Вера, надежда, любовь - 4

Юрий Козиоров
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ
Философические мысли, рассуждения и, возможно, заблуждения хорошо пожившего человека

4. РЕЛИГИЯ И НАУКА

                Религия должна уничтожить науку,
                ибо наука – враг религии.
                Папа Павел II (Пьетро Барбо, XV век)

                Вера и наука – это как бы два крыла,
                на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины.
                Папа Иоанн Павел II (Кароль Юзеф Войтыла, XX век)

     Религия – это не только вера в существование бога или богов. Каждая религия требует еще и безусловной веры в те сведения, которые имеет данная религия о том, как ее бог или боги создавали вселенную, растения, животных и людей, об устройстве мира, об установленных богом или богами законах природы, о ритуалах, т. е. правилах общения людей с божеством, а также о том, что божество запрещает людям, а что разрешает или даже предписывает.

     Попытаемся хотя бы частично дать ответ на два вопроса: 1) Что говорит христианская религия о науке? 2) Что говорит наука о христианстве?

     Ответ на первый вопрос содержится в эпиграфах к данному эссе, из которых видно, что за промежуток от XV века до XX века имел место заметный прогресс. Для ответа на второй вопрос нужно вспомнить, что главным в христианской религии является личность Иисуса Христа.
     В конце 2019 года вышла книга Волоколамского митрополита Илариона* «Иисус Христос. Биография». Говорить и писать об Иисусе Христе – для митрополита дело обычное. Необычным является то, что эта книга вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ («Жизнь Замечательных Людей»). В предисловии к книге дается следующее объяснение: церковь считает, что Иисус Христос – в полной мере Бог, но и в полной мере человек, и это последнее обстоятельство делает возможным рассматривать именно его «человеческую» биографию. Надо сказать, что это объяснение несколько противоречит логике. Ведь если кто-то даже не вполне, но хотя бы немножко человек, то он уже не вполне бог, а если кто-то хотя бы немножко бог, то он уже не вполне человек. А ведь законы логики, то есть законы построения правильных умозаключений митрополит должен считать установленными Богом, как и все прочие природные законы.
     Не будем, однако, останавливаться на этом, так как гораздо более существенным является вопрос об историчности Иисуса из Назарета. В советское время марксистским (считавшимся в то время единственно правильным) взглядом было, что ни Иисус, ни его апостолы на самом деле никогда не существовали. В вузах на лекциях по «общественным дисциплинам» нам сообщалось, что это всего лишь миф. Поэтому я был весьма озадачен, когда обнаружил, что основоположником этой мифологической теории является на самом деле Бруно Бауэр**, а основоположники марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс вовсю его критиковали, утверждая, что тот «хватил через край» и что при таком взгляде «исчезает всякая историческая почва для новозаветных сказаний об Иисусе и его учениках»***.
     О жизни и деятельности Иисуса Христа повествуют четыре канонических Евангелия и множество неканонических, так называемых апокрифов. В некоторых описаниях одних и тех же событий авторы Евангелий противоречат друг другу. Это признает и митрополит Иларион, делая отсюда верный вывод, что Евангелия писались независимо друг от друга. Но если Евангелия могут не быть вполне достоверным источником сведений об Иисусе, то они должны, однако, считаться вполне надежным подтверждением его существования. Если бы евангелисты писали о несуществующем человеке, то они сразу были бы изобличены их современниками, которые тогда ничего бы ни о каком Иисусе не слышали, хотя старейшие из них могли сами встречать Иисуса, а младшие – слышать о нем от людей старшего поколения, что и было на самом деле.
     Но, пожалуй, самыми убедительным доводом в пользу историчности Иисуса Христа являются упоминания о нем в нехристианских сочинениях, среди которых первое место занимает так называемое «флавиево свидетельство» – сообщение о нем в сочинении «Иудейские древности» римского историка еврея-нехристианина Иосифа Флавия (жил в 37–101 гг.). Имеются ввиду следующие два отрывка из этого произведения:
     1) «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетельностью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия, что он был тогда живым и будто бы он Мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки».
     2) «Анан же младший (первосвященник – Ю.К.) ... принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили, отличались в судах особенной жестокостью. ... Он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями». 
     И, наконец, об Иисусе упоминает даже еврейский Талмуд, правда, там он называется колдуном, который «соблазнил Израиль».
    
     Таким образом, историческая наука считает вполне доказанным фактом существование в начале первого века популярного проповедника Иисуса из Назарета. Был ли он Мессией, как утверждают евангелисты, или является Богом, как утверждает церковь, – это уже вопрос не науки, а вопрос веры. В настоящее время имеем следующий расклад:
     ~ христиане (составляющие треть населения земного шара) верят, что он Бог (точнее, одна из трех ипостасей единого Бога);
     ~ мусульмане (четверть населения земного шара) верят, что он один из пророков бога («пророк Иса»), и называют его Расуль Аллах (посланник Аллаха);
     ~ атеисты (одиннадцатая часть населения земного шара) верят, что он есть харизматичный проповедник, обожествленный его последователями.
     ~ иудеи (пятисотая часть населения Земли) судят о Христе по своему Талмуду;
     ~ остается менее 1/3 части населения Земли, из которой отметим так называемых «антитринитариев» (т. е. не признающих троицы), которых ныне буквально единицы. Они считают Иисуса Христа тем же, что и атеисты, но называют себя христианами, потому что в своем отношении к людям руководствуются проповедями Христа. Наиболее известные антитринитарии прошлого – Исаак Ньютон, Мигель Сервет и Лев Толстой. Об остальных представителях этой части населения можно сказать, что половина их вряд ли когда слышала об Иисусе Христе.
____________________
*Церковное имя Иларион, в отличие от «мирского» пишется всегда с одним «л».
**Бруно Бауэр (1809–1882) – немецкий философ и историк христианства.
***К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 22, стр. 474.

Продолжение.   http://stihi.ru/2023/11/27/2803