Дантов Рай

Валентин Ирхин
Сила пророческого слова может быть раскрыта во всех направлениях смысла, помимо воли и религиозных воззрений автора, тем паче отвлекаясь от мирских исторических реалий. На таких путях мы находим у Данте новые прозрения о природе мира и Бога, наставления по высшей йоге о путях освобождения, спасения и просветления. Можно перевести на язык хоть современной квантовой физики и космологии, хоть эзотерики.

1. Сотворены само их вещество
И сила тех творящих излучений,
Что льют светила, движась вкруг него.
Душа животных и душа растений
Из свойственной среды извлечены
Лучами и движеньем звездной сени.
(волновая энергетическая природа мира)

Как только тот, чьим блеском мир сияет,
Покинет нами зримый небосклон,
И ясный день повсюду угасает,
Твердь, чьи высоты озарял лишь он,
Вновь проступает в яркости мгновенной
Несчетных светов, где один зажжен

Вослед глазам последовав умом,
Преобрази их в зеркала видений,
Встающих в этом зеркале большом.
(невидимые миры, практика духовного зрения Той стороны, ср. 1 Кор.13:12)

Так, в ярком свете дав блуждать очам,
Я озирал ряды ступеней стройных,
То в высоту, то вниз, то по кругам.

Суди же, сколь пространно вознесен
Предвечный, если столькие зерцала
Себе он создал, где дробится Он,
Единый сам в себе, как изначала.
(Бог в тварных мирах)

Сияньем озарив и ствол, и плечи,
Стремились пламена,  искрясь сильней
При прохожденье мимо и при встрече.
Так, впрямь и вкривь, то тише, то быстрей,
Подобные изменчивому рою,
Крупинки тел, короче и длинней,
Плывут в луче, секущем полосою
Иной раз мрак, который, хоронясь,
Мы создаем искусною рукою.
(невидимые сущности, открывающиеся видящему)

И как в часах колеса ходят сами,
Но в первом — ход неразличим извне,
А крайнее летит перед глазами,
Так эти хороводы, движась не
Однообразно, медленно и скоро,
Различность их богатств являли мне.
(различные миры живых существ с разными сроками жизни)

И как душа, под перстью преходящей,
В разнообразных членах растворясь,
Их направляет к цели надлежащей,
Так этот разум, дробно расточась
По многим звездам, благость изливает,
Вокруг единства своего кружась.
И каждая из разных сил вступает
В связь с драгоценным телом, где она,
Как в людях жизнь, по-разному мерцает.
(это круче Джордано Бруно, вся картина благих перерождений бодхисаттв в сансаре)

2. Ликующей природой рождена,
Влитая сила светится сквозь тело,
Как радость сквозь зрачок излучена.
В ней — ключ к тому, чтоб разное блестело
По-разному, не в плотности отнюдь:
В ней — то начало, что творит всецело,
По мере благости, и блеск и муть.

Когда мой облик пред тобою блещет
И свет любви не по-земному льет,
Так, что твой взор, не выдержав, трепещет,
Не удивляйся; это лишь растет
Могущественность зренья и, вскрывая,
Во вскрытом благе движется вперед.
(сила духовного зрения)

Я вижу, как гнездишься ты внутри
Своих лучей и как их льешь глазами,
Ликующими пламенней зари.

Бог видит все, твое в нем зренье реет.
(чудесное внутреннее зрение)

А Беатриче к вечным высотам
Стремила взор; мой взгляд низведши вскоре,
Я устремил глаза к ее глазам.
Я стал таким, в ее теряясь взоре.
(зрение – оно общее)

Как различимы искры средь огня
Иль голос в голосе, когда в движенье
Придет второй, а первый ждет, звеня,
Так в этом свете видел я круженье
Других светил, и разный бег их мчал,
Как, верно, разно вечное их зренье.
(голографическое зрение)

Господня слава всюду разлита
По степени достоинства вселенной,
И от нее не может быть щита.
(то же, ср. Иер. 23:24, Пс. 138)

