Кто ты, Рюрик? - часть 1

Евгения Грекова 2
                Версия
     Становление российской государственности
            Рюрик – основатель династии.

                По мотивам  работ:

= «Рюриковичи. История  первой династии». Марина Михайловна Бандиленко (1974)
= «Русь. Легенда о Рюрике» - Сергей Николаевич Короп (1960)
= «Конунг» - Илья Владимирович Бояшев.(1961…)
= «История династии Рюриковичей» - Александр Фокин (1988…)
=  Статьи их интернет – источников.
= «История войн» - Прокопий Кесарийский (между 490-507,ум.565)
= «Северные письма» - Ксавье Мармье (1809-1892)

                *****************

   «Стань вровень с предками и богами! Не верь! Не бойся! Не проси! Живи по канонам: «Око за око! Зуб за зуб»! Будь достоин и справедлив! Божьим внуком ощути себя! Сила Великая, благодарность воздаст Тебе, сей родившийся воин, нареченный Рюриком! Наполни его Духом Ветра,  Даром Земли, Мощью Огня и Силой Воды»!

*****Рюрик - летописный основатель первого государства на Руси, варяг, князь новгородский с 862 года, давший имя княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.*****

...Вряд ли когда-либо мы узнаем, кем на самом деле был легендарный Рюрик, и, вообще, был ли он реальным историческим лицом? Зато известны его потомки, великие князья Рюриковичи, которые правили Русью - с 1Х до конца ХУ1 века.

   Год 862... Со всех концов необъятной лесной страны в торговый город Ладогу шли люди. Земледельцы, купцы, охотники, воины — все, кто уцелел в кровавой усобице.  Шли, чтобы спасти свою землю от окончательного исчезновения...
Им предстояло принять решение, которое положит конец изнуряющей междоусобице, и установит прочный мир.
 
   А оказалось, что своим решением они дали старт началу Русского государства:

*****Через 50 лет Русь уверенно выйдет на международную арену, а через 126 лет  она начнёт формироваться, где добровольно, а где нет, в крупную христианскую  державу. Выдержит нашествие, которое разрушит многие страны. Станет свидетельницей падения великих империй. Распространится на два континента и станет самой большой страной мира. И всё это время, на протяжении семи столетий, русскими правителями будут потомки этого княжеского рода, который станет одной из величайших в мировой истории династий, под названием РЮРИКОВИЧИ…*****

    Давно улеглась пыль Великого переселения народов. Расселись по своим тронам короли Запада. Всё Средиземноморье - наследие античности поделили между собой Ромейская империя - Византия (476-1453), и воинственный арабский халифат Аббасидов (661-750),Багдадский Халифат(750-1258). В  бескрайних степях Евразии царил Хазарский каганат(650-969).

   А в лесных землях Восточной Европы крупных государств не было. Правителям Запада и Востока было невдомёк, какие могучие силы зреют среди малодоступных дремучих лесов и извилистых рек...

                РАССЕЛЕНИЕ СЛОВЕН:

   От Балкан до Балтики, от Эльбы до Днепра, вытеснив местные финно-угорские народы, которые вынуждены были уходить всё дальше к северу, славянские племена  (меря,чудь,весь,кривичи и другие), расселились и окончательно укрепились на этих  освободившихся территориях.
 
*****Славяне - племена индоевропейской группы, появившиеся в Центральной и Восточной Европе около V века. Большие племенные союзы славян жили родовым строем и управлялись народным собранием — вече*****.

     Сами себя они называли «словене» - «владеющие словом», то есть "говорящие на понятном языке", в отличие от соседних народов, речь которых славяне не понимали и потому называли  их «немцами» - то есть немыми.

