По Коломенскому Ф. Я. Алексеева 1800-е

Светлана Леснова
Офорт Пиранези?*  Развалины Рима
Позеленели от мха и травы?-
Картина  московская  сопоставима,
Видом строений, что возведены,

С Италии готикой, ввысь устремлённой,
Монументальным величием стен,
Но радугой светлой небес осенённой
И отрицающей времени тлен.

Сравненье с Европой не в пользу последней,-
Непревзойдённа размахом Москва!
Для мест параллели тем боле  уместней,
Что  на семи  оба Рима холмах.

Ведуты – пейзажи, вошли, городские,
В рамки широкие русских картин:
Смогли, перспективы  развив  мировые,
Стать образцом живописных вершин!

В анналах истории запечатлённый,
Облик Москвы допожарной  возник
В деталях, подробностях  непревзойденных,-
Простонародный и царственный лик!

Ведь есть города, что как  будто застыли,-
Время-художник меняет стаффаж,**
Но лишь  Алексеевым,  неповторимый,
Древней Москвы  сохранен  антураж!


Ф.Я. Алексеев. Коломенское. 1800-е
(Коломенское – дворцовое село, известно по летописям с 1332г.,
царская резиденция с 1640г, вошло в черту г. Москвы в 1960г.
В 1532 году князь Василий III в честь рождения сына Ивана
заложил в Коломенском церковь Вознесения Господня,
построенную по проекту итальянского архитектора Петрока Малого)

Офорт Д.Б.Пиранези "Внутрений вид амфитеатра Флавия, именуемого Колизей".1778г.
______

*Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778, Рим)– ключевая фигура европейского искусства XVIII века.  итальянский археолог, архитектор и выдающийся художник-гравёр, мастер офорта в жанре архитектурных пейзажей, исследователь и коллекционер римских древностей. Оказал значительное влияние на последующие поколения художников неоклассицизма, позднее на романтиков и даже на сюрреалистов.

** Стаффаж - (нем. Staffage, от staffieren — украшать картины фигурами) — термин из пейзажной живописи, который обозначает маленькие фигуры людей и животных. Фигурки обычно изображают для второстепенных целей.
______

С благодарностью Ивану Есаулкову  за вдохновляющее

http://stihi.ru/2023/03/07/2084  Ф.Я.Алексеев. Коломенское. 1800-е

Здесь о ведутах  писала по Беллотто http://stihi.ru/2018/12/14/8678
_____

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753-1824) Русский живописец-пейзажист. Первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Главная тема творчества самого Алексеева — город, реальная городская среда, все многообразие ее архитектурных памятников.
После окончания Петербургской Академии Художеств, Ф.Я.Алексеев, стажировавшийся в Венеции, самостоятельно изучал там ее знаменитых пейзажистов А. Каналетто, Ф. Гварди, увлекся  архитектурными гравюрами Д.Б. Пиранези, жившего в Риме, имя которого гремело во всей Европе.
По возращении из Венеции достиг невероятного успеха, благодаря копированию пейзажей А. Каналетто, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне из собрания Эрмитажа.  Они принесли художнику славу "российского Каналетто" и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
Получив 1794 г. звание академика перспективной живописи за «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф.Я. Алексеев  становится признанным мастером городского пейзажа, создателем наиболее поэтического в русской живописи XVIII века образа Северной столицы. В 1800—1802 гг., для выполнения имераторского заказа Павла I пребывая в Москве, Алексеев вместе со своими учениками посетил практически все самые известные достопримечательности в ее окрестностях: Троице-Сергиеву Лавру,  село Коломенское и бывшую загородную резиденцию императрицы Екатерины II — усадьбу Царицыно, Воскресенский Ново-Иерусалимский и Саввино-Сторожевский монастырь.
Созданная им и его учениками в начале XIX столетия графическая серия видов первопрестольной не имеет себе равных по широте показа памятников московской архитектуры, по тематическому богатству и разнообразию сюжетов, известны 68 акварелей и рисунков, представляющих виды допожарной Москвы до нашествия неприятеля в 1812г. Именно благодаря ему и его современникам первым воспитанникам Академии художеств — Семену Щедрину, Михаилу Ивановy, Федору Матвееву — пейзаж на рубеже ХVIIIи XIX веков стал самостоятельным жанром в русском изобразительном искусстве.

По материалам интернета.

Церковь Вознесения Господня - об'ект всемирного наследия ЮНЕСКО. В воспоминаниях прозаика Лидии Чуковской есть свидетельство от 13 июня 1952 года, передающее впечатление Анны Ахматовой:
«Ничего похожего я в жизни не видела, это прекраснее Notre-Dame de Paris. Я целую неделю бредила Коломенским. Это неслыханно. Это должен видеть каждый и притом каждый день».