Ад. Зона льва. Пояса и рвы

Ирина Чубенко Сергеева
               основной текст http://stihi.ru/2023/03/14/3149

Зона рыси 1 - 6 песни и зона волчицы 31 - 34 раскрыты в основном тексте достаточно подробно, вторая половина ада - зона льва сжата и требует более подробного описания. До седьмого круга Данте с Вергилием проходят путь достаточно бодро и быстро, но в чем парадокс, пройдя город Дит, это только 11 песня, треть пути, а осталось всего три круга. И вот тут начинается самое интересное, круги разворачиваются в пояса и рвы. Зло - это то, в чём человек деформируется немедленно, но не замечает этого, это остановки и заблуждения.

7 круг. Вергилий и Данте лежат на склоне и смотрят вниз. Вергилий говорит ему: Не торопись спускаться, давай полежим, привыкнем к запаху, потом он уже не будет тебе мешать. Ну как запах, это вонь, которая идёт из ямы ниже. У меня только один её образ - вокзалы и автостанции,  в туалет, конечно надо, но когда ты приближаешся, ты туда не можешь зайти. Такой один из базовых парадоксов человеческого стыда- надо, но не можешь. Им надо вниз, но они не могут. Вергилий: Давай не будем здесь бездарно лежать, я тебе расскажу структуру Ада. Пока они лежат, привыкают, он впаривает Данте эту структуру в 11 песне. 1 - й пояс насилия - убийство, 2 - й пояс- насилие против самого себя и 3 пояс - насилие против Бога.

Первое кольцо 12 песня - тираны, которые много ликвидировали людей, огненная река, где их растворяют. Единственное место, в котором Данте ни с кем не разговаривает, ему всё понятно, минимум любопытства. Данте гораздо больше интересуют те, кто охраняет убийц. Это кентавры, пускающие в них стрелы, чтобы никто не вылез из Флегетона. Кентавры чрезвычайно любезные существа. Вергилий разговаривает с ними как со своими, они из античной мифологии, ему с ними хорошо. Кентавры исключительно порядочны, законопослушны, всё делают как надо. Глава их Хирон, чуть позже появятся бесы, символы христианства. Данте никогда их ранее не встречал, он понимает, что с бесами нельзя договориться, они обязательно обманут, с кентаврами можно. Они более человечны, чем люди, которые купаются в реке. Здесь можно привести аналогию с гулагом, холокостом, голодомором и расстрельными бригадами (как показывает история, участники последних всё плохо кончили и только один из них умер собственной смертью, никто не избежал деформации). 13 песню второго пояса - лес самоубийц пропускаем, он достаточно был освещен в других частях исследования. 14 песня третий пояс. В группе богохульников Данте создаёт совершенно гениальные образы. Пустыня, сверху огненные хлопья, Фиванский царь Капаней, который ругается лёжа на боку и смотрит в небо ада. Он воюет с Зевсом, он сделал что - то такое, что боги мстят. Капаней открыл силу свободы, горит и кричит. Данте говорит ему: Капаней, разве ты не понимаешь, что ты делаешь? Остановись, не делай глупостей и тебе будет легче. Проблема в том, что Капаней это знает, в отличии от Вергилия, он уже понял, что свобода это безусловная ценность и он её открыл как власть сопротивления силе. Боги - это только сила, а не любовь и не мудрость. Капаней устраивает бой языческим богам. Данте, как христианин, понимает силу этого героя, он открыл то, что античные герои не знают - силу безусловный свободы. Но на пояс любви Капаней не решается и остаётся там, где он есть.

15 песня содомиты. Там Данте встречает толпу гомосексуалистов и он это поймёт, что это геи, по сощуренным глазам, поведенным бровям. Идут люди, они не просто идут, они присматриваются и оценивают. Обычно мужчины так себя не ведут, они сканируют тело, идут втихомолку и примеряются к  Данте, нормальный он парень или такой, в ключевой момент шевелят бровь, как будто "жнец втыкает нить в иголку". Они ему подмигивают, они его кадрят. Все сразу, всей толпой и для него это очень необычная эмоция, он не знает куда деваться, ему неудобно, он не знает что с этим делать. Один из них подбегает, хватает его за одежду, дёргает, Данте в шоке, вот это пристаёт так пристаёт! В этот момент он видит лицо своего учителя, реального учителя, сэра Брунетто Латини и происходит их встреча. Маленький курьёз в том, что это великий человек, гуманист, про которого никто не знал, что он был геем и это не написано нигде и Данте нам об этом рассказывает. Теперь для всего человечества он навсегда гей, а в то время это было преступление. Зачем он это делает? Он же его любит. Ответ только один: Я его там встретил, я сам не понимаю что он там делает и вся 15 песня -  их разговор.

Злые щели. Концентрические круги обмана, ямы, между которыми мостики, такой концлагерь и там 10 щелей. 8 круг, с 18 по 30 песни, почти половина ада.

Щель первая и вторая, сутенеры, обольстители, льстецы. 18 песня. Там мы встречаем персонажа Фаида, лохматую и с когтями, которая работала в публичном доме профессиональной проституткой. Почему она не в зоне рыси, где сладострастники? Она бедная звезданулась сквозь эти круги и оказалась где хуже это всё. Что она натворила? Она, на вопрос клиента, когда у них всё закончилось: Ну что, я тебе нравлюсь? Ответила: Да ты просто чудо, ты вообще прекрасен! Это лесть, она разрушает доверие, разрушает искренность. Это как разговоры о советском союзе в две стороны или пример про красунь.