*****Прокопий Кесарийский, в своей «Истории войн», писал:«Словене предпочитали селиться вдоль рек. Река их кормила, и указывала им путь в иные земли. К середине VШ века племенной союз словен расселился вокруг озера Ильмень, на обширных землях, где реки образовали разветвлённую транспортную сеть, а леса изобиловали пушным зверем. Пушнина, самый дорогой и популярный товар тогдашней мировой торговли, притягивала купцов со всего мира. Купец, которому удавалось довезти меха до рынков Багдада, получал неслыханную баснословную прибыль, так как цена соболей, бобров и куниц на рынках Запада и Востока превышала их закупочную стоимость в тысячу раз» *****
 
*** Прокопий Кесарийский (ок.500-565),  историк, практикующий юрист, писатель. В 527 году был назначен императором Византии Юстинианом (482-565гг.),на должность секретаря и советника Флавия Велизария (500-565), одного из величайших  полководцев империи. С 527 по 546 годы П.Кесарийский вместе с Велизарием был непосредственным участником всех ключевых событий и многочисленных войн, которые вела Византия. Благодаря своему положению секретаря и советника,Прокопий имел доступ к информации, в том числе и секретной, участвовал в переговорах с важнейшими государственными деятелями той эпохи. Всё это, вместе взятое,  придаёт особую ценность и достоверность его свидетельствам. ***

                ЛЕГЕНДА О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ:

    Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире. Она не даёт и,как любая легенда, не может дать, однозначных ответов на многие вопросы. Вариации легенды порождают спорные вопросы:

Кем на самом деле был Рюрик? Как он стал правителем Руси? Куда был призван Рюрик - в Новгород или Ладогу? Был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой?

*****Путь из северных морей в Гардарики (страну городов)открывала Ладога. Благодаря торговле пушниной - «мягкому золоту», небольшое поселение на берегу реки Волхов, превратилось в процветающий город купцов и ремесленников.

***Ладога... Возникшая, по данным археологии, в середине VШ века (753г.), она  названа резиденцией Рюрика в "Ипатьевском списке" «Повести временных лет».  Древняя Ладога располагалась на высоком мысу. На берегу были торговые пристани и судоремонтные мастерские. Оставшимися, от корабельной обшивки, досками ладожане мостили улицы и выстилали полы в домах. Центром города была торговая площадь, там же собиралось вече. Вокруг торга плотно располагались ювелирные, косторезные, слесарные, керамические и литейные мастерские, где по арабской технологии варили особые бусы — «глазки». Этими бусами расплачивались с лесными охотниками за пушнину, которую потом перепродавали приезжим купцам за серебряные монеты – «дирхемы», имевшие хождение на всех рынках Европы и Азии.
На меховой торговле и транзитных пошлинах Ладога стремительно богатела. Сюда стекались купцы из Европы, арабских стран и Средней Азии.
Но бурное обогащение Ладоги имело и оборотную сторону, ибо привлекало не только купцов, но и разбойников. Огромные барыши провоцировали конфликты между словенами и лесными народами,а также привлекали скандинавских морских пиратов (викингов) которые, неоднократно грабили Ладогу.
 
Но страшнее любого набега оказывались постоянные стычки между «своими».  Всепожирающее пламя, разжигаемое человеческой алчностью, желанием каждого иметь свою долю в меховых барышах, грозило взаимным уничтожением словенских племён и родов. Договориться между собой они не смогли.

    «Повесть временных лет»:«...Не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом».
Не видя выхода из ситуации, Общий Совет Племён решил: «Ладоге нужен правитель,  который не имел бы ни корней, ни связей, ни интересов на этой многострадальной земле. Нужен наёмник,чужак, который являлся бы отменным опытным воином, умеющим   организовать надёжную оборону от пиратов. Он же должен быть также и опытным правителем, способным стать над интересами отдельных племён, и, по справедливости  распределять прибыль, а также уметь вершить свой не предвзятый суд и править «по ряду и по праву», то есть по заключённому договору и по обычаям местных племён.
«И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси».
Ладожские послы, которые отправились за море на поиски князя, выбрали вождя по имени Рюрик.
                ВЕРСИЯ О НОВГОРОДСКОМ ВЕЧЕ:

*****По другой версии, Рюрик со своим родом был приглашён на Русь Новгородским вече.
«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и над их землями также».
 
