Рай Данте. Три моря

Ирина Чубенко Сергеева
        основной текст http://stihi.ru/2023/03/14/3149
        комментарии http://stihi.ru/2023/05/11/5059
        Ад. Зона льва. Пояса и рвы http://stihi.ru/2023/11/07/5360
        сады Данте http://stihi.ru/2023/09/26/4548
        Земной Рай. Реки и воды Данте http://stihi.ru/2023/10/19/2294

"Incipit vita nova"

Рай - особая кантика. Данте отговаривает её читать, если читатель не готов. Так авторы себя не ведут, он же бестселлер пишет, он же заинтересован чтобы больше людей прочитало, но, тем ни менее, не хочет, чтобы её читали. В ней опыт, который люди не знают, там происходит причеловечивание. У каждого человека опыт Рая уже есть, но мы его не узнаем и не отвечаем за резонанс, об этом он и предупреждает. Данте заходит в Рай на птичьих лапках, понимая, что у него нет никакого шанса передать читателю что с ним происходит. Он подготавливает, строит систему резонансов всю первую песню, как бы говоря: Я не отвечаю как оно зайдёт. 

Текст начинается с имени Бога, он ставит задачу, а потом будет её решать. Данте обещает нам познакомить со славой божьей, которая приводит в движение, а потом он нам продемонстрирует как. Это логика Рая, искорки, которые он бросает человечеству из которых разгорится большой огонь. Появляются моря. Первое море - море человеческого бытия, это первая характеристика. Второе море - море литературы, природы и культуры. Третье море - море милости, которое обнимает весь мир. Море смыслов в котором свет звезд, изнутри они как светящиеся точки, как и милости в море - крошки, но на самом деле - множество. Туда нужно попасть с помощью ручейков, родников, ведя по раскаленной улыбке Звезды, плывя по реке, ведущей к морю.

Данте страшно любознательный. Он спрашивает Беатриче: А чего мы летим? Этот параметр взлетания он очень важный. Беатриче отвечает: Ты водопад видел? Тебя удивляет это? Нет. Потому что привык, что он падает с более высокого места на более низкое. А когда речь идёт о море бытия, там всё наоборот, мы падаем в любовь также естественно, как водопад падает вниз. И вот это падение - это естественное состояние после очищения, мы становимся легче. Все души падают в Рай или Ад, теперь нужно понять задачу чтобы не промахнуться. Рай - это падение в небо, за сутки им удалось пересечь все мироздания.  Девушки - грации просят Беатриче подарить Данте улыбку, у Данте всё улыбается: небеса  океан, люди. Улыбка нужна Данте, Богу нет,  Ему нужны глаза. Данте слепнет несколько раз и это странно ослепнуть в Раю, там же все видят, слышат, вкушают аромат.

Вся наша жизнь - тончайшая пленочка, а для Данте Вселенная как комната. Беатриче рассказывает последовательность полёта: Земля, Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, сфера звёзд, перводвигатель, девять ангельские чинов, Роза, Пунктум. Возникает вопрос: А как они не промазали и туда чётко попали? У артиллеристов есть такое понятие: кучность стрельбы. И надо это как - то объяснять. Данте располагал эти структурные сферы как нарастающие сферы интимности. Он проходит планеты проходя через сферы и Беатриче ему объясняет как это делать: Это возвращение домой. Чистилище - искусство надувать эти сферы, а Рай это когда ты открываешь объятья милости. Они летят по поверхности и потому, как не лети ты попадаешь в Полюс, отсюда и убеждение Данте  что Земля в центре мира. Не потому что он не знал про Коперника, а потому, что она - дно, в котором живёт человек, способный соединить полюса, не потому, что мы хорошие аргонавты, а потому, что это всё нас настигнет. А главное: куда не лети, всё равно хорошо, прилетишь туда куда надо. Это карта реликтового излучения. На уровне ангельских чинов Данте вспоминает шахматы и математическую загадку, он претендует на целостность.

На каждой из планет Данте и Беатриче встречают святых. Луна. Им встречается Пиккардо. Там Данте начинает умничать: Кстати, Беатриче, для чего на Луне эти пятна? Не объяснишь мне? Беатриче: А ты сам как думаешь? Она как играющий тренер с ним, спуску не даёт. Он начинает объяснять ей теорию про витраж, она предлагает ему поставить эксперимент на трех свечах. Она делает это за 300 лет до Галилея. На Луне плавают души, это святые, которые нарушили обет и тут обсуждается ценность человеческой свободы: Раз дал слово - делай! Иногда люди дают слово и делают, а не надо бы. Например, Иоанна Крестителя так убили. Это такой принцип голограммы: святые, которых мы встречаем на планетах потом появляются в Розе, они там сидят, пируют. Это как бы биолокации- быть сразу в двух местах, уровнях резонансов.

