Известные первопроходцы. Часть 65

Феофан Горбунов
Известные первопроходцы. Часть 65.

Посвящено русскому купцу, открывшего
Русским людям Индию – Афанасию Никитину.

Первая часть.

Сказать, что на Руси той древней,
Не знали ничего о той,
Стране загадочной, далёкой –
Индии. Так неправда то.

Земля та представлялась русским,
Страною сказочной тогда ж.
В которой жили великаны,
И у которых же, якобы там:

«Половина тела песья, а половина человечья,
А у других - очи и рот в груди»

В 15 – м веке ж серьёзно,
Это воспринимали там,
Из – за того, что не было там,
Источников других тогда.

До той поры, пока в страну ту,
В Индию, не отправился,
Тверской русский купец свободный,
Никитин Афанасий там.

«Пёсьих голов» он не увидел,
Но был немало удивлён,
Облику этих там индийцев,
Всё то в заметках описал.

(«Хождение за три моря», которые чудом
Сохранились до наших дней)

«Мужчины, и женщины, все нагие да чёрные.
Куда я не иду, за мной людей много – дивятся
Белому человеку. У тамошнего князя – фата
На голове, а другая на бёдрах… А у слуг
княжеских да боярских одна фата на бёдрах
обёрнута, да щит, иные с дротиками, другие
с кинжалами, а иные с саблями, другие с луками
и стрелами; да все наги, да босы, да крепки,
а волосы не бреют.  А женщины ходят – головы не
 покрыты, а груди голы, а мальчики и девочки
нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт» - так
писал Никитин в своих заметках.

Чтоб выбиться из крестьян в «люди»,
В 15 век на Руси,
Было почти – что невозможно,
Никитину ж, то удалось.

В Царьграде мехом торговал он,
Шкурками. И в Стамбуле том,
И в Киеве дело наладил,
Замахнулся ж на Астрахань.

Хотя он знал тогда ж прекрасно,
Что тот порт – Золотой Орды.
И плыть туда надо по Волге:
«Разбойниками ж та кишит».

Собрал Никитин там дружину,
Немалую. И заручился же,
Охранной грамотой от князя,
Великого Тверского там.

И помолясь усердно богу,
Отправился в дорогу он,
С дружиной и русским посольством,
Чтобы представить свою Русь.

Близ Астрахани ж по секрету,
«Неверных три татарина»,
Сообщат, что там люди хана,
Касима – стерегут его.

Чтоб захватить их и ограбить.
Татарам по кафтану дал,
Никитин, полотна немного,
Чтоб от засады отвели.

Но те их всё же обманули,
И «подали там хану весть».
И началась там перестрелка,
Были ж захвачены суда.

Разграблены они все были.
Но неудачи эти все,
Там не закончились на этом,
Другое ж в море началось.

В Каспийском море в шторм попали…
Корабль их разбился там.
Часть груза уцелела только,
На берег выбросило там.

(Но по древнему морскому праву, всё, выброшенное
Волной на берег, принадлежало местным жителям)

Вторая часть.

Так Афанасий там лишился,
Последнего. Писал потом,
Произошло что с ними дальше,
Какую кто избрал судьбу.

«И разошлись мы, заплакав, - пишет он, - кто куда:
У кого что осталось на Руси, тот пошёл на Русь; а
Кто был должен, тот пошёл куда глаза глядят»

Никитин же добро утратив,
(Многое взял он всё ж в кредит)
Банкротом стал с того по сути,
На родине «яма» ждала б.

(Долговая)

Так что не мог он возвратиться.
И как он после написал:
«От многих бед пошёл он всё же,
В ту Индию. Пустым ведь стал».

«На Русь мне идти было не с чем, не осталось
 у меня никакого товара»

Видно он хотел заработать,
Много ж и сразу, чтоб отдать,
Долги свои по возвращенью,
Вновь независимым чтоб быть.

И на Дербент пошёл Никитин.
А из него уже в Баку.
Но там произошла промашка,
Вновь обманули там его.

«Налгали мне псы – бусурманы, наговорили,
Будто всякого НАШЕГО товара там много, а
Вышло, что нет ничего на нашу землю, всё
Товар БЕЛЫЙ на бусурманскую землю: перец
Да краски – это дёшево, но зато ПОШЛИНЫ
Большие, да на море разбойников много»

До Персии (Иран) добрался,
Никитин. Где купцы тогда,
Лошадей брали же по 10
Динаров. Иль по 8 там.

А в Индии их продавали ж,
По 100 – 200 уже потом.

Правителям индийским надо,
Было очень тех скакунов.

(Которые часто гибли от жары и бескормицы)

Вот и Никитин же на деньги,
От мелких сделок южных, смог,
Купить жеребца. Погрузивши,
На парусник - плыв в Индию.

Индийские же все там нравы,
Никитина поразят там:
«Купцов в Индии поселяют,
Всех на подворьях. Варят им.

Хозяйка. И постель им стелют.
И спят с гостями даже те…
Много тут жён по правилу их,
Временного брака уже.

И тесная связь уже даром.
Очень любят белых людей»
Эту любовь тот Афанасий,
Использовал не плохо там.

(С большим энтузиазмом.

