О детях наших. 100 стихотворений

Владимир Мальчевский
Клятва

Я поклялся себе же в будущем,
что о прошлом не расскажу -
о сегодняшнем. Я ведь тут ещё,
поклоняющийся миражу.

Потому я отправил в прошлое
самого же себя. Сюда.
Чтоб прочувствовать навсегда
всё, что в будущем невозможно.

Беспричинных рождений нет.
И пока нас качают мамы,
на сердцах зарастают шрамы,
чтобы снова шагнуть в рассвет.

____________________________

Мир

Прекрасный
взрослый
долгожданный Мир!
Он ждёт и нас
затем, чтобы открыться... –

и всё начнётся,
и – не повторится
сверкнув на миг
как пламенный сапфир!

*

Мир предстал передо мной –
опьянил меня, ограбил

и сказал, клыки осклабив,
что я сам тому виной.


_________________________

Шут у Трона
                /Ребёнку/


Ваше младенчество, Ваша Рассветность!
Ваше Высочество Ваших надежд!
Время – ковёр... это соткано вето;
шаг... и оно превращается в брешь,

в пропасть, в ущелье размерами в Космос,
мельком... со смехом прошитый насквозь,
с глупой инверсией – тонкой полоской –
грустью о том, что уже не сбылось.

Что я для Вас! – и простите за бедность,
Ваше Величество и Чистота,
если я выгляжу слишком конкретно.
Не прогоняйте от трона шута.


_______________________________

*


Для изучения свойств материи
предоставляется детство на память:

первый ожог о Вселенское Пламя –
первые слёзы его и потери.


____________________

Х Л Е Б Н О Е
Д Е Р Е В О



Ты знаешь, мальчик,
ты знаешь, девочка,
вот у меня в кулаке – семечко.

Можно изжарить и съесть. А можно –
в землю тёплую. Осторожно.

Вырастет дерево
высотой до звёзд –
в самый полный на свете рост!

Выше горных вершин и неба...
сколько масла на нём, хлеба,
сколько разных на нём конфет!

Вот. Возьмите.
А денег нет.


_____________________

Плющиха


Я жил как торчал в окошке:
ни правды, ни мудрых книг.
Кормили нас дяди с ложки,
ловили нас за язык...

За то, что мы их боялись,
нам всем обещали Мир,
который в экраны пялясь,
стал общим окном квартир

меж трёх тополей Плющихи
с романтикой на века,
где мысли и зори - тихи.

И – в блин о стекло щека.


____________________

У открытой двери


Пора к двери`, но не спеши, -
постой, подумай и послушай;
там – Мир. Он создан для души,
но он бездушием разрушен,

лощён, раскрашен и омыт,
он ослепит тебя, оглу`шит.
Открыта дверь. Не Мир открыт, –
исчислен, выслежен, прослушан.

Тебе – поверят: ты не лжёшь.
Тебя «полюбят» - ты поверишь.
Ты помнишь сказки? Там – не ложь:
добро со злом. Их не разделишь

без точных знаний, без потерь,
без пониманья тёмных целей.
... Ты выйдешь и закроешь дверь
и сгинешь в этой карусели.

По силе мысли – и урок.
Ты можешь «выплыть», но не скоро.
И ты без боли и укора
поймёшь, насколько одинок.

_________________________

Наше детство


Наше детство,
промчавшись,
легло на сердца.

Наша юность ещё
не устала кружиться,

и останется
в наших сердцах до конца.

Время плачет,
рисуя
морщинки на лицах.


______________

Откровение


Над прошлой глупостью
не стоит убиваться.
Тут невозможно быть
умней себя.
Что значит Мир
в тебе и без тебя,
кто победил,
не сможет догадаться.

Кто проиграл,
узнает почему,
когда и сколько,
кем и как обманут.
Все тайны звёзд
откроются ему
и все пределы и миры
предстанут.

А потому
среди любых идей
предпочитаю те,
что стоят риска.

И я люблю задумчивых детей.
Легко понять; их будущее близко.



______________________________

Взрослые


Стать бы нам,
наконец, взрослыми:
умными, честными,
сильными, рослыми!

... Вроде – и даже.
Почти.
Да вот...
если б не денежный воз
забот

или банальное «се ля ви»
с рваной дырою
от первой любви,
да не терзающий душу талант
крепко зарытый
под камень-гарант,

мы бы, наверное,
стали взрослыми, –
умными, честными,
сильными, рослыми.

Если б не поняли,
к сожалению,
жизнь
как тотальное отступление.

Тут не до совести,
не до чести.
Пару бы дней простоять на месте,
и уж не выпрямиться,
так согреться.

Если б мы знали
об этом
в детстве!


____________________

Нестандартность


Надо сделать, конечно, это.
И продумано, и с расчётом.
Жаль, что было такое где-то,
стало древним, банальным ходом.

Было – в ракурсе «обстоятельств»:
пусть неумно, зато «надёжно, -
крепкий опыт для молодёжи
без неясностей и чудачеств».

Только я-то – не все. Не надо.
Можно – лучше. И если честно,
нестандартность – моя награда:
удивление интересно.

В деле главное – непохожесть.
Расширяет она сознанье.
Новый шаг овладенья знаньем
завтра станет привычным тоже.

Кто-то скажет: «А мне – не надо;
я придумаю путь короче».

Кто-то всё же уполномочен
дирижировать звездопадом.


_________________________

Учась у взрослых


Мы на тонкую резинку
привязали кузнеца.
Он теперь наполовинку –
бык, собачка и овца.

Он, конечно, понял быстро,
что ему теперь хана.
Потому, что мы – «садисты»,
«фулюганы» и «шпана»!