Меркурий. Деятельная планета, там сидят люди, которые хотели славы, цари. Это маловато, но они сделали много хорошего. Специальная планета для таких и они там обсуждают всемирную историю.
Венера. Планета любви. Там герои встречают персонажа Куницу и она им говорит: Простолюдинам мою историю лучше не рассказывать на Земле, но Данте, на всякий случай, нам рассказал. Она начала любить всё что движется, вышла замуж за одного  другого, третьего. Повышала градус любви и каждый раз понимала что что - то не то и доповышалась до того, что поняла - лучший мальчик это Христос. На Венеру лучше не залетать, там все такие.

Солнце. Там все мудрецы и философы. Появляется два вращающихся круга звезд: 12 и 12. Там Фома Аквинский знакомит Данте с францисканцем и доминиканцем через перехлест, они рассказывают друг о друге. Когда Фома им задаёт вопросы, они начинают танцевать, а небеса петь. Все люди там - светящиеся шары. У Данте очень странные вопросы к Фоме по теме шаров и ливня. Если бы люди видели из чего созданы небеса: сияние - видение - веяние. Святой Фома ему пилит об этом дважды: Смотри прямо на то, что тебе приносит радость, на Земле это делать нельзя- слепит.

Марс. Раскаленная улыбка алеющей звезды. Планета воинов - мучеников, которые принесли кровавую жертву. Данте видит на небе огромный полыхающий крест, здесь упоминается три раза слово Христос. Посередине креста в дырке он видит его лик. Здесь дядя Данте Каччагвида предсказывает ему участь изгнанника. Он говорит ему: Пиши Комедию и она переживёт всех твоих ненавистников. Данте тяжело это слышать, потому звучит музыка громче. И всё это придёт как крик, высокие деревья будут качаться, а низкие ничего не почувствуют. Райский опыт нужен чтобы пройти страдания, иначе не пройти и не сделать. Это работа трения в мире, работа в преображение и ты должен начать движение.

Юпитер. На ней находятся справедливые.
Сатурн, на этой планете созерцатели. Это планета Кронос, последняя планета, единственная на которой нет музыки. Рай музыкальный, но здесь тишина - это не отсутствие музыки, а высшая музыка.

24, 25, 26 песни Рая. Перводвигатель. Данте  там экзаменуют, а принимают экзамен Пётр, Иаков, Иоанн. У каждого из них свой экзамен: Пётр - о вере, Иаков - о надежде, Иоанн - о любви. Это очень красивые главы, там они убеждаются что Данте поднаторел в служении небу.
Герои пересекаются и перед ними распахивается огромный ангельский мир. 28 песня. Ангелы, Архангелы, Начало (принципы), Власти, Сила добродетели, Господство, Престолы, Херувимы, Серафимы. Всё  это посвящается Полтаве - шахматной игре, где воспевается точка Пунктум, на которую все они смотрят. Эту шахматную задачу вы знаете, когда монах попросил удвоить зерна на доске, на каждой клетке вдвое больше, заполнив их все. Это столько зерна, сколько человечество не выработало за все время существования. Это тайные экспоненты. 2;4, 4;8, 16;32 и так далее. Кажется и так всё хорошо и прекрасней дальше некуда, но они входят в Розу.

26 песня.  Момент про трех апостолов, экзаменующих Данте, это такой разговор диспетчеров, которые все время что - то повторяют. Данте спрашивает Беатриче: Подожди, но ведь ещё будет воскрешение в теле, когда тело появится. Это что значит? Что вот эти светящиеся шары погаснут и будет тело? Его это очень интересует, его интересует анатомия. А если палку засунуть? А если тыкнуть туда в шар, там тело внутри или плазма? Ему объясняют, что шар останется, но внутри будет такой стержень, который будет светиться ещё ярче и ты будешь видеть это тело внутри шара. Иаков спрашивает Данте о формулах, он всё выучил, он молодец. Потом его спрашивают об опыте: То, что ты притягиваешься к Богу как бы классно, а можешь рассказать какие ещё ремни тебя связывают с Богом? Расскажи об укусах любви "любовь язвит тебя зубами", расскажи о точках ран любви. Данте отвечает: Меня настигали они из трех сфер: красота жизни, природа, мироздание; моя личная жизнь и история;  рассказ о жизни и смерти Христа, Евангелия. Из трех мест меня кусала любовь. Эти укусы любви как осенние листья на дереве Великого Садовника, который из листочков свидетельствует тебе о том, что древо живо. Это древо, растущее сверху вниз, покрыто укусами любви и каждый укус это листик, который выращивает Садовник. Осталось только попасть к нему на приём и пробиться к Розе.  Это говорит о том, что в Евангелиевском мире нескончаемая весна и зелёный цвет доминирует светом надежды.