*** Официальной датой появления НОВГОРОДА считается 859 год. Эта дата основывается на "Никоновской летописи", где указано, что в этом году умер Гостомысл. По археологическим данным известно, что земли Приильменья были заселены ещё в V веке. Исконным населением новгородской земли были финно-угры, о чём свидетельствуют топонимы. В VI веке на эти земли пришли племена славян-кривичей, в VШ - словене. По «Повести временных лет» Новгород существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами. По "Ипатьевской Летописи":«Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем и сделаша город и нарекоша и Новгород».
 
Официальной датой основания города БЕЛООЗЕРО считается 862 год,когда он впервые  упоминается в «Повести временных лет» в контексте призвания варягов-русь.

ИЗБОРСК - один из ключевых городов племени кривичей (наряду с Полоцком и Смоленском), существовавший на нашей земле уже задолго до прихода варягов. Брат Рюрика, Трувор, укрепился именно в Изборске, там же находится и одноименный курган «Труворова могила». Официальной датой считается 862г.***

                *********************

(Проблема с датировкой времени возникновения городов  состоит  в том, что практически любое обновление поселений  у Ильменя могло приниматься за зарождение «нового города».
                **********************
После смерти братьев, под властью Рюрика оказались обширные земли, населённые разными народностями с разными традициями, верованиями, укладами жизни и, соответственно, понятиями о суде и справедливости.
«Повесть временных лет»: «Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик…».

***По археологическим данным, в 862 году ни Новгорода, ни Белоозера ещё не существовало. По одной из версий, и братьев на самом деле не было, а их имена — это эпитеты легендарного князя Рюрика: Синеус, или Сигнётр, буквально «Победоносный», и Трувор — Тор-вард, буквально «Верный». Сама личность Рюрика остается в значительной мере былинной.***

                ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О РЮРИКЕ:

...Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «Самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину и правнуку Рюрикову» («…Самодержцу земли русской Владимиру, внуку княгини Ольги и правнуку Рюрикову»...

   Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже самого события, и там подробно излагалась история варяга Рюрика.
 
                ВЕРСИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЮРИКА:

Крайне скудные письменные свидетельства о родоначальнике русской княжеской династии породили разные версии о происхождении Рюрика и о его этнической принадлежности: так сторонники норманнской концепции считают Рюрика варягом-викингом из Скандинавии и связывают его  с личностью Рорика Ютландского из  знатной датской династии Скьёльдунгов.

Учёные и писатели, сторонники славянских версий происхождения Рюрика, которые в своих работах упоминали его имя:

= Михаил Васильевич Ломоносов считал Рюрика с варягами выходцами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи.

((Согласно хронике Гельмольда, пруссы - это славянское племя, а прусский язык является одним из многочисленных славянских языков, к которым отнесён и венгерский. Многие русские князья связывали своё происхождение с прусской народностью. Даже Иван Грозный упорно утверждал о том, что прусская кровь течёт в его венах. На родословной, берущей своё начало от пруссов, настаивала  и  семья Романовых)).
= Гельмольд –(1120-1177), немецкий монах-августинец, автор «Славянской хроники», в которой он описывал жизнь и обычаи прибалтийских славянских племён (вагров, бодричей (ободритов), полабов и др.)

= Сигизмунд фон Герберштейн,(1486-1566),советник посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, связал название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров и выдвинул версию о том, что Рюрик был полабом на основе созвучности слов «варяг» и «варг». Эту версию,основанную на легенде о том, что в УШ веке в землях ободритов (ещё одно полабское славянское племя) правил князь Годлав, у которого было три сына: Рюрик, Сивар и Трувор. Якобы именно они пришли на русскую землю и стали княжить в Ладоге, Белоозере и Изборске соответственно.

= Историк XIX века Степан Александрович Гедеонов (1816-1878), русский историк) предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк,  правящей династии ободритов. Он предположил, что «Рарог»(СОКОЛ) было родовым прозвищем предков Рюрика, с этой же птицей он отождествлял и фамильные знаки уже русского княжеского рода.

= В 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье (1809-1892) в книге «Северные письма» упомянул народное предание о Рюрике и его братьях. Также, в начале XVШ века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, в которых упоминается Рюрик, как сын одного из вождей ободритов.