___________________


Перекрёсток


Сегодня наши дни рожденья
в страну осенних васильков –
смешные пункты назначенья
из расписания веков:

забыто детство, двор и книжки,
глаза испуганно-горьки... –
мои московские мальчишки,
что придорожные зверьки.

За сто рублей помоют стёкла,
спроси что нужно, – продадут,
ручонкой красной что поблёкло
отполируют и... сбегут.

Куда, Алеша Карамазов?
Куда вы, Митя и Иван?
Какою россыпью алмазов -
в какой бездонный океан,

в каких путей переплетенья -
в зловонный дым,
в забвенный звон,
куда без зла и сожаленья
приходят... и выходят вон,

погибнув рано, "без насилья",
отдав полжизни за билет
в страну с названием Россия,
не зная, что России нет.


________________________

Бездомность


Луна калачиком свернулась
как спит в лесу бездомный пёс,
и появляется сутулость
у тонких утренних берёз,

и что-то странное таится,
вползает в птичьи голоса,
и на немытых детских лицах –
чужие взрослые глаза… -

заходят дети в магазины
как крепостные в барский дом,
насквозь пропахшие бензином,
насквозь прошедшие Содом.


______________________

Он


Он обманет и обчистит,
с кем - бандит,
а с кем - фискал,
он в копне осенних листьев
Синеглазку не искал.


_______________________

Юнец


Я б, наверно, ушёл под воду,
потому что летел к Луне.
В отражении небосвода
вся Луна плывёт в тишине...

Я б, конечно, ушёл под воду,
если б там – не Тобольский брод,
а на том берегу – подводы,
и шумит у костров народ.

Там звенят голоса девичьи,
рвут гармонику «от плеча»,
и гранёный поток «Столичной» -
то – по горлу, то в зуб стуча.

Тесно сердцу в известном, тесно... -
берег дальний не мне родня.
Интереснее – в Неизвестном:

НЕИЗВЕСТНОЕ ЖДЁТ МЕНЯ.


__________________________


Бесполезная верность


Чья кроватка плывёт по широким морям,
уносимая тёплым теченьем Гольфстрима,
недоступная скалам, штормам, дикарям,
неизвестными силами жизни хранима?

Это дочка моя из голодной страны
от продажных «мыслителей», грязных Правительств,
от учебников лжи, бесполезных «целительств»
в свой придуманный мир на ладонях волны…

Там невиданный Сад на жемчужном песке,
где гобоем поёт фиолетовый ветер,
и на листьях слова, что написаны детям,
и стучит родничок словно жилка в виске,

и стоит на причале сияющий конь
под парчовым седлом, с заплетённою гривой,
в чьих разумных глазах – золотистый огонь,
и искра под копытом, и пена залива.

... И кроватка причалит, и сбудется сон:
их следы-огоньки прозвенят и исчезнут
за пределы строки в первозданную бездну,
где реальность с надеждой звучат в унисон.

Остаётся одно: бесполезная верность,
чтоб поправить подушку и ткань покрывал.

Только детям дано покорять многомерность,
уплывая в простор сквозь зеркальный провал.


_________________________________

Вещий сон


Войдя с любовью в Мир, в котором – страх,
я был сражён его многообразьем:
и чем ужасен он, и как прекрасен
ребячьим смехом с эхом во дворах.

Зачем ему доверили меня,
доверив мне доверьем одарённых?
Для всех дверей, с надеждой отворённых,
я был как путник, что просил огня.

Создатель ценит то, что создал Он,
надеюсь, пусть не здесь, хотя бы где-то.
Но во Вселенной нет такой планеты,
и я проснусь, запомнив вещий сон.

______________________________

Н И Ш И
                (к юбилею сотворения планеты Земля)



Человек
со связанными руками... -
человеку не до любви.
Злее лезвия «се ля ви» -
гильотиной над ним
веками.

*

Родился мальчик.
Открыл глазёнки, -
счастье хлынуло в детский день;
люлька,
беленькие пелёнки,
мама, папа,
в окне – сирень.

Вспыхнет радость,
взлетит, взовьётся
в детских радужках,
в искрах глаз!
Яркий, солнечный Мир эмоций

встретит выстрел!
И свет погас.

... Тут Ивана бы Карамазова,
чтоб Создателя не простить.
Только так, чтобы – «всё и сразу»,
не объять,
не решить,
не сшить.

Сколько их, - цветов на поляне, -
в красках, в контурах, в чудесах,
сколько рыбок там – в океане,
сколько птичек там – в небесах!

Сколько съели их, истребили,
кто их создал,
раскрасил,
спел?

Тот ребёнок,
что не успел...
тот,
которого застрелили.

Их, бессмертных,
уже не счесть
в школах счастья и созиданья.
Там такие дают заданья,
их масштаб – не про нашу честь!

Сколько рыбок там – в океане,
сколько птичек там – в небесах,
кем-то выдуманных заранее,
кем-то вымеренных на весах,

в гранях сот, в кутерьме галактик -
их спиралей, костров, шаров!
Сколько подписей на контракте
по созданью живых Миров?

Нет восторга, поверьте, выше,
чем открытья и результат.
... Там никто не глядит назад, -
в наши
полные боли
ниши

с кучей лозунгов, что не в счёт,
с «Конституциями» для смеха,
с этим
выгнутым криком
эхо:
«Меч невинного не сечёт».


_______________________

Первый закон Ньютона
         
          Первый закон Ньютона: «Тело движется равномерно,
          прямолинейно или находится в состоянии покоя до тех пор,
          пока на него не действуют никакие силы или сумма сил
          равна нулю».