Роза - Желть, как будто мы проходим под воду и видим мириады ангелов, как пчёл, роящихся внутри. 30 песня. Дом Беатриче Роза. Там Данте теряет дар песенного ответа, ранее на улыбки Беатриче он пел. Данте видит светящуюся реку, которая Розу окаймляет снаружи. Чтобы двинуться дальше надо выпить из этой реки, в ней смеющаяся трава. Из протяженной река становится круглой. Данте описывает что происходит с человеком, когда нырнув, он  не закрыл глаза, в ней видятся цветы и огоньки, множество ангелов - пчёл. Его интересует размер Розы: Вот интересно, а сколько она в километрах? Какая тебе разница сколько там? А Данте интересуют математические задачи до самого конца. Человек пишет серьёзное богословское рассуждение о том, что его встреча на улице с девушкой значима до такой степени, что его укусила любовь  которая приведёт его на небо и эта девушка и есть черты Бога и Богородицы. Паря глазами свыкнись с этим садом.
Прощальная речь Беатриче. Последние слова, которые мы от неё слышим - гнев на людей, которые на Земле отвлекают людей от Рая: Так одобряет вас корысть слепая. Больше мы её не услышим, она уходит в наслаждение Розой. Данте так хорошо, что он забывает о Беатриче  и она этим очень довольна. Когда человек забывает ради Пунктума, то правильно, пусть забывает. Это очень красивый момент. 31 - я песня. Описание ангелов - пчёл  и встреча с последним проводником Бернаром Клервозским.  Бернар показывает Данте на Розу: Смотри кто там сидит. Я пришёл чтобы желание завершить. Данте начинает кричать Беатриче, думая что она услышит, он к этому не готов и вот этот крик - рождение рок - н - ролла, такой же громкий и мощный. Он кричит, не надеясь что она ответит  очень далеко, воспевая женское начало и оказывается что его крик по словарю, по конструкции совпадает с гимном Богородицы в 33 песне, которую споёт Бернар. Со стороны Данте это очень нагло, потому что он заявил, что поёт песню девушке как к параллели раздвоенного женского образа и они не противоречат друг другу. Потому что Беатриче вводит его туда, а потом высвобождает его в простор свободы. Она оборачивается и слышит его, потому что расстояния людей не разлучают. Их разлучают грехи и это открытие Рая. Она сидит на цветке в Розе и слышит его, Данте успокаивается и смотрит как она сияет, у них сохранился контакт.

32 - й круг. Рассадка в Розе, кто где сидит. Там много ветхозаветных и новозаветных персонажей: Рахиль, Сара, Юдифь, Ревекка, Адам, Моисей и ещё много - много кого. С одной стороны сидят еврейские праведники, с другой - христианские святые.
33 - я песня. Гимн Богородице. Бернар просит её, чтобы она разрешила Данте посмотреть на источник желания - Пунктум (Бога). Человек не может выдержать этого сияния, он не готов. Это рано видеть, но она допускает. Данте соединится с ним чтобы не выжечь глаза. Бернар половину песни будет рассказывать Богородице кто она, а потом просить. Когда мы чего - то просим в начале мы должны объяснить зачем мы это делаем. Если мы не отдаём себе отчёта- просить не надо. Надо помнить кого вы просите. Он там неслучайно, он там из за вас, хорошо бы помнить, что это мать убитого сына и, если она простит, никто другой не сможет не простить. Гимн обращен к женственности как таковой. История человечества - это история роста Розы, которая раскрылась из её живота.

Вы спросите: Есть мама, а где же папа? По вертикали 33 песни есть заглавные большие буквы, ни в какой другой терцине этого нет, вы увидите акро стих и там написано (в переводе): Иосиф Аве - обращение к Отцу. Богородица разрешает посмотреть и Данте наводит глаза, происходит такой троекратный зуммер. Он видит ослепительный свет, потом глаза привыкают и он видит три вращающиеся разноцветных круга. Это энергия, там нет покоя. Внутри кругов Данте видит человеческое лицо. Слабое пояснение - он видит своё  собственное лицо. Сильное - человеческое лицо как таковое.  Данте, как Эвклид, не может ничего понять. Это задача квадратуры круга. Ты в один день внезапно много можешь. Трисекцию нельзя построить, но Данте об этом не знал. И что тогда он чувствует? Знал он одно, задачу надо решить, а он не может. Тогда он открывает истину: божественность и человечность - одно и то же. То движение, которое создаёт Данте  и есть та любовь, которая движет Солнце и светила и он её  создаёт  в читателе.

Книга закончилась, а движение от неё  продолжается. С этого момента читатель вылетает в мир. Важно не то, что можно дочитать и закрыть, а важно то, что можно обнаружить что - то для себя, идти в жизнь и проверить есть ли оно там. И ты идёшь  и проверяешь и уже сама пишешь свою Инструкцию по попаданию в Рай.

иллюстрация Гюстав Доре