Как при колючем свете сон разъят
Тем, что стремится зрительная сила
На луч, пронзающий за платом плат, 
И зренье пробужденному немило,
Настолько смутен он, вернувшись в быль,
Пока сознанье ум не укрепило, —
Так Беатриче с глаз моих всю пыль
Прочь согнала очей своих лучами,
Сиявшими на много тысяч миль;
(пробуждение-прозрение)

Знай, что отрада каждого кольца —
В том, сколько зренье в Истину вникает,
Где разум утоляем до конца.
Мы видим, что блаженство возникает
От зрения, не от любви; она
Лишь спутницей его сопровождает;
А зренью мощь заслугами дана.
(прозрение на пути познания закона)

3. Когда
Луч милости, который возжигает
Неложную любовь, чтоб ей всегда
Расти с ним вместе, так в тебе сверкает,
Что вверх тебя ведет по ступеням,
С которых сшедший — вновь на них — ступает
(восхождение по энергетическим центрам)

Затем что животворный Свет, идущий
От Светодавца и единый с ним,
Как и с Любовью, третьей с ними сущей,
Струит лучи, волением своим,
На девять сущностей, как на зерцала,
И вечно остается неделим;
Оттуда сходит в низшие начала,
Из круга в круг, и под конец творит
Случайное и длящееся мало.
(нисходящая йога)

Когда бы воск был вытоплен исправно
И натиск силы неба был прямой,
То блеск печати выступал бы явно.
Но естество его туманит мглой,
Как если б мастер проявлял уменье,
Но действовал дрожащею рукой.
Когда ж Любовь, расположив Прозренье,
Его печатью Силы нагнела,
То возникает высшее свершенье.
(то же, сила посвящения)

Кто сетует, что смерть изведать надо,
Чтоб в горних жить, — не знает, не вкусив,
Как вечного дождя сладка прохлада.
(то же, путь вниз и вверх)

Пусть не будет пленным
Огонь желанья; дай ему пылать,
Отбив его чеканом сокровенным
(тайные учения тантры)

Затем что все, что сердцу вожделенно,
Все благо — в нем, и вне его лучей
Порочно то, что в нем всесовершенно.
(то же, неразличение)

4. Доколе Рай небесный
Длит праздник свой, любовь, что в нас живет,
Лучится этой ризою чудесной.
Ее свеченье пылу вслед идет,
Пыл — зренью вслед, а зренье — до предела,
Который милость сверх заслуг дает.
Когда святое в новой славе тело
Нас облечет, то наше существо
Прекрасней станет, завершась всецело:
Окрепнет свет, которым божество
По благости своей нас одарило,
Свет, нам дающий созерцать его;
И зрения тогда окрепнет сила,
Окрепнет пыл, берущий мощность в нем,
Окрепнет луч, рождаемый от пыла.
Но словно уголь, пышущий огнем,
Господствует над ним своим накалом,
Неодолим в сиянии своем,
Так пламень, нас обвивший покрывалом,
Слабее будет в зримости, чем плоть,
Укрытая сейчас могильным валом.
И этот свет не будет глаз колоть:
Орудья тела будут в меру сильны
Для всех услад, что нам пошлет Господь.
(телесное просветление через прозрение)

Как вспышкой молнии поражена
Способность зренья, так что и к предметам,
Чей блеск сильней, бесчувственна она, —
Так я был осиян ярчайшим светом,
И он столь плотно обволок меня,
Что все исчезло в озаренье этом.
«Любовь, от века эту твердь храня,
Вот так приветствует, в себя приемля,
И так свечу готовит для огня».
Еще словам коротким этим внемля,
Я понял, что прилив каких-то сил
Меня возносит, надо мной подъемля;
Он новым зреньем взор мой озарил,
Таким, что выдержать могло бы око,
Какой бы яркий пламень ни светил.
И свет предстал мне в образе потока,
Струистый блеск, волшебною весной
Вдоль берегов расцвеченный широко.
(то же, мгновенное просветление после долгой практики)

