.
Учащиеся мотивируются не на развитие мышления, анализаторский и экспериментаторский подход в обучении, а на действие по образцам, запоминание и поиск информации в интернете.
Исходя из этого, надо заметить, что читательская грамотность – чрезвычайно важное умение, обладание которым необходимо для формирования полноценного члена современного общества. Именно она помогает учащемуся думать, анализировать, делать выводы из прочитанного.
Современный мир чрезвычайно нуждается в людях активных, думающих, способных самостоятельно применять полученные из книг знания для решения жизненных задач, оптимальных способов прохождения жизненных ситуаций.
Понятие читательской грамотности предполагает умение осознавать прочитанное, применять его, размышлять, читать для достижения собственных целей, развивать свои знания, умения и навыки, увеличивать своё участие в социальной жизни.
Восприятие оценивается при помощи чтения текста вслух.
Ученику необходимо уметь определить в прочитанном тексте главную мысль, объяснить описанную проблему, понять и проанализировать информацию, которая подана в виде таблиц, графиков и иллюстраций, понять разницу между фактами, предположениями и версиями автора.
Задача педагога определить, имеются ли все эти умения у школьников, насколько они развиты, что делать для их дальнейшего развития.
На уроках английского языка можно использовать для этого различные методы. Некоторые из них используются преподавателями достаточно давно, некоторые начали применяться только недавно. Такие приёмы при использовании в 5-9 классах средней школы носят название - Post-reading.
Однако это не означает, что эти методы нельзя применять в других классах, они имеют достаточную эффективность и для старшеклассников.
Одним из самых известных и широко применяемых методов является QAR (Question Answer Relationships)- метод вопросов и ответов.
Отвечая на вопросы, учащиеся глубже вникают в суть прочитанного текста, учатся правильно формулировать свои мысли и впечатления от прочитанного.
Применять такой метод можно как фронтально перед всем классом, так и в группе. QAR применяется после совместного классного чтения вслух и при проверке домашнего задания, когда учащиеся читали текст дома самостоятельно.
Для работы по этому методу полезно изготовить карточки-таблицы с четырьмя колонками по четырём типам вопросов, чтобы школьники могли заполнять их на уроке письменно, а можно проводить работу и устно.
Рассмотрим более подробно все четыре типа вопросов.
Первый тип вопросов касается конкретных деталей прочитанного текста. Для ответов на такие вопросы не требуется глубокий анализ и размышление. Достаточно просто внимательно прочесть текст. Ответить на такие вопросы может любой ученик умеющий читать. Примеры таких вопросов: «Назовите персонажей, которые описаны в тексте», «Что делает главный герой», «Чем начинается и заканчивается текст» и т.д. Такие вопросы называются «Прямо здесь».
Второй тип – имеет название «Думай и ищи». Ответ на такие вопросы предполагает подключение логического мышления. В таком вопросе имеется побуждение найти неочевидный ответ, исходя из своих заключений. Например, если в тексте не называется конкретное историческое время действия, учащийся может его определить по имеющимся в тексте деталям – приметам времени. Такие приметы ученик должен найти самостоятельно и на их основе дать свой ответ.
Третий тип вопросов «Лично от себя». Чаще всего, такие вопросы относятся к морально-нравственным понятиям. Ответ на них ученик даёт, опираясь не столько на прочитанный текст, сколько на правила и нормы, привитые ему взрослыми. Например: «Хорошо ли завидовать?», «Нужно ли помогать товарищам?», «Что такое патриотизм?» и т.д. По сути ответ на такой вопрос учащийся может дать, даже нечитая предоставленный текст, однако преподаватель должен требовать ответы именно по тексту с приведением конкретных примеров из прочитанного.
Последний тип вопросов – «Автор и ты». При ответе на такие вопросы учащийся может подтвердить мысль автора примерами из своей жизни, а может поспорить с мнением автора, опираясь как на свой опыт, так и на прочитанный текст.
Очень важным методом развития читательской грамотности является старый добрый пересказ.
На уроках английского языка пересказ, подведение итогов (Retelling, Summarizing) используются большинством педагогов очень широко. Оба метода базируются на определении последовательности действий, появлении персонажей, описании обстановки и определении основной проблемы.
Пересказ можно применять при чтении текстов разных жанров. Пересказ используется и перед классом, как устная проверка домашнего задания, и как письменная индивидуальная работа. Главная задача пересказа – рассказать своими словами о прочитанном по порядку, не нарушая последовательность событий, не упуская деталей.