Не понимаю, о чём «закон» -
о теле движущемся ли, стоя`щем...
«прямолинейно»? Тогда – летящем...
в какой-то... точке!
Кошмарный сон!

Прямолинейных движений нет:
неравномерность пространств – бесспорна,
и равномерность движенья – вздорна:
нужна коррекция. Как сюжет.

А это есть примененье сил
с большим расчётом, что так непросто.
Нас водят в школу, где... гасят звёзды*
и прославляют бои гадзил.


______________________________________
* Из школьных программ изъята астрономия.


Причина запрета на астрономию


«И создал Землю Бог, сказав: «Да будет свет!», -
твердят глухому Миру много лет!

Где знаний нет,
этот бред – презумпция:
Земля – сначала,
а Солнце вслед?

Вторым по очереди Сотворенья?
Да. Потому, что внутри Земли –
другое. И полюсов свеченье
пугает сполохами корабли.

А тем, кто выбрался на поверхность,
лучи ударили по глазам!
И надо выжить. Не им, так нам.
Не нам, так им.
И надёжность – верность.

Имея уши неплохо б – слышать
и гул сокрытых от глаз машин,
и больше знать, и болтать потише.

Здесь никому не достичь вершин.

____________________________

Мальчики


- Бьёшь меня, осторожно бей;
у меня за пазухой – воробей.
Комочек жизни.
Почти что лёд.
Там...
был последний его полёт.

И он как мячик упал в сугроб.
А я откопал вот его и сгрёб.
Оттает, я его – на чердак,

а после выйдем, уж коли так.


______________________

В
П О Д З Е М Н О М
П Е Р Е Х О Д Е


Ты пой, старик,
я подпою.
Тебя не станет,
я продолжу.

Подхватит мальчик
песнь твою, –
он тоже
никому не должен.


_______________

Впечатленье


В бездонном количестве звёзд во Вселенной
есть капля бездонного качества – мозг
затем,
чтоб объять её всю и – мгновенно,
ответив на каждый серьёзный вопрос

о формах Миров
от начал к завершенью
сквозь свет Отраженья, Вселенную Чувств

увидеть
как Космос
бессмысленно пуст
без
человеческого ВПЕЧАТЛЕНЬЯ.



______________________________

Вырастешь - поймёшь


Не в том беда, что «вырастешь – поймёшь»,
что... потерял себя, пока не вырос,
а в том, что ты принёс с собою вирус –
набор привычек, выросших всерьёз.

Не терпит подсознание пустот.
Их глупость заполняет фанатизмом,
обидами, спиртным и атавизмом.
Ты чем-то был, но ты уже не тот.

Теперь ты знаешь, «чем живут и как»,
напуган тьмой и пустотой сознанья,
хватаясь за привычные названья,
за ритуалы, ложь и Зодиак,

забыв, как изучая Алфавит,
решая «влёт» нелёгкие задачи,
ты уважал себя – свои удачи,
и верил в то, что разум победит.


____________________________

Заграница


Заграница, заграница –
не придётся, так приснится,
будто в Риме – колесницы,
и в Париже – карнавал!

За волшебную границу
каждый год летают птицы...
Заграница как зарница,
за которой не бывал.

А у нас на пепелищах
только дым да вьюга свищет... –
тут никто добра не ищет,
потому что нет добра,

и с приморского ландшафта
мальчик с сердцем аргонавта
провожает мачты в Завтра,
что уходят из Вчера.


_________________________

Два детства


Растить детей в хромированных трубах –
сверхточно, механически растить,
считая, что иначе будет грубо,
и он за пуповину будет мстить.
Затем – большой электроинкубатор,
где подберут программу биогрупп.

... А я ходил смотреть на экскаватор,
держась ладошкой за сосновый сруб.
Удары топора, полёт поленьев
и поле с переливами цикад,
и яблочный пирог на День Рожденья,
и самых первых книжек ровный ряд.


_____________________________

Спичечный город


Город из крашеных белых спичек –
белых Дворцов и крылечек к речкам
лёгких, дощатых, резных наличников
строят дети... Так строят Вечность.

Вы сохраните их, - не сломали бы! -
«жизнь» беспощадна ко всем подряд,
вечно нуждающаяся в разных алиби.

В шкаф, за дверцу. И пусть стоят.


_________________________________

Две считалочки

Считалочка 1.

На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич, Король, Королевич,
долго потели,
прочли как сумели:
«Чёрный квадрат».
Казимир Малевич.

Считалочка 2.

Строим жизнь - иконостас:
параллельный мир псевдонас
с арматурами метастаз.

Раз.

Сапом, скопом, в узде родства
с псевдоистиной большинства,
глупо верующего в слова.

Два.

Только что-то не так внутри.
Укради, соври, отбери,
да в глаза, в глаза не смотри!

Три.

В чём - «четыре»?
Да в чём и «пять»!
Кто услышал,
иду искать.



___________

Душа


Твои иллюзии, мальчонка,
чья на лицо легла печать,
ещё кружат за гранью тонкой.
Тебе взрослеть,
а им скучать,

волшебным перелётным птицам.
И вереницы их, трубя,
летят, но им не приземлиться
без снов, без сердца - без тебя.

Летят... но кто их тут заметит,
когда ни пуха, ни пера
в твоих делах от их наследий,
что звали ввысь ещё вчера;

ты обещал себе и верил,
и восхищался не дыша...

Им небеса откроют двери, -
и где она, твоя душа?


__________________________

Дядя киллер


Дядя киллер любит кошек,
канареек и собак.
Он не злой, не вурдалак,
потому, что он хороший.