Пока я говорил, в груди нетленной
Того пожара — колебался свет,
Как вспышки молний, частый и мгновенный.
(то же, искры прозрений)

Из наибольшей области телесной, —
Как бодрый вождь, она сказала вновь, —
Мы вознеслись в чистейший свет небесный.
(то же)

Плотские своды — шире иль тесней,
Смотря по большей или меньшей силе,
Разлитой на пространстве их частей.
По мере силы — мера изобилий;
Обилье больше, где большой объем
И нет частей, что б целому вредили….
И ты увидишь, — ибо мерить нужно
Лишь силу, а не видимость того,
Что здесь перед тобой стремится кружно,
(последняя реальность – энергетическая)

Свет был так резок, зренья не мрача,
Что, думаю, меня бы ослепило,
Когда я взор отвел бы от луча.
Меня, я помню, это окрылило,
И я глядел, доколе в вышине
Не вскрылась Нескончаемая Сила.
О щедрый дар, подавший смелость мне
Вонзиться взором в Свет Неизреченный
И созерцанье утолить вполне!

Так празднество, чьи вьются пламена,
Объемля Точку, что меня сразила,
Вмещаемым как будто вмещена, 
За мигом миг свой яркий свет гасило
(нирвана как ступень прозрения?)

5. Я видел и внимал, как говорил
Орлиный клюв, и «я» и «мой» звучало,
Где смысл реченья «мы» и «наш» сулил.
Так пышет в груде углей раскаленных
Единый жар, как были здесь слиты
В единый голос сонмы просветленных.
Та часть моя, что видит и спокойно
Выносит солнце у орлов земли, —
Сказал он, — взоров пристальных достойна.
Среди огней, что образ мой сплели,
Те, чьим сверканьем глаз мой благороден,
Всех остальных во славе превзошли.
(выход за пределы личного, Единое, об Орле ср. 3 Ездр.12 и Кастанеда)

И разум, данный каждому из вас,
В смысл вечной справедливости вникая,
Есть как бы в море устремленный глаз:
Он видит дно, с прибрежия взирая,
А над пучиной тщетно мечет взгляд;
Меж тем дно есть, но застит глубь морская.
Свет — только тот, который восприят
От вечной Ясности; а все иное —
Мрак, мгла телесная, телесный яд.
(ошибки в практике богословия, тщета земного церковного предания, разум – слишком человеческое)

Размысли, и причина станет ясной:
Ведь над землею власть упразднена,
И род людской идет стезей опасной.
(Бог ушел, оставил мир – сокрытие Лица)

Врозь и совместно, суть и вещество
В мир совершенства свой полет помчали, —
С тройного лука три стрелы его.
Так и Творца троеобразный плод
Излился, как внезапное сиянье,
Где никакой неразличим черед.
(тройственность мира вне времени)

Был должен Бог, раз не могли вы сами,
К всецелой жизни возвратить людей,
Будь то одним, будь то двумя путями.
(двумя – через познание добра и зла в Эдеме)

Движенье здесь не мерят мерой взятой,
Но все движенья меру в нем берут,
Как десять — в половине или в пятой.
(символика пятеричной Торы и 10 скрижалей, задающих программу мироздания)

И сказанная истина живая —
Меня из волн дурной любви спасли,
На берегу неложной утверждая.
И все те листья, что в саду взросли
У вечного садовника, люблю я,
Поскольку к ним его дары сошли.
(высшие истины с древа познания)

Когда мы взглянем, с чьим лицом слилась
Природа эта и кто был распятый.
Так эта смерть, в последствиях делясь,
И Бога, и евреев утолила:
Раскрылось небо, и земля встряслась.
(разрыв завесы вселенской иллюзии Христом (Евр.10:19-20) – все достигли прозрения, включая Бога)