                РЮРИК - ВНУК ГОСТОМЫСЛА?

= Согласно «Иоакимовской летописи» (утерянной или надёжно спрятанной?)с которой Список сделал русский историк Василий Никитич Татищев (1686-1754),Рюрик по рождению был князем славян-бодричей, внуком новгородского князя Гостомысла от его дочери Умилы. Умила была выдана замуж за князя бодричей Годлава.

***Бодричи – крупное племя полабских славян, населявших южное побережье Балтийского моря в бассейне реки Лабы (Эльбы).***               
 
   Несмотря на многочисленные споры, само существование Рюрика не подвергается сомнению большинством исследователей. Кем бы ни был родоначальник великокняжеской династии, он действительно  с отрядом сторонников контролировал северный участок  пути «из варяг - в греки», и стал лидером протогосударственного образования с  центром в Ладоге, а позднее в Новгороде.

    Закономерно, что Рюрик, принявший княжение в Новгороде, утверждал, что он — русич. И не просто — русич, а прямой потомок Словена — первого новгородского князя, к коему свой род возводил его дед Гостомысл. Для этого у Рюрика были основания. Не случайно же во всех списках «Повести временных лет» Рюрика и его спутников называют варягами - русь: «Сице бо звахуть ты варагы-русь, яко же друзии зовутся свее (шведы), друзии же оурмани (норманны), инии и готе (готы)».  И род Рюрика на три четверти славянский, венедский, что не исключает, конечно, и его датские корни по отцу Годлаву (раз его дед по этой линии был датчанин).

              Не всё просто было во время княжения Рюрика:

    В «Велесовой книге» содержится описание призыва к свержению Рюрика. В Новгороде Вадим Храбрый поднял анти - варяжское восстание. Это восстание Рюрик подавил только через два года,призвав все свои, разбросанные по Европе, дружины. Он казнил Вадима Храброго, а также многих иных новгородцев и советников его.

    Почему же волхвы выступали против Рюрика? Для чего им понадобилось говорить, что он - не русич, и притом, - не по крови, а потому, что он "нарушает обычаи", присвоив себе неограниченную власть. Волхвы, согласно «Велесовой книге», всегда выступали за древнее вечевое правление, а, значит,против неограниченной и жёсткой власти князя, потому они и вступили с ним в борьбу.

                О РОЖДЕНИИ РЮРИКА:

...«817год...У Годлава и Умилы родился сын. На седьмой день,обрезав пуповину, нарекли его – Рюриком.

    Бережно прижав новорожденного сына к своей груди, счастливый отец,сияя от счастья,воскликнул:«Полетишь Соколом, покоряя чужеземцев, и, прославляя наш символ – Огнебога - Семаргла. Рюрик, Великим князем станешь»!
 
    Солнце из-за горизонта показало свои первые лучи. Волхв по имени Ворон,  приняв новорожденное дитя из рук князя, поднял его над своей головой, и начал поворачиваться, на все четыре стороны света, громко приговаривая:
– «Стань вровень с предками и богами! Не верь! Не бойся! Не проси! Живи по канонам: «Око за око! Зуб за зуб»! Будь достоин и справедлив! Божьим внуком ощути себя! Сила Великая! - благодарность воздаст Тебе, сей родившийся воин, нареченный Рюриком! Наполни его Духом Ветра,Даром Земли,Мощью Огня и Силой Воды»!

                ***************** 
                КНЯЖЕСКАЯ   РЕЗИДЕНЦИЯ:

В 190 км. от Ладоги, у истока реки Волхов из озера Ильмень, была построена крепость - одновременно и княжеская резиденция. В ней и располагался гарнизон, охранявший важный участок торгового пути. Некоторое время именно здесь был военный и административный центр славянских земель, пока ниже по реке Волхов не возник новый город, Новгород,  который и станет первой столицей Древнерусского государства.

