Свято-Михайловский храм. Молитва сквозь вечность

Геннадий Нищенко
Те, кому довелось проезжать по железной дороге через станцию Каменоломни, наверняка обратили внимание, что неподалёку, в одной из улочек, возвышаются над окрестностью голубые купола. Здесь, в Пятом переулке, находится православный храм, освящённый в честь Архангела Михаила и всех небесных сил бесплотных.
Возможно, кто-то, знакомый с местной географией, спросит: а почему храм расположен на удалённой окраине населённого пункта? К тому же, в западной части, меньшей по территории и числу жителей. Ведь известно, что храмы всегда строились в центре города или села.
Да, действительно, теперь административный центр посёлка Каменоломни находится в другом месте. Но так было не всегда. К моменту начала строительства железной дороги здесь находился хутор Максимовский. Его северной границей был Семибалочный ручей, который и сейчас, протекая под насыпью, впадает в реку Грушевка. Также частью хутора являлась территория, которая ныне входит в состав посёлка Новосветловский.
Для полноты картины стоит добавить, между прочим, что река Грушевка вплоть до конца 19 века была гораздо шире и глубже, чем в наши дни, и по ней известный шахтовладелец Парамонов сплавлял свои баржи с углём.
Так вот, самое высокое место тогдашнего хутора находилось там, где сейчас проходит улица Железнодорожная, между Четвёртым и Пятым переулками. Здесь и стоял раньше Свято-Михайловский храм, которому принадлежал большой, по нынешним меркам, участок. Тут были, помимо церкви, просфорня, дом священника и погост.
На рубеже 19-20 веков севернее Семибалочного ручья начали селиться молодые семьи из станицы Кривянской; так образовался новый хутор- Новогрушевский. Когда в 1930-х годах активно разрушались храмы, была снесена и Свято-Михайловская церковь; остался лишь фундамент. Примерно в то же время был закрыт для посещения и деревянный Покровский храм в станице Кривянской. Чтобы предотвратить полное разрушение святынместные жители решили перенести её на другое место.
С этой целью был снаряжён целый обоз. Покровский храм полностью перенесли на колёса; упряжку тянули несколько десятков быков. Переезд совершался в течение месяца, после чего деревянный храм аккуратно поставили на фундамент снесённой церкви.
Наверное, теперь, в 21 веке, кто-то может не поверить: как такое возможно? Но в старые времена многие деревянные дома перемещались подобным образом из одного населённого пункта в другой. Происходило это не часто, но регулярно, и технология переезда была отработана так чётко, что не пропадало ни единой щепочки.
С остальными церковными строениями произошло следующее: дом священника разобрали, и на его месте планировалось возвести здание начальной школы из другого стройматериала. В итоге использовали кирпич из разобранного дома. А на месте просфорни теперь находится частное домовладение.
Деревянный храм простоял до начала войны. В июле 1942 года в наш посёлок вошли немецко-фашистские войска. Вскоре началась осень, а потом и зима. Оккупанты, пользуясь нехваткой топлива у местных жителей, начали разбирать деревянный храм и продавать доски вместо дров. Многие не знали, "откуда дровишки", и охотно покупали. Те немногие, кто был в курсе, тайком спасали святыни- иконы и прочую утварь, и прятали их, как могли. В итоге остался лишь фундамент, который долго ещё виднелся из-под земли. Теперь на этом месте- частично бурьян, частично-торговая организация.
Но вот война закончилась. Вернулись домой не все. Многие из тех, кто вернулся, обрели веру в Бога. Появилась потребность в соборной молитве. Однако на территории города Шахты и Октябрьского района остался один действующий храм- в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Пролетарке. Активисты из числа верующих решили собрать средства для постройки нового храма. С этой целью 18 сентября 1945 года в органах местной власти была зарегистрирована церковная община.