_________________________

БАЙКЕР


Опасный «злой» «хамелеон»
на двухколёсном «насекомом»
споткнулся, падая в газон
блестящим разноцветным комом! –
 
Мальчонка с ангелом в руках
глядит испуганно и робко
как бензобак стреляет пробкой
и пламя пляшет в облаках,

а рядом – белая машина,
где замирает мерный стук...

Какая странная картина!
И ангел падает из рук.


__________________

Смотрит девочка в окно


Смотрит девочка в окно –
в полночь тёмную...
А в окошке, как в кино, –
даль бездомная.

Пляшут в поле огоньки,
что фонарики:
где зрачки,
где светлячки,
где «чинарики»...

День покажется, а в нём
и расскажется.
Ночью всё – не то, что днём;

ночью КАЖЕТСЯ.


__________________

Странная картина


Хоронит девочка Мальвину
за новостройками в золе.
Какая странная картина!
Мы все живём наполовину;
в мирах души и на Земле.

Там
что-то можно возродить
как из полена Буратино.
И только здесь необратимо
значенье слов «не может быть» -

какая странная картина!


_______________________

Страны Поднебесья


Что за Страны в Поднебесье
неизведанных чудес! –
Как оборванная песня,
птица падает с небес.

... Степь ковылья да кобылья,
табуны да валуны,
да отрубленные крылья
рвут копытом скакуны.

Смотрит мальчик поражённый
как полёт лежит в пыли -
на священные законы
силы Неба и Земли.


_____________________

Стишок мимоходом


Кто-то, - болен, труслив и прыток, -
выкрал девочку, чтоб пытать.
Как она (сумей описать)
повзрослела от долгих пыток

этим белым лицом в цветах,
молчалива и безответна,
с этим пластырем на глазах
посреди городского лета

в горьком омуте выхлопных,
ресторанов, аплодисментов,
школ, охран, страховых агентов
и акульих боков стальных.

Для чего тебе руки, ноги? –
всюду плач, а тебя хоть режь!
Коли так, отдохни, поешь,
причешись и уйди с дороги.


_______________________

Забрали ангелы ребёнка


Забрали ангелы ребёнка.
Как говорят, - не повезло.
Смеялся он легко и звонко,
а Мир заглатывало Зло...

Он должен был создать науку
о чувствах искренних, людских
в энергиях цветка и звука,
в значеньях «женских» и «мужских»,

в единстве страха и восторга –
причин движения всего,
где сила чувства строит орган
и рой Вселенных,
и чего
зачем, и кто, и где достоин,
и что такое «ничего».
Но этот Мир его не стоил:

забрали ангелы его.


_________________________

Новость


Приметы смерти везде, во всём:
приметы смерти в новорождённых...
мы их, с рождения побеждённых,
от этой новости не спасём.


___________________________

*


Уносят девочку шары –
она взлетает и не плачет.
Она смеётся.
Это значит,
сменились Правила Игры.

От этой жизни уставать
пристало многим,
но – не детям.
Они не ищут долголетья
и не боятся рисковать.


______________________

Окно на четвёртом


Изнасиловали девчонку
приворотом любовным крепким,
а девчонка – с талантом редким,
вся из чувства.
Как киноплёнка.

Оскорбил её Мир, унизил.
Всё орал о любви чёртом.

Врач качнул головой: «Кризис»,
не закрыв окно на четвёртом...



________________________________

Дети суицида
                «Настанет час, и живые будут
                завидовать мёртвым»
                \Расхожая фраза\


В посмертных списках – дети суицида.
Они уходят сохранить себя,
простить бесправный Мир, его обиды.
Не о себе, а о живых скорбя.


__________________________________

Урок


Точные линии чертежей
вдруг приподнялись, цветные в гранях, –
что-то тайное есть
заранее
там, в секретах карандашей,
 
чьи живые следы неясные
здесь, в альбомчике на листах,
превратились
в цветы прекрасные.
У трёхмерности – свой устав.

И не вымерить, не исчислить
так вот, запросто, до звонка!

- Я Вам ставлю «зачёт» за вымыслы,
 за черчение – «два» пока.

«Двойки» вывернулись в «пятёрки»
и по кругу вписались в ряд.
Циферблат растворяет створки
чёрных, белых и прочих дат

и молчит: устарела память,
что – не там мы все и не те,
и не той мы учились «грамоте».
Потому стоим в темноте.

А над школою – небо звёздное,
всё пронизанное умом,
За окошком – зима морозная
и деревья объяты сном.


________________________

Для себя


Читатель, расскажи мне, что
ты сделал для себя, - ведь ты живёшь
и станешь только тем, что сам поймёшь.
Взгляни в экран – там океан Кусто.

А вот – Искусство (в несколько имён),
и кто-то стал названием наук...
Мы – сумма дел.
Без них – мы только звук.
Кто шёл за звуком, глупостью клеймён:

она – его бесследное лицо,
неразвитая речь и гардероб.
Прагматик, маразматик, филантроп,
он носит крестик, чётки и кольцо,

неслушатель и нечитатель книг.
Но ты – не он. Я верую в тебя.
Скажи, ты что-то сделал ДЛЯ СЕБЯ, -

так чей ты друг, и чей ты ученик?

Не всё, что ты свершишь, падёт во мрак,
где тьма планету втаптывает в грязь,
чтоб узаконить страх, где, возгордясь,
пустую власть провозгласит дурак.

И эта цель оправдывает зло.
А ты его пойми, он должен жить.
Харон, быть может, туп, но чтит весло,
чей взмах не ниже смысла, чтобы плыть.


____________________________

О чём-то важном


И отраженье города в окне,
и отражение окна
в глазах девчонки...
в них всё: окно и город в тишине
с её лицом
и облаком в сторонке.