«У них много гулящих женщин, -
И потому – дешёвые.
Коли связь тесную имеешь,
Дай две деньги и хорошо.

А рабыни наложницы дёшевы: 4 фуны – хороша,
6 фун - хороша и черна, чёрная пречёрная – (африканка)
Маленькая, хороша» -писал Никитин.

Но не понравилась ему там,
Их местная пища тогда.
«Не едят никакого мяса,
Ни рыбы, ни свинины те.

(Хотя свиней у них очень много)

Едят те днём и два там раза,
А ночью вовсе не едят.
И ни вина не пьют, ни сыты,
Еда плохая их совсем»

Страны большинство населенья,
ИНДУИЗМ исповедуют.
В меньшинстве уже – мусульмане,
Но властью обладав большой.

От них Никитин натерпелся ж,
Местный хан у него забрал,
Персидского коня, поставив,
Условие ему тогда:

«И жеребца верну, и тысячу золотых в придачу
дам, только перейди в ВЕРУ нашу – в Мухаммеддини
(ислам). А не перейдёшь… и жеребца возьму, и тысячу
Золотых с твоей головы возьму»

 И Афанасию поможет,
Христианское чудо там:
«Приехал накануне «Спаса»,
Мухаммед, казначей тогда.

Хорасанец – (Персии житель),
И я ему стал бить челом,
Чтоб за меня похлопотал он,
Перед Асад – ханом тогда ж.

Чтоб меня всё ж не обращали,
В свою веру они. И взял,
У хана жеребца обратно.
Такое чудо было ж там».

(На Спасов день)

Третья часть.

Персидского коня продал он,
И с большей выгодой уже.
И избежал он обрезанья,
(Историки ж не верят в то)

(В заметках он же писал: «Ни Пасхи, ни Рождества
Христова – не соблюдаю, по средам и пятницам
 не ПОЩУСЬ…» На самом деле он и не мог бы этого
 сделать без утраченных в шторме на Каспии церковного
календаря и таблицы для вычисления дат христианских праздников)

По лунному календарю же,
Те мусульмане там живут.
По солнечному – христиане,
Курбан – байрам, праздник - «скользит»

(По скользящему графику. А совместить
Эти оба календаря невозможно. Поэтому
По приметам гадал Афанасий, когда наступит
Пасха, на девять или десять дней раньше
«Байрама»)

Не мог он соблюсти обрядов,
Их веры христианской там.
Но один вопрос остаётся:
«Как записи закончил он?»

Воззванием он их закончил,
К Аллаху – тюркским словом там.
Но только почему – то всё же,
Но русской буквой написал?!

(Он в записях своих то писал на фарси, то на
Арабский язык. Историки считают, что он –
 ШИФРОВАЛСЯ, ибо не знал в чьи руки попадут
Его записи. О своих барышах он помалкивал,
Мол коня купил за сотню, а за сколько продал
Не пишет. Логика его понятна)

Учёные итог подводят,
Что своей веры не менял,
Там Афанасий. Свою землю,
Русскую очень он любил.

(Учёные Лурье, Лихачёв)

Не мог принять ислам Никитин,
Для этого б ему пришлось,
Принять и обрезанье также,
Домой бы путь был бы ЗАКРЫТ.

(Его бы на Руси – КАЗНИЛИ б)

То путешествие всё длилось,
Никитина почти шесть лет.
Из Индии домой он отбыл,
Твери родной же не достиг.

(С 1468 – го  по 1474 год)

1474 год

В тот год Никитин Афанасий,
Умер в Смоленске. Спутники ж,
Его, заметки передали,
Московскому дьяку потом.

(Василию Момыреву)

В монастыре они хранились,
Там несколько веков. Пока,
Пока в век 18 – й их,
В свой труд Карамзин не вписал

(В «Истории государства Российского»)

Практических же результатов,
С этого путешествия,
Никитина – тогда ж, по сути,
Не было, честно говоря.

(Ни политических, ни экономических)

Художественный слог, однако,
Карамзина привёл в восторг,
Как описал первопроходец,
В своих «хождениях» тогда.

И ещё ж факт не отрицался,
Что наш русский тверской купец,
Раньше до Индии добрался,
Чем португальцы всякие:

«В то время, как Васко де Гама единственно мыслил
О возможности найти путь от Африки к Индостану,
Наш Тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара
И беседовал с жителями о догматах их веры»

1955 год

Когда Хрущёв вступил на землю,
Индии, их там президент,
Джавахарлал Неру там спросит:
«Никитину (А.) памятник есть?»

В нашей стране. Хрущёв кивнул же.
Хотя на самом деле в СССР,
Не было того монумента.
Хрущёв, вернувшись – дал указ.

И в том же году установят,
В Твери (тогда ж Калинин был),
В четыре метра там статую,
Первопроходца русского.

И на площадке там чугунной,
В форме ладьи, которой нос,
Выполнен в виде головы там,
Персидского его коня.

Путь Афанасия Никитина туда: Тверь – Казань – Астрахань –
Морем в Дербент – Баку – Чапакчур – Кашан -  Бендер – АбМаскат – бас –
Морем Джун – Бидар – Калур – Дабхал.

Обратный путь – морем до Маската -  Кашан – Баку – Трапезунд –
Морем до Кафа – Киев – Смоленск…