О бриллиантах

Павел Клеймёнов
- Я не люблю бриллианты. Пару раз я слышал это от молоденьких женщин. Они просто не видели яркость и насыщенность всех возможных оттенков цвета, испускаемых огранённым алмазом под лучами солнца. Окружающие нас цвета блеклы и невзрачны. Я десятки лет фотографировал и делал цветные фотографии: ни одна фотобумага и близко не передаёт сочность и глубину цвета, излучаемых кристаллами алмаза. Чуть прищурив глаз, можно окунуться и в «бриллиантовый дым» игры камня, отдалённо показанный в фильме «Двенадцать стульев», хотя авторы этого бессмертного произведения вряд ли  владели бриллиантами : 75 тысяч царских рублей ( 150 тысяч – советских) вряд ли хватит даже на фундамент дома культуры, а если бы Ося и Киса отправились с добычей в ломбард, то не получили бы и сотой части, на что надеялись. Кроме игры света в гранях алмаза есть ещё его твёрдость. Пыль воздуха стирает грани всех других камней. Изделия с цирконами меркнут уже через год – два активной носки. Тысячелетия – не страшны алмазу. В обрушившихся нью-йоркских башнях близнецах были ювелирные салоны, именно поэтому весь мусор их остатков вывозился и просеивался в поисках бриллиантов. Можно ли расколоть алмаз?  Можно, если знать, чем бить, куда и с какой силой. Стуча по алмазу молотком – вы вряд ли чего добьётесь, а вот с многотонным прессом это возможно. Твёрдость – основной параметр его подлинности. Высокая теплопроводность алмаза, на которой построена работа всех детекторов – это только вероятность в 90%, у муассанита она такая же, как у алмаза. Брошка с покарябанными камнями, прошедшими проверку на подлинность на алмазном детекторе и через 20 лет, стоит у меня перед глазами.  Пару золотых колец с настоящими бриллиантами по 0,15 карата я даже как-то подарил совершенно чужим мне людям: одно – просто так, выполняя заветное желание молоденькой девушке, которое ей просто подошло, второе – за работу по открытию дополнительного офиса, явно не оценённую моим шефом. Увидеть радость от неожиданного счастья в глазах – оно того стоило. Собственно бриллиантами зовутся алмазы, огранённые по «идеальной форме», рассчитанной М.Толковским в 1938 году. Так что всё огранённое до этого года, можно улучшить пере огранкой. Лет 20 назад мне повезло попасть в алмазный фонд Московского Кремля. После оружейной палаты я спускался по лестнице в подвальное помещение. Навстречу мне поднимался поток людей. Спустившись, в полумраке площадки блуждало человек 10. У окошка кассы практически никого не было. Изучив объявление, что на сегодня экскурсий больше не будет, я присоединился к бесцельно блуждающим в полумраке. Беззвучно открылась незаметная дверь. Появившаяся высокая женщина подошла к кассе и отдавая какие-то документы, просто сказала: - Продавайте билеты на группу, я сама проведу экскурсию. Третьим в очереди у кассы был я.  Нас, счастливчиков, было человек 7, с появившимися из ниоткуда спутниками дамы (ради которых охрана и открыла чёрную дверь почти полуметровой толщины) – всего человек 10. Полумрак низкого помещения осветился первой справа встроенной, остеклённой под чёрный потолок витриной. Выслушав двухминутное сообщение об экспонатах, вся наша зачарованная группа переходила по кругу помещения к следующей, освещавшейся при нашем приближении, витрине. Остановиться и просто разглядывать экспонаты было невозможно: охрана вежливо просила пройти дальше и не отделяться от группы, да и освещалась только представляемая нашей дамой экскурсоводом витрина. Одна из витрин была наполнена не огранёнными правильными прозрачными кристаллами алмазов: рассортированные по размерам от сантиметра и выше они просто лежали рядами, занимая всю витрину, поблёскивая, составляя для разнообразия рядов, слова Якутия, Россия. Отдельно лежали более крупные экземпляры. Осмотр витрин с царскими регалиями и сопутствующим им ювелирным изделиям тех эпох, сопутствовался восхищёнными вздохами. – А где же «Большая императорская корона», работы Позье? Мой вопрос, кажется, немного расстроил нашего экскурсовода: - В Эрмитаже, с сожалением ответила она.  Современные ювелирные изделия – были продолжением сожаления. Золотые самородки в центре зала – просто куски золота разных размеров странной формы. Почему-то на меня произвёл впечатление гигантский, размером с большое страусиное яйцо, огранённый кристалл аквамарина цвета морской воды. Идеально прозрачный и искрящийся даже под искусственным освещением. Тот, кто видел игру камня – никогда не будет прежним. Любуясь бриллиантами – вы смотритесь в вечность.