Что удивляет в детстве – навсегда.
И знаем мы о том или не знаем,
там – отраженья, лица, города,
и первая беда, и холода,
потоки вешних вод и поезда...

Мы часто возвращаемся туда
и в детстве пребываем.

А позже возвратимся насовсем,
сольёмся с ним в движении обратном
к началу нас
как в сон о вероятном,
о чём-то важном, чтоб понять, зачем.


_______________________________

По следам похищенных детей


Он очень умный.
У него
в портфеле – голова ребёнка.
Она завёрнута в пелёнку.
Обычный бизнес.
Ничего,
поверьте, личного.
А чувства
оставьте
для наивных душ.
Расчёт – великое искусство
захапать персональный куш:
здесь "объективность" –
в каждом деле,
и не прощает ничего.

Он – очень умный:
У него –
головка детская в портфеле.


_________________________

Золотой век


Мальчиков бронзовых,
нимф позолоченных
делают здесь, отнимая у мам
то-ли из Кунцево,
то-ль из Песочни,
фарами шаря по дальним домам.

И, ослеплённые блеском дворцовым,
ярким салютом и музыкой флейт,
то-ли во Внуково, то-ль в Одинцово,
дети смеялись под песенки фей,
что танцевали,
неслышно касаясь
маленьких спинок и праздничных лиц...

Свет золотой веселил, растекаясь...
Дети, - набор золотистых вещиц, -
встали, усталые, на пьедесталы,
замерли в позах, копируя Рим.

Кожа в ночи заполнялась металлом, -
это красиво: амур, херувим...

... Мальчиков бронзовых,
девочек бронзовых
утром сложили в мешки на замках,
толи под Кунцево,
толи под Солнцево
праздник окончен, -

заря в облаках.



____________________________

Сатана и ребёнок


Спит дитя в белизне пелёнок.
Над ним склоняется Сатана:

«Ты будешь Миром владеть, ребёнок,
вот только вырастешь, - и хана!»



_______________________________

Правители


Любит Правитель
поиграть в гольф.
Теперь Правители - словно дети;
где им понять,
что они в ответе
за всю всемирную голь-моль!

Вот - справедливость,
а вот - законность,
а между ними - то кровь, то стыд... -
жизнь между ними,
прошу на вид.
Только ведь этот стишок - не бонус;

поэзия – чтобы оставить след
хотя бы такой
на большой планете.
Ведь кто-то верует в долголетье,
и ТОТ ли, ЭТОТ  -
повсюду свет.


___________________________

Строителям краха


В просторных шутовских трусах –
примеры мужества и воли,
и героини женской доли
с татуировкой на носах... –

что ждёт на улице дитя
с душой для записи поступков?
Она – что розовая губка:
во весь объём, и не шутя.

Такой душою строят Рим –
громадный, светлый, межпланетный.
Чему
научит мир конкретный
мальчишек, опьянённых им?

Весь век в улыбчивых тисках –
в рекламах рабства, лжи и денег
какой великий шизофреник
упрямо строит этот крах?


_____________________________

Следы людей


Уменье
управлять с любовью к детям
присуще только людям. И – живым,
не бронзовым
фигурам из наследий
и уж никак не нам
как таковым.

Река –
с её ворчанием на камни
и на кору застрявшего ствола,
а в ней – восход,
что расцветал веками
на берегах,
где жизнь ещё была.

«Следы людей
не меркнут на планетах»:
они – пустыни, пепел и зола.
Но где «Конец»,
там жди Начало света,
ведь в слове «свет» -
разумные дела.

____________________

Три из тыщи или гордость


Пропал ребёнок!
Ищите, люди.

Но только нелюди,
не ищите.
Может статься, и вы... – родители.
Что посеете, то и будет.
 
Вот – три девочки.
В клетке.
Мёртвые.
Отказались-отголодались,
не смирились, и не пытались.
И лежат на железе, гордые.

Потому не ищите, люди,
там, где нелюди ищут-рыщут.
Вот – три девочки.
Три из тыщи.

Ангел спустится
и разбудит.


_________________

С К А З О Ч К А


Спала лиса в своей норе.
И дрых медведь в своей берлоге.
И голый мальчик на пороге
пустой квартиры.
В декабре.

И выйдя из больших машин
большие дяди проходили.
Один сказал: «Зачем родили?»
Другой ответил: «Для души».

... Одна душ спала – в норе.
Другая дрыхнет в полберлоги.

А третья с телом на пороге
простилась.

Ей тепло уже.


_____________________

* * *


Мальчик ёлку посадил,
и ушёл, счастливый, спать.

Ночью дядя проходил,
и успел её сломать.

Утро. Дождик моросит.
Мальчик плачет, дядя спит.


____________________

Про энциклопедию ошибок


«На ошибках учатся».
Учатся и мучатся.
Их собрать бы да издать.
И читать, читать, читать
«мудрое наследие» -
всю энциклопедию.

А потом бы посмотреть,
хватит жизни хоть на треть?


___________________________

М Я Ч


Вы никогда не играли в мяч?
Что за радость
в резину вкачана!

Там пинком тугим «засобаченный» -
тонкой камеры звонкий плач!

И как будто удар по Куполу –
голубиных сердец орда!

... Звёзд на небе в тот вечер убыло:
звёзды падали в города.

Я истёр не одни кроссовки,
потерял на футболке цвет, –
"от бордюра" промёл "тусовки",
нет мяча.
Не оставил след.

И – упал, завершая опус,
метеором визжа в эфир,
на цветочную клумбу – глобус!

Это мяч описал Мир.

