Психология

Владимир Бледнов
    Так сложилось, что большую часть жизни я занимался преподавательской работой в авиационных учебных заведениях. Многолетний опыт привёл меня к выводу, что очень важную роль играет психологическая обстановка в лекционной аудитории, а особенно во время проведения экзаменов.
    Я проанализировал несколько вариантов проведения экзаменов. Возможно, часть из них нарушали бы соответствующие инструкции.
    Вариант первый.
  После приветствия учебной группы преподаватель может сказать несколько слов о сложности бытия, о психологической усталости к концу семестра и предложить выставить всем оценки без экзамена. Ведь в журнале масса оценок. Средняя оценка полностью определяет уровень знаний. А безопасность полётов не пострадает. И вряд ли кто-то откажется от такого варианта.
    Второй вариант.
    Можно предложить всем, кто знает материал на оценку "удовлетворительно" положить зачетки на край стола, а кто на оценку "хорошо" - рядом. А вот с отличниками можно побеседовать. Беседа должна состоять в том, чтобы повозить их "мордой" об стол и показать, что они очень многого не знают и не умеют. Затем нужно сказать, что они лучшие, пожать им крепко руки, обнять каждого и выставить отличные оценки.
    Вариант третий.
    После приветствия необходимо сразу на всех "катить бочку".
    Группа очень плохо работала в семестре. Вот ты, рыжий, помнишь, как трепал мне нервы. Я ничего не забыл. Ты уже догадываешься, какую оценку заслужил. А ты, бритоголовый, не прячься за спины товарищей. Двойку схлопочешь наверняка. А отличники - только отлично списывать умеете. Если вас дотянуть до выпуска, то самолёты будут падать.
    В такой стрессовой ситуации двоечники и слова не смогут сказать, а отличники будут нервничать, заикаться и забудут то, что знали.
    Если даже вести себя спокойно и доброжелательно, то средний балл всё равно будет очень низким.
    Психология!!!