Из Лоуренса Ферлингетти - Сон художника

Юрий Иванов 11
                Лоуренс Ферлингетти

                Сон художника

                Я с Пикассо и "Фернандой в чёрной мантилье"
                выглядящей трагично с терпентиновым маслом что
                словно дождь стекает по её плечу
                Я в Понтуазе с Писсарро
                Я с Гогеном в "Ванильной роще"
                И в "Горах Сен-Реми" с Ван Гогом
                И на "Повороте на лесной дороге" с Сезанном
                И с Вюйяром на площади Винтимиль
                И с Пикассо с его "Сумасшедшим" и с "Голубыми акробатами" И
                с Пикассо потрясающим в "Гернике" кулаком
                И я - стиплджек Дюрера увиденный Марианной Мур
                И с этими гарпиями - "Авиньонскими девицами" - свирепо
                смотрящими на меня
                И с балеринами Дега танцующими для Матисса Моне и Ренуара
                и всех воскресных художников Парижа и
                и Джона Слоуна и большинства художников Hudson River спокойно
                плывущих взявшись за руки с большинством фигуративных художников
                Западного Побережья и их группой "Прекрасного Дня" но я так же
                с Малевичем в его "Красном квадрате" в Красном уголке и с               
                Делакруа и его "Свободой ведущей народ"
                И со стонущими людьми Гойи в его "Бедствиях войны"
                И я мчусь через Атлантику с "Матерью Уистлера"
                И пересекаю Делавер с Вашингтоном стоящим
                в лодке вопреки Морским Уставам
                И вместе с Бирштадтом перехожу Скалистые Горы
                на муле
                И с Мазервеллом с де Кунингом и с Клайном
                и с Поллоком и с Ларри Риверсом в его
                искажённом свете самого-самого конца
                двадцатого века
                И вот прохожу я по огромной выставке во
                Всемирном Музее Искусств где собраны все
                величайшие картины всех стилей изобразительного искусства
                за все века цивилизации Запада как вдруг в музей
                врывается группа людей со всклоченными волосами и
                начинает распылять растворитель на все картины
                И краска с них начинает стекать на полы
                всех галерей образуя новые фантастические
                и захватывающие образцы конца
                нашей маленькой вселенной
                И врываются элитные кураторы в туфлях от Гуччи разрезают
                крашеные полы и развешивают их по стенам в то время как
                богемные художники в беретах шатаясь по залам рыдают

                03.11.23

 Примечание: Лоуренс Ферлингетти был не только знаменитым поэтом, но и художником 
 Родившийся в 1919 году и проживший 101 год, умерев в 2021, году он был знаком
 со многими художниками, упоминаемыми в этом стихотворении.
 
 Понтуаз - северо-западный пригород Парижа.
 
 Эдуард Вюйяр (1868-1940): Площадь Винтимиль
 Стиплджек - это мастер, который масштабирует здания, дымоходы и церковные шпили для выполнения ремонта или технического обслуживания.

 Марианна Крэйг Мур — американская поэтесса, одна из ведущих представительниц модернизма, лауреат многих премий.

 Джон Френч Слоун ( 2 августа 1871 – 7 сентября 1951) - американский живописец и офортист. Он считается одним из основателей ашканской школы американского искусства. Он также был членом группы, известной как The Eight. Он наиболее известен своими городскими жанровыми сценами и умением передать суть жизни окрестностей Нью-Йорка, которую часто можно наблюдать из окна его студии в Челси. Слоуна называют ведущим художником ашканской школы, а также художником-реалистом, который придерживался принципов социализма, хотя сам он отделял свое искусство от политики.

 Hudson River - «Школа реки Гудзон» или гудзонская школа (англ. Hudson River School) — группа американских художников-пейзажистов. Возникла в середине XIX века под влиянием романтизма. Картины изображают долину реки Гудзон и её окрестности, в том числе Катскилл, Адирондак и Белые горы.

 Фигуративная живопись Области залива -Художественное направление середины
XX века, созданное группой художников из области залива Сан-Франциско, которые отказались от работы в доминировавшем на тот момент стиле абстрактного экспрессионизма в пользу возвращения к фигуративизму.

 «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери», также часто называемая «Мать Уистлера»  — наиболее известная картина американского художника Джеймса Уистлера, написанная в 1871 году. На картине изображена Анна Уистлер (1804—1881), мать художника. Хранится в музее Орсе в Париже. Размер картины — 144,3 ; 162,4 см

 Альберт Бирштадт — один из наиболее известных американских пейзажистов XIX века, представитель Дюссельдорфской художественной школы.

 Роберт Мотеруэлл, или Мазервелл (24 января 1915, Абердин, Вашингтон — 17 июля 1991, Провинстаун, Массачусетс) — американский художник и коллажист, представитель абстрактного экспрессионизма и живописи действия в живописи.

 Виллем де Кунинг (24 апреля 1904, Роттердам — 19 марта 1997, Лонг-Айленд) — ведущий художник и скульптор второй половины XX века, один из лидеров абстрактного экспрессионизма.

 Франц Клайн ( 23 мая 1910, Уилкс-Барре, Пенсильвания — 13 мая 1962, Нью-Йорк) — американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма.

 Пол Джексон Поллок (28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

 Ларри Риверс ( 17 августа 1923, Бронкс, Нью-Йорк — 14 августа 2002, Нью-Йорк) — американский художник, музыкант и скульптор, один из предтеч поп-арта.
               

                THE PAINTER’S DREAM
I’m with Picasso and “Fernande in a Black Mantilla” looking tragic with turpentine like rain running down her shoulder
And I’m in Pontoise with Pissarro
And with Gauguin in “The Vanilla Grove”
And in the “Mountains of St. Remy” with Van Gogh
And at “The Bend in the Road through the Forest” with Cezanne
And with Vuillard in “The Place Vintimille”
And with Picasso and “El Loco” and his blue acrobats And with Picasso shaking his fist at the sky in “Guernica”
And I’m Durer’s Steeple-jack seen by Marianne Moore
And those harpies “The Demoiselles of Avignon” are glaring at me personally
And Degas’ ballet dancers are dancing for Matisse and Monet and Renoir and all the Sunday painters of Paris and John Sloane and all the Sunday painters of America and most of the painters of the Hudson River School and holding hands with most of the West Coast Figurative painters and their Have a Nice Day cohorts But I’m also with Malevich in his “Red Square” in the Beautiful Corner And with Delacroix’ “Liberty Leading the Masses”
And with Goya’s groaning masses in “The Disasters of War”
And I’m rocking across the Atlantic with “Whistler’s Mother”
And I’m crossing the Delaware with Washington standing in the boatagainst Navy regulations
And I’m with Bierstadt crossing the Rockies on a mule
And with Motherwell and DeKooning and Kline and Pollock and Larry Rivers in the broken light in the shaken light of the late late
late twentieth century
And then I’m walking through a huge exhibition in the Whole World Museum of Art containing all the greatest paintings of the entirefine arts tradition of all the centuries of western civilization When suddenly a wild-haired band bursts into the Museum and starts spraying paint-solvent onto all the paintings
And all the paint in all the paintings starts to run down onto the floors of
all the galleries forming fantastic new and exciting images of the end
of our little universe
And elite curators in Gucci shoes rush in and cut up the painted floors and hang them on the walls while picturesque bohemian painters in berets stagger through the halls weeping