Я узнал его по заплатке;
сам заклеил и накачал.
Только что-то с ним не в порядке.
Не пружинит он.
Осерчал.

Колотили его ногами,
посылали в нелёгкий путь,
и кричала от боли камера.

... Надо дать мячу отдохнуть.


__________________________

Б Е С П Р И З О Р Н И Ц А


Сквозь ткань дождя
с рисунком листопада
на маленьких плечах -
солдатский камуфляж плаща,
пакет с лицом вождя,
в холодных пальцах –
плитка шоколада.


_______________

Тщетность


- Без книги в жизни – как сквозь туман, -
печётся дед, -
не ленись, мальчонка!

А внук глядит на его карман
прицельным, чёрным зрачком волчонка.


________________________________

У Истока


Одинокая, одинокая.
В одинокой ручонке – «Nokia»
без звонков, СМС...  – как в шоке
обжигает молчанье щёки.

Одинокая, одинокая,
почитай, поучи уроки.
Образуется. Выйдут сроки.
Это – жизнь, а ты – у истока,

за истоком река глубокая
одинокая, одинокая
как планета, как тьма далёкая,

что стоит одна у Истока.


__________________________

Работа

У меня растут года, -
скоро мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
в чьём кафе сниматься?


___________________________

Упустивший время

Кому-то жаль упущенное время,
а мне – того, кто упустил его,
и вот смердит, почёсывая темя:
«А я бы! Мог бы!..»

Пожалей его.


____________________________

Э Т О Т
М А Л Ь Ч И К



Этот мальчик устал.
Он настолько устал –
он мечтать перестал.
Стало сердце – кристалл.

Кто его понимал,
кто его обнимал,
кто его принимал –
только старый вокзал.

Только «дяденька мент»,
молодой постовой ,
всё качал головой,
не спросив документ.

А потом перестал,
и в удобный момент
вдруг назначил процент.
... Он восстал бы, да мал.

Он ушёл бы, да слеп.
Слишком палка стучит.
... Остаётся на хлеб
да на слёзы в ночи.

А вокруг темнота
и дороги в дыму,
и Родная Страна,
что – "от Бога" ему.


___________________

Изворотливый


Изворотливый
из ворот
извернулся и буром прёт.
- Не клади ему палец в рот,
он откусит его, урод!
- Бросишь в камеру –
не орёт.
Глядь, - и вывернул бутерброд.

- Где он врёт или где не врёт,
сам детектор не разберёт!
- Через брод его. В дом сирот!
- Маловат он, - четвёртый год...

- Он вертлявый. Он из ворот
извернётся и удерёт.
- Может кто-то и подберёт...
Русь юродивая,
народ.


____________________________

Ребёночек


- Родишь ребёночка,
мы будем жить втроём.
Пока он нас с тобою не обидит –
не подрастёт и не возненавидит,
навек толкнув плечом дверной проём.

И нам с тобой не будет слишком больно;
ведь мы уже привыкнем к той поре,
что он рождён пустым, самодовольным…
Пока ему удобно, мы – «в игре».

Фигура – он. А мы простые пешки.
Ведь он всезнающ не читая книг.
Детей не забывают ни на миг –
ни их цинизм, ни злобные насмешки.


_____________________________

Репортаж из Ада


Несут дитя во взрослый «Рай»,
он плачет. Знать, душа не хочет.

За стенкой – то же. Только там – хохочут.
И всё «угодно Богу». Выбирай.


____________________________

Вечерний свет



Вечерний свет.
Окошко-недотрога.
Волшебный мир
с таинственным огнём.

Что
дышит в нём,
куда зовёт дорога
в картинке на стене
с оранжевым конём?

А рядом – фото
в чёрном обрамленье,
на фото – бантик.

В память об отце.

Легла щека на острые колени...
И – свет компьютера
на маленьком лице.


___________________

П А Ц А Н Ы



Вот бы сделаться нам «крутыми» -
метра по два бы всем и выше.
Так, чтоб каждый умел выжить
и платил за всё - золотыми.

Чтоб – без жалости, без промашек,
и в кармане – ключи удачи,
чтоб всё «схвачено» и уплачено
меж берёзок и меж ромашек.

Чтоб – ни книжек, ни прочей мелочи
и – ни Бога, и ни народа.

- А природа?
- А что природа! –

облачка, дурачки, девочки...



__________________

Онколог


Клетчат плед на коленях острых -
толкотня разноцветных ромбиков.
Майский луч разлинеил воздух,
топик,
бантики,
аэробика...

Здесь рассветы встречают смехом –
колокольчика звон летучий.
И качает ромашки эхо,
и в траве голубые лучики –

искры синие...
как – под чёлкой
здесь, над клавишами,
над рисунками
под тяжёлою книжной полкой,
над расшитыми гладью «думками».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

... В пальцах плавится зажигание.
День последний на дальней даче.

Я соврал, - сказал: «До свидания».
И моя медсестра плачет.



_________________________


Иллюстрация


Летит комар – в животе «навар».
Слона «развёл» по дороге он.

Рисунок ребёнка:

Комар – как шар,
и в животе –
незаметный слон.


_____________

Д Е Т С К О Е


Как-то раз глаза совы
очень тёмной ночью
засекли
наклон травы
непривычный очень.

Там, в траве, мальчишка спал,
что сбежал из дома...

«Пьянка, значит. Карнавал!» -
всё сове знакомо.

... Села там, где он лежал,
мошек отгоняя.
Встало Солнце – он сбежал,
ничего не зная.


______________________

"Исследователь"


Влез на стол –
упал в корыто.
А корыто –
не налито...