***Новгород Великий делился рекой Волхов на две стороны - левобережную и правобережную. Большинство улиц имели деревянные мостовые, на два века старше парижских. Самая большая площадь находилась возле княжеского двора, там обычно собиралось вече. В XП веке Новгород станет первым на Руси вольным городом — республикой с правом приглашать и изгонять князей и будет сохранять свою политическую самостоятельность более трех веков. Экономическая мощь Господина Великого Новгорода, владеющего землями от Прибалтики до Урала, сделает его одним из богатейших городов Европы.***

  ***По мысли В.О.Ключевского, Рюрик прибыл в Новгород из Ладоги, находящейся от Новгорода всего в 200 км. вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наёмной варяжской дружины, приглашённой туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц. Эти усобицы и помогли ему захватить власть в Новгороде.
Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.

    Существует несколько версий того, каким образом Рюрик мог стать князем. Согласно одной из них, варяжский правитель завоевал Новгород, после чего местным жителям пришлось принять его власть, и произошло это в 862 году...

    Как видим, версий множество, а как найти ту, ЕДИНСТВЕННО ИСТИННУЮ?
Считается, что существование самого Рюрика достоверно не доказано, потому что  русские летописи, были составлены много позже самих произошедших событий, и, якобы, не могут являться доказательством, ибо отсутствуют (или ещё не найдены?)  зарубежные документы, которые могли бы подтвердить сам факт событий и взаимоотношений,связанных с именем Рюрика. Но зато,сын Рюрика – князь Игорь, упоминается в византийских документах, как лицо реальное, заключавшее с Константинополем известные договоры.

    Также достоверен опекун Игоря, князь Олег(Вещий), и супруга сына Рюрика, Игоря, княгиня Ольга, и все остальные русские правители после них: Святослав, Владимир и так далее.

    А вот Рюрик - ни в одном иноземном документе не упоминается – он не имел с зарубежьем никаких связей, ни один западный или восточный хронист не может точно сказать- был ли Рюрик на самом деле, или не был? Археологи также разводят руками – ими не было найдено прямых доказательств существования Рюрика ни в каком виде, кроме отдельных косвенных упоминаний.

Однако всем историческим миром было решено возвести легендарного Рюрика в ранг первого русского правителя, потому что ни князь Игорь, ни Вещий Олег, ни княгиня Ольга для этого не годились (калибрами не вышли?). Вот так и появился  в русской истории Рюрик, который хоть и легендарный, но исторически законный...

             ИОАКИМОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О РУССКОМ КАГАНАТЕ:

   Самым известным рукописным источником является «Иоакимовская летопись», упоминаемая только в трудах русского историка первой половины XVШ века Василия Никитича Татищева (1686-1750). Считается, что сама рукопись не сохранилось, даже неизвестен её автор и время написания. Говорят, что рукопись Летописи уничтожили окопавшиеся в Академии Наук немцы после смерти Татищева, чтобы исказить историю России. Возможно, что так,- ведь не зря сохранились сведения о трениях между  немецкими академиками, писавшими истории России, и Михаилом Васильевичем Ломоносовым. И, потом, откуда-то Татищев черпал же сведения для своих работ - не сам же их выдумал?

    В принципе, сведения, записанные в этой летописи, довольно интересны, и могли бы подтвердить очень хорошую теорию, если бы, хотя бы минимум этих сведений, можно было бы подтвердить из других источников. Согласно вышеупомянутой «...Летописи», до приходя варягов на Русь, у славян уже было своё собственное государство, только называлось оно "Русский Каганат", и было оно централизованным.
    Как было записано в этой летописи, и перезаписано Татищевым, основано было это государство сыновьями некоего князя Скифа. Они были известны по древним русским летописным мифам под именами Словен и Рус. Ими было построено два города возле озера Ильмень – Словенск, позже ставший Великим Новгородом, и Русса (современная Старая Русса).

    В Словенске стал править сын Словена, Вандал, который очень сильно укрепил государство и пытался раздвинуть его границы на земли других народов. Трое сыновей Вандала - Избор, Владимир и Столпосвят – получили по городу. Таким образом, на озере Ильмень появилось довольно крупное и весьма активное государство, в которое входило множество славянских племён.

