Вера, надежда, любовь - 3

Юрий Козиоров
Юрий Козиоров
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ
Философические мысли, рассуждения и, возможно, заблуждения хорошо пожившего человека.

3. ВО ЧТО НЕ МОЖЕТ ВЕРИТЬ УЧЕНЫЙ

О чем бы ни молился человек – он молится о чуде.
Всякая молитва сводится на следующую:
«Великий боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре!»
(И. С. Тургенев)

     Всякое чудо есть нарушение законов природы. Человек иногда нарушает законы, установленные людьми (за это, однако, полагается наказание), но человек не может нарушать законы природы, например, отменить на какое-то время закон всемирного тяготения. Те, кто считает, что законы природы установлены Богом, не сомневаются, однако, что сам Бог может, когда пожелает, эти законы нарушать, т. е. творить чудеса. Более того, Библия (как Ветхий завет, так и Новый завет) буквально заполнена примерами разнообразных чудес, т. е. нарушением самим Богом им же установленных законов природы. Получается, депутаты нашей Государственной думы, частенько нарушающие ими же установленные законы, следуют примеру самого Бога. Но когда законы нарушаются самим законодателями, всегда встает вопрос, а совершенны ли эти законы.
     Для того, чтобы узнать законы природы ученые проводят эксперименты, но если возможны чудеса, то результаты экспериментов могут искажаться и, следовательно, будут получаться неверные выводы. Получается что, возможность чудес противоречит познаваемости окружающего нас реального мира. Однако не только ученые-атеисты, но и богословы утверждают, что мир познаваем. Поэтому ученый не может верить в возможность чудес, это лишает его работу всякого смысла: нет никакой гарантии, что во время проведения эксперимента не произойдет чудо и полученные результаты вследствие этого окажутся ошибочными. Впрочем, некоторые ученые-теисты идут на компромисс, считая, что чудеса вообще-то возможны, но не в области их собственного исследования.
     Вопрос о чудесах был впервые поднят вовсе не атеистами. В Библии рассказывается, например, как евреи под предводительством Иисуса Навина и с божьей помощью побеждали своих врагов, для полного разгрома которых им не хватало светового дня. И тогда случилось чудо: солнце остановилось и стояло на одном месте до тех пор, пока евреи не добили своих врагов. Однако Галилей* построил первый телескоп, направил его в небо, увидел 4 луны у планеты Юпитер и убедился в правоте теории Коперника, согласно которой Солнце не могло остановиться, так как оно вообще не ходит вокруг Земли. При всем этом Галилей никогда не был атеистом, однако был обвинен в ереси и присужден к церковному покаянию (обвинение было снято папой в 1992 г.). Другим, однако, не так везло. Джордано Бруно**, так же отстаивавшего теорию Коперника, в 1600 г. сожгли на костре на площади Кампо Деи Фиори в Риме (в 1889 г. ему на той же площади поставили памятник).
     В позднейшие времена костры в качестве богословских доводов стали не актуальны. Профессоров-богословов Д. Ф. Штрауса в Германии и Э. Ренана во Франции просто изгнали с кафедр за их книги с одинаковым названием «Жизнь Иисуса»**, поскольку в них, в частности, евангельские чудеса представлялись как плод мифотворчества: утверждалось, что после смерти Иисуса Христа рассказы о нем сначала передавались из уст в уста и к тому времени, когда были зафиксированы письменно, обросли невероятными подробностями. Оба автора признавали существование Бога как источника природных законов, но не признавали чуда, потому что оно враждебно законам природы, а значит и воле Бога. Надо сказать, что обе книги активно раскупались, были переведены на разные языки (в том числе на русский) и породили в свое время острую полемику.
     Что удивительно, так это то, что некоторые люди, по своей должности связанные с наукой, также, по-видимому, верят в чудеса. Например, администрация Череповецкого госуниверситета в число мероприятий, посвященных первокурсникам, вставляет церковный молебен о подаче успехов в учении. Конечно, будет чудо, если Бог подаст успехи в учении ленивым или неспособным, но принявшим участие в этом молебне или, напротив, лишит успехов тех трудолюбивых и талантливых студентов, которые этот молебен проигнорируют. Могу, однако, свидетельствовать, что за свою полувековую преподавательскую работу в вузах я с такими чудесами не сталкивался.
     Когда кто-нибудь умирает от болезни, врач говорит родственникам, что нарушения в его организме несовместимы с жизнью и спасти больного может только чудо. Почему бы Богу не совершить это чудо хотя бы в тех случаях, когда больной был праведной жизни, или когда это был безгрешный младенец, или когда верующие в Бога родственники усердно молились о его выздоровлении (т. е. о том, чтобы это чудо произошло)? После смерти больного родственники могли бы продолжать молиться уже не о выздоровлении, а о воскресении, но не делают этого, считая просьбу о таком чуде уже чрезмерной. По этому поводу наша выдающаяся женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская*** когда-то написала следующее:
     «Вряд ли найдется человек, который, не будучи сумасшедшим, стал бы молить Создателя нарушить ради него явным образом незыблемые законы природы, заставить, например, мертвого вернуться к жизни. Но я позволю себе спросить верующих людей, кто из них не молил Господа сделать ради него маленькое изменение в своих постановлениях, заставить, например, больного выздороветь. Маленькое чудо кажется нам несравненно более легким для выполнения, чем большое, и нужно действительно некоторое умственное усилие, чтобы признать обе эти просьбы совершенно однородными»****.
     С. В. Ковалевская, дочь царского генерала, была верующим в Бога человеком, но, по-видимому, имела основательные сомнения по поводу таких библейских чудес, как, например, упоминаемое в Библии воскрешение Лазаря Иисусом, если считала подобное явление «нарушением незыблемых законов природы», о котором просить Бога может только сумасшедший.
_______________________
     *Галилео Галилей (1564–1642) – выдающийся итальянский ученый, физик, механик и астроном, один из основоположников точного естествознания.
    **Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ и поэт. Высказал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями. Например, он первым понял, что Солнце является ближайшей к Земле звездой.
   ***Давид Фридрих Штраус (1808–74) – немецкий теолог. Эрнест Ренан (1823–92) – французский историк религии, чл. франц. АН и иностр. чл.-корр. Петербургской АН.
  ****С. В. Ковалевская (1850–1891) – математик, доктор философии, проф. Стокгольмского ун-та, иностр. член-корр. Петербургской АН.
 *****С. Ковалевская. Воспоминания и письма. – М.,1961.

   Продолжение:   http://stihi.ru/2023/11/20/2447