Это – полная победа
над Законом Архимеда!


____________________

К школьнику

Знанья, конечно, не ради оценок,
но без оценок они – в тени.
В театре галактик до детских сценок
аплодисменты и свист – они.


____________________________

Инкубатор


За большим столом деток – тысячи,
а один – в углу, «ибо высечен».

Ложки звякают за большим столом –
«поделом ему, поделом!»

... И когда успел начитаться-то –
в адаптациях потоптаться!

За большим столом деток – тысячи,
и распят на нём тот, кто высечен.

... Так, случайность, каприз мутации.
Вот добьём его и на танцы!


________________________

К А Н И К У Л Ы


Озорной озон озёрный,
что щекочет грани гор
и цветов ковёр узорный
да задорный птичий хор,

сквозь который – смех весёлый:
ловит «зайчик» детвора
... как на Сретенке у школы.

Мне домой в Москву пора.


_____________________

М А Л Ь Ч И Ш К А


Мальчишка палкой по звезде
колотит – весь промок.

Но отражению в воде
ещё не вышел срок.



______________________

Мальчик и глобус


Гладкий Глобус
пинает мальчик –
я б с рождения
так не смог.

Страшно думать,
что Мир – мячик,
и хорошо,
если есть Бог.


_____________

Р Е Ч К А
«Л У Ж А»



Там на озере – красная ряска.
- Это краска, красна краска.
- А над озером – кто, ива?
- Ива краше. А там – крапива.

- Рыбка в озере... - что, не жалко?
- Брось, сынок, там – железо, палки,
арматура, куски бетона.
Ни лягушек там, ни тритонов.

Это – лужа.
Бывает хуже.

- Пап, давай, я её
разгружу!


______________________

* * *


- Пап, скажи,
а Шварц-н-Эггер – негр?
- Нет, сынок, так его зовут.
 
Он – из племени Голливуд,
там без горя живут.
Он – негорь.


_____________________________

Двое мальчиков и старик


Двое мальчиков и старик.
И дорога под белым снегом.
В целом Мире – одни под небом
двое мальчиков и старик.

Станет песней одна судьба,
и другая печалью станет...
Сколько трав по полям повянет!
А по вёснам взойдут хлеба.

В Небесах – журавлиный крик.
Эти крылья листают годы –
эту Книгу живой свободы,
где закладкой пролёг родник.

И оглядываясь назад,
каждый вспомнит свою дорогу,
старика и его тревогу

сквозь замедленный снегопад.


________________________

* * *



Дочка у папы сидит на коленях,
целует открытку: “Дедушка Ленин!
Дедушка Ленин!” –
чем
ей помочь! –

папа счастливый
смотрит на дочь.



___________________

Ж Е Р Т В А
Р Е К Л А М Ы


Этот дядя ловит "Рибок",
в "Адидасе" пляшет дед,
дядя Сёма в "Сименс" шибок,
только я "Ли" не одет!

Говорят за то, что – "Вранглер",
слишком "Сони" по утрам...
Если бы не дядя ("Анкл"),
мы б "Нейоли" по утрам.


_____________________

К У З Н Е Ц Ы


Все в деревне – кузнецы;
деды, прадеды, отцы...
в поле треску – до небес!

Остальное – тёмный лес.


___________________

Н Е П О С Е Д А


Вся в соседа непоседа –
то – сюда, а то – "отседа"...
Тридцать лет как сед сосед,
непоседе года нет.


________________

П Р И М Е Р


На телевиденье – успех:
собака (детям – для примера)
умнее милиционера.

И знает – всё,
и ловит – всех!


_________________

С К О Р Ы Й
П О Е З Д



Я по жизни мало значу –
мне всего шестнадцать лет.
Я видал на ваших дачах,
сколько платят за билет.

Не «шестёрка», не девчонка –
не умею угождать.
Я на станции в сторонке
поезда умею ждать.

Что-то медлит скорый поезд,
спотыкаясь на бегу –
«пронесёт», и успокоюсь.
А зацепит – помогу!

Наплевать на семафоры –
я ничем не дорожу.
Мне по сердцу – поезд скорый!
Я под поездом лежу:

металлические балки
хлещут иглами огня...
Мне себя давно не жалко,
да и вы – не мне родня!

Тыщи тонн – над головою
все секунды – сочтены,
и несётся надо мною
дикий хохот Сатаны!


___________________

ЛСД


Она долбила по столу ладошкой,
«уничтожая» мух... (хотя бы – так!),
чтоб коготочки на цыплячьей ножке,
сощурив глаз, покрасить в модный лак.

Облеплена пиявками и ряской,
с бутылкой пива в хрупком кулачке,
она была волшебницей из сказки
с душою, что висит на волоске.

... Она ему в свои тринадцать лет
читала на ночь
сказки с «хэппи-эндом»,
в косички по утрам вплетая ленты.
А он курил и чистил пистолет.

Когда исчез, она его забыла –
ведь жизнь полна
всего того, что есть –
всего, что будет, чтоб забыть что было,
и что пора подвинуть, чтобы сесть.

.   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Чтоб эту «жизнь не упустить», любя
её чудесный  сон, её подарки,
бросают жизни под ноги себя
конфеткой в многомильном зоопарке.

И тот, кто назовёт себя Творцом,
лишь попросить, и он войдёт, «Спаситель»,
чтоб увести раскрашенным дворцом…
в его игле – хранитель-усилитель:

в нём – «красота, которая спасёт» -
откроет дверь в иные измеренья
Великого Вселенского Творенья,
что увлечёт, наполнит, унесёт...


__________________________

* * *


Ни о чём я не скорбил.
Похоронен был – не сдался.