Ближе к IX веку в государстве уже было три крупных военно-экономических центра. Арабские тексты называют их Славией, Арсанией и Куйабой. Первое и третье – это, скорее всего, Новгород и Киев. Что касается Арсании, то это могут быть Рязань, Смоленск, Суздаль, Белоозеро или Ростов – единого мнения среди исследователей нет.

   Варяги же пришли в то время, когда бразды правления легли на плечи внука Вандала – князя Буревого (Бравлина). Согласно летописи, варяги были захватчиками, которые не столько покусились на богатые славянские земли, сколько были недовольны тем, что славянское государство нападало на их приморские владения. Князь Буревой не сумел разбить варягов – его самого разбили на реке Кумень, сегодня это река Кюмийоки, которая находится в Финляндии. Князю пришлось с остатками своего войска бежать с поля боя и укрыться в городе Бярмы.

    Варяги же наложили дань на покорённые ими земли,и собрались утвердиться на русской земле надолго, намереваясь захватить Бярмы, и поймать сбежавшего князя.
Но неожиданно помощь пришла от сына князя Буревого – Гостомысла. С помощью его крепкой дружины, собранной в восточных пределах Русского Каганата, удалось изгнать варягов, и государство снова стало единым. Затем, путём очень сложных дипломатических переговоров, с варягами был заключён мир, и больше на славян они не нападали. Гостомысл стал князем, которого боялись противники и любил народ. К нему приезжали и заморские правители, чтобы поучиться мудрости у русского государя, а своих дочерей он выдал замуж за видных варяжских князей с целью установления добрососедских отношений..

    Отцом Гостомысла, согласно «Чешской хронике» Козьмы Пражского (1045-1125, основоположник историографии Чешского государства), был Буривой, а дедом Гостивит. Историки предполагают, что это и есть Бравлиновская ветвь венедской династии, что правила Русью Новгородской. Сам Гостомысл правил вначале в Вендии, а последние годы, по большей части - в спокойном Новгороде, вплоть до 844 года. Тогда, чувствуя надвигающийся конец, он и решил встретить его так,как и полагается князю-в славном сражении. Он был смертельно ранен в битве с Людовиком Немецким (Благочестивым), упомянутой в Ксаттенских анналах(согласно утверждению словацкого историка Шафарика). Тогда же погибли и все сыновья Гостомысла, и, в результате этого,в Русском Каганате началась междоусобная война. Длилась она долго, но, в конце концов, уставшие от войны славяне решились призвать на помощь соседей, что редкостью в те времена не было. Так и призвали варягов...

                СОН ГОСТОМЫСЛА:

   Однако, в архиве В.Татищева отыскалась и другая, более полная версия этой истории. Согласно ей, никакой междоусобицы не было вообще. Одна из легенд рассказывает, что утомленному династическими проблемами Гостомыслу просто приснился сон, в котором из живота его средней, самой любимой дочери, Умилы,  выросло дерево, которое смогло покрыть ветвями весь город, что являлось каким-то явным предсказанием.
   Пораженный этим пророческим сновидением князь обратился за помощью к волхвам, которые истолковали его сон. Согласно толкованию, сын Умилы должен был принять власть в Русском Каганате.
И тогда Гостомысл, хорошо знакомый с традициями наследования власти по материнской линии, так называемая - матрилатеральная традиция, которая процветала у многих народов Европы и Азии, решил не мудрствовать лукаво, и просто передать власть старшему сыну Умилы.
   Таким образом после смерти Гостомысла на Русь и пришли внуки князя, чтобы править землями своего деда – это как раз и были Рюрик и его младшие братья Синеус и Трувор, варяги по отцу, но зато славяне по матери и деду...

   Перед историками открывается новая версия о призвании варягов на Русь, и эта  версия также имеет шанс на вероятное подтверждение через какое-то время.
 
   Но окажется ли она истинной, или встанет лишь в один ряд с множеством других гипотез, не признанных историками, покажет время...