3 щель, 19 песня. Коррупция священников, застрявшие в бочках папы римские на велосипедах, ждущие, чтобы прилетел следующий папа и заткнул их, будет, конечно, тесновато, но хотя бы пятки не будут гореть. Критика церквей.
4 щель, 20 песня. Прорицатели, астрологи, футурологи, аналитики. Это нормальные люди, только голова развёрнута назад, неудобно ходить вперёд. Данте весь в мелочах, у них слёзы текут по ягодицам, он потратил время, чтобы объяснить приключения слёзы. Люди работают с будущим на трендах, они смотрят как было до сегодняшнего дня и строят экстраполяции, самый лучший способ не угадать. Такая игра: Натяни нос пророку. Высскажи все идеи, как оно будет дальше. Предусмотри всё называется и насмеши Бога. Пока мы наблюдаем за реками, реки поменяют русло. Река тебя удивит.

5 щель, 21, 22 песня, взяточники. Коррупция это нехорошо, но это очень тонкий момент, я работала в таких сферах, где всё на этом построено, такие апостолы коммуникации. Зачетки, экзамены, мы слишком ценим ваше время по всем параметрам. Это духовное упражнение - дать, базовый навык, процедура: билет - экзамены - печать, мы недооценили ваши затраты. Здесь появляются бесы. Это вам не кентавры. Они всё время ругаются, это предел нецензурной лексики, аве, Лозинскому, он не стал переводить эти строки. Данте понимает, что это плохо кончится, обманут. У всех бесов свои имена - клички, это отряд, который подрядился сопровождать их до моста. Бесы отзываются, им весело, они развлекаются, они забияки. Взяточники купаются в смоле. Герои думают, что бесы их не кинут, но бесы двигаются на левый вал. Каждый втихаря строит тайный знак, один язык показывает, другой трубит из зада, это просто вежливый Лозинский так описывает, он не знает как это изобразить иначе. В этой армии так принято поддерживать песенкой, устраивать симфонию, подбодрить, такова бесовская сущность. Бесы везде - это медийная среда полка бесовщины. Мир Данте озабочен тем, чтобы указать бесам их место, если этого не сделать - они везде. Всему свое место, если вещь на своём месте, то окей. Схоластический принцип. Например, надпись в туалете: Посторонние предметы в унитаз не бросать! Посторонняя вещь, которую все прячут - это нечистоты. Оказывается есть место, где нечистоты у себя дома, а всё остальное - это посторонние предметы и их туда бросать нельзя, здесь есть свои.  Данте это место нашёл в 21, 22 песне. Нет злого? Да есть оно, нужно только указать ему свое место.

6 щель, 23 песня, лицемеры. Господи, целая щель. Данте опять взялся за пап, у них одежда - позолоченный свинец, её  реально трудно носить. Они умирают под этим свинцом, его раскаляют. Лицемер - это человек, который приспосабливается к человеку, который с ним разговаривает и выглядит лучше того, с кем. Комформизм, проявляющий миру своё лицо. Лик и личина, лицо и маска. Парадокс в том, что сами мы своего лица не видим, его видят другие люди в процессе перехода от лица к лику или маске. Это можно наблюдать в транспорте, проявления эмоций, в церкви: платочек, взгляд в пол, а ты думаешь откуда это всё взялось, в быту, в психологии, приём на работу - это праздник лицемерия.

7 щель, воры, 24 - 28 песни, лукавые советники, зачинщики раздора. Там мы встречаем Бертрана, который разделяет людей на партии, разделял и властвовал, у него голова отделена от тела. Каскад различений и многообразия. Бог разделил сушу, воду, небо, способность различать. После грехопадения человек различение превращает в разделение. Почему? Из страха. Мы начинаем кучковаться по схожести, по клубам, интересам, правилам, закрываться по какому - либо признаку. А потом мы начинаем задыхаться и ломать стены. Вместо того, чтобы строить мосты мы строим стены, а всё это не имеет смысла. Аппология одинаковости. Ну а если не одинаковы? Разделение - уравнивание. Вот тут об этом. Это очень глубокий баланс. Настоящее несекторально. Я хочу быть с такими же как я, так мы подбираем друзей. Нужны не стены, нужны мембраны. Об Одиссее - Улиссе было сказано много.

10 щель, 29, 30 песни, поддельщики металлов, алхимики, людей, денег и слов. Там мы встречаем поддельщика слов Адамо, который утверждает: хватит болтать, делать надо, но ничего не делает. Самые мощные действия - это слова. Там люди, за словами которых ничего нет, а это худший обман. Пустословие и пустозвонство. Слова, которые ничем не обоснованы, кроме личного собственного мнения,  просто обращены к конкретному лицу, слова без ценности, красивости. Такая метафизика времени, если вы что то не поняли, можете Хайдегера почитать. Давайте о нормальном поговорим, как просчитать зоны риска, что ты нам тут про круги ада, мы же деятельные люди. Это классика, признак кризиса и поэтому это предел круга обмана, эпигонизм или провинциализм. Мы всё  время чему - то подражаем, теряя чувство подлинности. Не надо делать то, что другие могут, ты должен делать то, что никто за тебя не сделает. Это проблема делегирования, не делай то, что может сделать кто - то другой, распределяй возможности. Примеры: ведущий - ведомый, начальник - подчинённый и так далее.

        комментарии http://stihi.ru/2023/05/11/5059
        сады Данте http://stihi.ru/2023/09/26/4548
        Земной Рай. Реки и воды Данте http://stihi.ru/2023/10/19/2294
        Рай Данте. Три моря http://stihi.ru/2023/11/01/6227

иллюстрация Гюстав Доре