Оценивая уровень читательской грамотности ученика, учитель, слушая его пересказ, отмечает, насколько логично изложена история, какое количество деталей упомянул ученик, насколько равномерно изложены все части текста.
Что касается подведения итогов – оно требует более развитого навыка осознанного чтения. Учащийся должен уметь назвать главную мысль текста, выделить проблемы, назвать решение, определить главные и второстепенные детали в прочитанном, изложить текст сжато.
Подведение итогов так же, как и пересказ требует последовательного подхода к тексту, но оно является не просто перечислением прочитанных фактов, а выводами из прочитанного. Подведение итогов на уроках английского языка чаще используется в старших классах, тогда как пересказ небольших текстов применяется на протяжении всего школьного обучения.
С семидесятых годов прошлого века на уроках английского языка применяется Jigsaw Method. Он предполагает совместную работу класса, разделённого на группы. Каждая из групп отвечает за отдельную подтему. Затем из выступлений каждой группы составляется целостное представление, как из кусочков пазлов создаётся целая картина. Такой метод удобен тем, что его можно применять при неравномерном составе класса, когда даже слабые ученики, получив своё, посильное задание, могут внести свою лепту в общее дело и получить одобрение товарищей. Учителю на предварительном этапе удобнее работать с каждой группой отдельно, проверяя насколько глубоко понят текст, насколько правильно сделаны выводы. Каждая из групп отвечает за характеристику конкретного персонажа или за описание эпохи, или места действия. Уроки, на которых используется этот метод, очень результативны и нравятся учащимся. Автор метода Эллиот Аронсон пользовался своим методом для того, чтобы устранить пробелы в обучении своих подопечных, когда каждый рассказывал о том, что он помнит и знает и в целом тема вспоминалась всеми учащимися.
Think-Pair-Share- «Думай-Объединяйся-Делись» - ещё один действенный метод для повышения читательской грамотности на уроках английского языка. Применяется он следующим образом: учитель или один из продвинутых учащихся читает перед классом небольшой законченный текст. Затем педагог даёт учащимся тему для размышления по тексту. Ученики делятся на пары (обычно с соседом по парте) и делясь своими мыслями, вырабатывают общее на двоих мнение о прочитанном или общий ответ на вопрос учителя. Затем учащиеся представляют своё общее на двоих мнение классу.
Учитель уточняет сказанное, направляет, задаёт дополнительные вопросы. Парное обсуждение превращается в общее. Такое упражнение позволяет развивать внимательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Расширяет словарный запас.
 Метод Билеты на выход - Exit tickets - удобное средство проконтролировать в игровой форме понимание прочитанного учащимися. Каждому ученику в классе выдаётся билет, в котором имеется один или более вопрос по прочитанному в классе произведению. Все вопросы относятся к пониманию текста и задаются в игровой занимательной форме,например, «правда ли», «выбери, где правда, а где ложь», «кто главный» и т.д. На такие вопросы предполагаются очень краткие ответы, которые, между тем, помогают учители быстро понять, кто из учащихся правильно понял текст, а с какими стоит повторить материал и вообще поработать дополнительно.
После получения всех ответов на следующий день, педагог может разобрать ответы и объяснить, как следовало отвечать и почему.
Итоговым методом можно считать Writing About Reading – написание письменной работы по тексту. Письменная работа, не ответы на вопросы, а полноценная статья или сочинение – самое сложное задание на уроке английского языка. Такой формат проверки читательской грамотности подходит не для всех учащихся, а только для тех, чей уровень достаточно высок. Письменная работа позволяет проанализировать текст, высказать своё отношение к прочитанному.
Учитель может предложить учащимся представить себя одним из персонажей прочитанного произведения или придумать альтернативное окончание рассказа. Каждому из учащихся, учитывая уровень их владения языком, можно подобрать индивидуальное задание, которое позволит педагогу определить степень владения материалом.
Все выше упомянутые методы можно применять в комплексе, исходя из подготовленности класса и личных предпочтений учителя. Каждый из методов является действенным при преподавании английского языка в средней школе для развития читательской грамотности учащихся. Более того, все эти методы используются не только при обучении английскому языку, но и родному русскому языку.
Повышая читательскую грамотность, развивая понимание учащимися прочитанного, улучшение осмысления информации, учитель улучшает учебные показатели в целом, как отдельных учащихся, так и учебного коллектива.