К правде жизни

Сергеев Павел Васильевич
   Все, пожалуй, согласятся, что сама планета Земля и биологическая жизнь на ней – великое чудо, уникальное явление в Космосе. Для того, чтобы она появилась, должны были исполниться и поддерживаться множество условий и физических параметров. Вероятность их стечения, встречи в одном месте ничтожно мала.
   А если это произошло неслучайно, значит был и есть Высший Разум – Создатель этого чуда. А значит, есть смысл и цель создания, в которых мы должны разобраться.
   Все живые существа на Земле, даже самые примитивные и маленькие, имеют свой язык: есть язык муравьёв, пчёл, рыб, птиц, зверей. Даже, пожалуй, и растения имеют свой язык – запахи. Но речь, слово есть только у человека. Поэтому человек, народ, человечество способно накапливать и передавать не только генетическую информацию, но и словесную, образную – научную и художественную. Один из способов передачи информации – художественная литература, словесное творчество.
   Великий русский мыслитель, философ, подвижник Н.Ф. Фёдоров, автор «Философии общего дела» – основатель учения космизма. С ним были знакомы и восхищались его идеями наши признанные гении: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьёв, К.Э. Циолковский… Н.Ф. Фёдоров в своём учении большое внимание уделял исторической науке, всякого рода музеям, памяти о предках, преемственности поколений…
   Художественная литература в своём развитии проходит определённые этапы, доминанты. Начинается она с устного народного творчества, фольклора. У нас это: сказки, былины, легенды, причитания, песни, пословицы… С развитием письменности и грамотности появляется авторизованная литература. У нас она возникла где-то в XVIII-ом веке и ей примерно три века. Условно-схематично художественная литература прошла такие этапы: сентиментализм, романтизм, классицизм, критический реализм, символизм-декаданс, футуризм, соцреализм и теперь проходит доминанту постмодернизма, характерного расширением морально-этических рамок, развлекательностью, безыдейностью, понижением научности и пафоса. Его можно сравнить с болезненным декадансом, отразившим кризис в развитии общества.  Каждый этап в развитии объективен и необходим – имеет свои плюсы и минусы.  Как-то услышал, что русский народ литературоцентричен. Можно с этим согласиться: за один век русским удалось создать великую литературу, известную и востребованную во всём культурном мире, оказавшую позитивное влияние на него…
   Пожалуй, вся суть, квинтэссенция христианского учения сосредоточена в 5-ой главе Евангелия от Матфея, Нагорной проповеди, заповедях блаженства. Показательно, что там слово «правда» используется дважды. И вообще, это слово частое в Писании.  И лукавый определяется как «лжец и отец лжи». И «тайное становится явным», истина открывается. То есть, мы всем духом Книги призываемся к правде, честности.
  Но, как известно, есть правда жизни и правда литературы.
  Нередко у известных писателей встречал мысль, что с возрастом им становится более интересна и питательна не сочинённая литература с приключениями, а документальная: дневники, письма, мемуары, исторические документы, биографии, реальные артефакты – в ней меньше вымысла, тенденциозности, больше правды жизни.
  Учитывая всё это, пришёл к выводу, что самое ценное в литературе – подлинный реализм  и его элементы, отражающие реальную жизнь и историю, помогающие понять её законы и процессы, избавляющие от иллюзий и заблуждений.
   XIX век прошёл под знаком критического реализма, который начался с Н.В. Гоголя и перегибал в сторону негатива, критицизма. Ближе всего к подлинному реализму мне кажутся там С.Т. Аксаков и Н.С. Лесков – «прозёванный гений». XX век при соцреализме качнулся в другую сторону: стал показывать жизнь, какой она должна быть, приукрашивать её.
   Сочинённая литература – это в той или иной мере модель жизни, декоративное, искусственное дерево, а документальная – одна из проекций, теней, ракурсов реального древа жизни, истории. Документальность совсем не противоречит художественности - она вполне может содержать в себе все художественные средства и приёмы.
  На мой взгляд, литература должна прийти в своём развитии к  доминированию подлинного реализма, наиболее близкого к правде жизни, чтобы помогать смотреть на реальность как можно более трезво и адекватно.