                **********************
                ОБОДРИТЫ,   КОНУНГ,   ВИКИНГИ,
                РУССКИЙ КАГАНАТ:
 
***** Ободриты - крупное славянское племя; поселились у берегов Балтики, возможно,в VI в., а к VШ в. жили уже на территории от р.Одер до р.Эльбы. В VШ в. подчинили себе многие соседние племена.
 = Конунг – верховный правитель,скандинавский эквивалент слову КОРОЛЬ.
 = Викинги - в основной массе это были племена в стадии разложения родоплеменного строя, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкало за пределы родных мест перенаселение и голод. По религиозной принадлежности викинги в подавляющем большинстве были язычниками.
 = Варяги - на Руси варягами называли выходцев из Скандинавии. Варяги известны как наёмные воины либо торговцы в Древнерусском государстве (IX—XП вв.) и Византии (XI—XШ вв.).
Древнерусские летописи связывают с варягами - русью образование государства Русь ("Призвание варягов").

= Русский Каганат: первым, кто использовал термин «Русский каганат» и описал его как особое государственное образование, существовавшее до призвания славянами Рюрика, был С.А.Гедеонов.
В своей работе «Отрывки из исследований о варяжском вопросе» он впервые собрал воедино все свидетельства о русском кагане и сформулировал следующее заключение:
«Ни одно из начальных явлений нашей древней истории не утверждено на доказательствах, более положительных, официальных, не зависящих друг от друга. Русский хаганат в 839—871 годах достовернее призвания варягов, договоров Олега, Игоря, Святослава. Существование Русского хаганата в IX веке есть неопровержимый исторический факт»...
                **************************
     Среди вариантов местоположения Русского каганата называются:
 
• Среднее Поднепровье — (Б.А.Рыбаков; Л.Н.Гумилёв, М.И.Артамонов, и др.
• Приазовье (Г.В.Вернадский);он датировал период его существования 737—839 годами.
• Междуречье среднего Дона и верхней Оки до Среднего Поднепровья (В.В.Седов, П. Голден);
• Средний Дон и бассейн Северского Донца (Е.С.Галкина);
• Север Восточной Европы, где ранее всего фиксируется скандинавское присутствие (Ладога—Рюриково городище в Новгороде—Ростов—Старая Русса)(А.А.Шахматов, С.Ф. Платонов, В.В.Бартольд, О.Прицак, К.Цукерман, Д.А.Мачинский, Дж.Шепард, Е.А. Мельникова).
• А.Н.Кирпичников допускает, что ещё до 839 года центром Русского каганата была Ладога.
• Есть ещё множество других предположений.

  Нет единства и в вопросе, что обозначал титул «каган». Обычно считается, что он отражал великодержавные претензии руси, во-первых: на равенство с хазарами, во-вторых: на соперничество с ними в контроле над славянскими племенами.
Согласно менее распространённой точке зрения (С.А.Гедеонов, Г.В.Вернадский, П. Голден, О.Прицак), титул КАГАН, напротив, свидетельствовал о вассальной зависимости русов от хазар, поскольку в политической системе Хазарии существовало несколько «младших» каганов.
Согласно третьей точке зрения, русь могла называть своим правителем кагана Хазарии (В.Г.Васильевский, А.П.Толочко).

                ***************************

...Кем Рюрик был,в Русь приглашённый?               
Есть версий много,- их не счесть.               
Не гаснет интерес к персоне.
И где же истина та есть?               

Он - вождь балтийских ободритов?               
А, может, конунг – скандинав?
Где зёрна правды той сокрыты,
Взойдут ли, в землю лишь упав?

...Был Рюрик внуком Гостомысла,-               
Как «...Летопись» нам говорит?
Иль тайна меж веков зависла,
И вновь- истории кульбит?

То, что известно - лишь догадки,               
И поздних вымысел веков?
...И нет ответов на загадки,
Укрытых в складках древних снов...

...Рекут, что Новгород на Вече               
Решил варягов пригласить.
Но есть и тут противоречье:
«Не Ладогу ль «благодарить»?

...Располагался этот город               
На живописнейшем мысу.
По центру – площади для торга
И сбора Вече; там же суд.

В нём процветали мастерские,-               
И город быстро богател.
Сыграла шутку эйфория:
И породила беспредел.