Мой малыш меня любил,
и больших я не боялся.


_______________________

У Т Р А Т А


У меня есть знакомый лев.
У него есть знакомый лось.
И, конечно же, все стряслось.
Что исправишь-то, околев!

У меня есть знакомый волк.
У него есть знакомый хлев.
Ну и что! Даже если – полк,
у меня есть знакомый лев!

... И, конечно же, всё стряслось.
Вот и лев у ноги затих.
Написать бы счастливый стих,
только жаль, не услышит лось.


__________________________

Тем, кто ищет...


Искал просветлённую старость,
нашёл застаревший бред.

И вызывает жалость
разум, который сед.


_________________________

Конь


Чудо-молния!
золотой огонь! –
Это конь мой летит, конь.
И змея шипит
у копыт…
Это конь мой
летит, летит

над полями живой дугой!
А навстречу ему – другой,
о доспехи удар копья,
под копытом – смерть муравья.

Дальний выстрел,
казачий шлях,
колокольчики на санях,
то ли снег в глаза на скаку,
то ль песок в лицо Каракум,

только волки не отстают...
где покой тебе,
где приют!
То жокей стегнёт,
то циркач, –
круг за кругом
арена вскачь...

Только – полосы
вдоль боков;
даль свободная
от подков!
... Конный взвод гремит мостовой,
колокольный звон над Москвой

по страницам,
по берегам,
по зарницам
да по лугам,
по мостам
в дыму,
по фронтам,
по сырым лесам,
по хребтам,

по полотнам –
по белу льну,
по болотам
сквозь тишину
то дорожкою беговой,
то лавиною снеговой

в табунах,
без узды,
в узде –
где-то рядом,
всегда,
везде
рвёт ветра
золотой огонь!

Это конь мой летит.
Конь!


_______________

Мамочка


Я куплю тебе что ты хочешь!
Зимний, летний, - любой наряд.
Я люблю тебя, дочка, очень.
А могла бы сдать в интернат.

Дни промчатся, за ними – ночи…
садик, школа… года летят.
Ты красивая, между прочим.
А хотела сдать в интернат!

Слёзки мамины – не водица:
дни рождения, цифры дат…
Знаю, буду тобой гордиться.
А могла бы сдать в интернат.

Старость мучит больных и слабых.
Счастлив тот, кто детьми богат!
... Ты запомни, что я могла бы
взять да сдать тебя в интернат.

Я давно не грущу о прошлом:
тот, кто помер, не виноват.
Пожалей, схорони... за то, что
не сдала тебя в интернат.


___________________________

«В О С П И Т А Т Е Л Ь»


- ... И с плеча по затылку хлыстиком
заплетённым, тугим, стальным,
чтоб со свистом и норовистенько,
чтобы страшненько остальным!

Чтоб – до крови, потом до косточки,
и по ней по облезшей – всласть!
Чтоб – до трещинок, до коросточки,
и – дер-р-ржать! Чтоб не смел упасть!

Чтобы мягонькой стала косточка,
и – с оттягом, с оттягом – вкось!

... И закуривая папиросочку
плюнуть так, чтоб шипела злость.

Воспитание, понимаете... –
вон, непоротых развелось,
а с нехлёстаными намаетесь –
прибежите ко мне, авось!


________________________

О Т Ц Ы
И
Д Е Т И


«Папы» готовят
большую Облаву –
«папы» считают
грядущий «навар»...

- Где ваши мальчики?
- Пали во славу.

- Где ваши девочки?
- Фототовар.



____________________

« К О Л Ы Б Е Л Ь Н А Я »


Спят усталые игрушки –
на опушке пушки спят,
догорают две избушки,
над солдатами – закат.

А в окне уснул мальчишка.
Не пугает темнота, -
крепко спит.
Щекой на книжке.
Книжка кровью залита...

Это сказка спать ложится,-
словно падает звезда,
чтобы ночью нам присниться
и – забыться.

Навсегда.


__________

Р Е П О Р Т Ё Р


- ... Там автобус упал.
- А дети ?
- Какие дети! Я говорю – упал
с моста.
В расщелину.
В Ингушетии
упал автобус.

Упал – и... встал!

Встряхнул боками,
присел как птица...
И – вверх по склону,
и полетел
большой сверкающей Колесницей,
я глядел на него,
глядел...

Блестели стёкла его и фары,
и звонкий смех его наполнял...
И днище, высвеченное пожаром,
я снял на камеру.
видишь, - снял!

И канул он навсегда в Созвездья
тихой звёздочкой в вышине.

Ты брось меня.
Я умру. Исчезни!
Забудь, пожалуйста, обо мне.


Тебе с кассетами
лучше – ночью...
и – суток трое, а там – шоссе.
Вот здесь – маршрут...
может быть, не точный...

страничка...
чёрточка... для эссе.


______________________

Читайте Гулливера

Семь Королей, да жаль, одна галера.
Над ними – глупость, а под ними – прах.
Не соскользните на семи ветрах! –
читайте «Гулливера».

Смешна «любовь», и беспардонна «вера»,
и где погибнем, там повиснет крик...
Разумные не держатся за миг, –
читайте «Гулливера».

Но я – не ваш. Забудьте обо мне.
В космических пространствах правит мера.
Чем говорить, что «истина – в вине»,
прочтите «Гулливера».

В обломках вёсел, с кровью на губе
бездарный Мир - в болтанке биосферы.
Но можно выплыть, вспомнив о себе –
читая «Гулливера».

И пусть ваш сын не принесёт овцу,
а лишь искру гипотез для примера,
поверьте, людям этот свет к лицу:
читайте «Гулливера».



_____________________________