Примерно в то же время вернулся из ссылки отец Иоанн Ремчуков, последний настоятель разрушенного храма. Поселился он в маленьком флигеле, стоявшем в глубине двора, по улице Мокроусова. Хозяева подворья были обычными колхозниками, трудившимися в местном хозяйстве с утра до ночи. Между тем их собственный огород зарастал бурьяном. Вот и возникла у отца Иоанна идея: выкупить заброшенную часть усадьбы под строительство храма. А пока договаривались о цене, собирали средства и улаживали формальности, службы проводились в молитвенном доме, расположенном неподалёку.
После оформления купли-продажи с местными властями был заключён договор, в котором, помимо прочего, говорилось, что строительство должно быть закончено не позднее 1950 года; в противном случае участок земли изымался в пользу государства. Поэтому работа на церковном подворье началась незамедлительно.
Поскольку качественные стройматериалы- например, кирпич- были в большом дефиците, стены храма, как и всех домов вокруг, делались из того, что лежало под ногами, то есть из глины. Технология была такая. Поверх готового фундамента по углам ставились столбы или шпалы, между ними с двух сторон прибивались доски. Внутрь набивали глину, замешанную с соломой или сеном. И так ряд за рядом, пока не пришла пора накрывать крышу.
Естественно, подобный процесс требовал больших усилий. В строительстве участвовало немало местных жителей, проводивших здесь большую часть свободного времени. Отмечу, кстати, что потрудилась тут и моя прабабушка, Меланья Бзенко, которой посвящены мои стихи "Бабушка Меланья".
В 1948 году постройка храма была завершена. Точную дату его освящения ещё предстоит уточнить. Дело в том, что в документах указана дата-21 ноября 1949 года, а по свидетельству многих очевидцев, это произошло годом раньше. Совершил таинство митрополит Вениамин Федченков, возглавлявший в то время Донскую епархию.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что в новый храм были переданы святыни, принадлежавшие прежнему приходу и бережно сохранённые нашими благочестивыми земляками. Особенно примечательна история обретения главной иконы нашего прихода- "Скоропослушницы". В послевоенное время по улице Мокроусова, недалеко от железнодорожного вокзала, стояло здание так называемого "Летнего клуба" (на его месте теперь разбит мини-парк с клумбами и скамейками). Кочегаром там работал мужчина по фамилии Алексеенко. Он-то и нашёл икону на складе между дровами. Святыня была передана церковной общине и после реставрации заняла почётное место в иконостасе, где находится до сих пор.
О дальнейшей истории Свято-Михайловского храма ещё предстоит рассказать. А пока  стоит упомянуть, что в общей сложности с 1948 года по нынешний день в приходе сменилось 14 настоятелей, среди них- отец Спиридон Тарасов, позднее- митрополит Курский и Рыльский Ювеналий, и отец Виктор Щипилев, ныне- епископ Чистопольский Пармен. С апреля 2005 года настоятелем прихода является протоиерей Сергий Яценко.
В качестве эпилога, а также предваряя последующие рассказы на эту тему, хочу сразу ответить на вопрос, который может у кого-то возникнуть: а зачем? Зачем нужно писать про историю почты или православного прихода? Кому это надо?
Знать историю малой родины, как и всей России, необходимо каждому из нас. Не просто потому, что интересно- как же называется этот ручеёк или вон тот овраг. Но также и потому, что многие десятилетия назад жили на этой земле наши предки, приходили в церковь, зажигали свечи, молились, трудились, воевали, проливали кровь- и ради чего? Что мы, неблагодарные потомки, не помнили их имён? Да не будет! Молитва наших предков, устремлённая к Богу, а через Него- в будущее, к нам, тогда ещё не родившимся, должна соединиться с нашей молитвой, устремлённой в прошлое, к ним, чьи имена мы не всегда знаем- но их помнит Господь. И эту молитву, проходящую сквозь вечность, Он обязательно примет. И наше искреннее упование заключается в том, что мы не живём на земле. Прославим же нашего покровителя- Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных. Их молитвами и заступничеством да будет милость и благодать Божия со всеми нами! Аминь.