Так,скандинавские пираты               
Свершали в Ладогу набег.
Плачевны были результаты,-
Но можно всё перетерпеть,-
 
Но - НЕТ!- вражду племён и родов,               
Что жаждут долю в барышах.               
Она ползёт, не зная броду,          
И злобно плещется в глазах…

И алчности безумной пламя               
Раздуло там очаг войны.
Все на своём стоят упрямо,
Забыв о том – чьи есть сыны.

Договориться не сумели...               
Собрался вновь Совет Племён,-
С трудом достиг единства мнений:
Вопрос тот сложный был решён:

«Чужак»(?) был зван,чтоб Русью править.               
Навёл порядок Рюрик в ней.
И начал создавать державу,   
Став первым из её князей.

И,обладая твёрдой властью,               
Он племена объединял.
...И прекратились беды-распри;
Страну упорно собирал.

...И в личной жизни- не без тайны:               
Ефанда – главная жена;
Она умна и популярна,
К тому ж, наследника дала.

А Рюрик через год скончался...               
Сынишка Игорь слишком мал.
Олег правителем остался:
Ему так Рюрик наказал...

       ***********
...Кто руку даст на отсеченье,               
И скажет: «Было только так»!
Поймёт тот скоро с огорченьем:
Какой наивный он чудак…

В забвение ушли тропинки,               
По коим Истина прошла.
..Где ветер тот, что сдул пылинки,
И контур изменил следа?

...Вот, говорят, что: «Каб не Рюрик,               
Блуждала б Русь ещё во тьме,
И долго не была б «в ажуре»...
Не верится вот в это мне:

В её истории всё было:               
Проблем в веках, увы,-не счесть;
Водою Времени всё смыло,
И отпечатки не прочесть.

...А кто ж стереть их постарался,               
И правду грубо исказить?
Отверг её кто уникальность?
С кого за это всё спросить?

И «Летопись Иоакима»               
Исчезла? А виновен кто?
Потеря так невосполнима,-
Она – важнейший из трудов.

Писалось в ней про государство,               
Что звалось «Русский Каганат»;
Народ был далеко не «варвар»,
Как недруги считать хотят.

А основали государство               
Словен и Рус,- отец их Скиф.
Проходит время;гибнут царства,
И голос их давно уж стих.

Держава князя Гостомысла –               
Потомка Бравлинской ветви...
В который раз гроза нависла,
Рисуя вновь свои круги:

Сыны убиты; он же - ранен...               
Но всё спасёт родная дочь:
Родится Рюрик долгожданный,-
Он править в Ладоге не прочь.

...Татищев. Версия другая:               
«Пред смертью видел вещий сон,
И Гостомысл, умирая,
Умилы сыну отдал  трон»...

И вот на Русь явились братья:               
Синеус, Рюрик и Трувор;
По-доброму умели ладить,-
Меж них семейный договор.

...Погибли скоро оба брата,-               
И Рюрик править стал один.
Для сердца – тяжкая утрата;
Нет для спокойствия причин.

Вокруг не всё спокойно было:               
Поднял восстание Вадим.
Но всё же, смуту подавил он,
Явив, «Кто в доме – «Господин».

...Самодержавною рукою               
Он твёрдо правил на Руси;
Над ней поставлен был судьбою,
Внутри чтоб распри погасить...

*************************
Вот и выходит, что варяги               
Руси совсем не чужаки;
К родной земле имели тягу,
И правили в ней по-мужски...

Продолжение следует:
=========================

Отклик Надежды Веденяпиной:

Твой вклад велик и многогранен
И вызывает восхищенье!
Он будет всеми почитаем!
Поклон за новое творенье!
Историю должны мы знать
И наших предков прославлять!
=========================
Отклик Аннушки Кусковой:

Труд объёмен, очень ценен,
Новых знаний закрома,
На правдивость он нацелен-
Открывает тайны тьма.

И становится в ней близкой,
Всех событий череда,
Принимай поклон мой низкий,
Восхищенье, как всегда.

Видим, что в веках сокрыто,
Словно Времени Река,
Просвещает нас с избытком,
Твоей Истины строка.
========================