А могу ли я решать?

Мария Курякина
Не праздный вопрос: а могу ли я вообще что-то решать? Или всё уже давным-давно предрешено?

Помню, как в школе я регулярно и невольно попадала в диалоги о вере. И узнав, что я из верующей семьи, мои позиционирующие себя агностиками и атеистами собеседники говорили: "А, ну тогда с тобой всё понятно". Моя вера переставала быть аргументом, потому что...Ну, очевидно же! Семья навязала. Ох и злило это меня, подростка, идущего своим путём. Или всё-таки "своим" путём? Я росла в пятидетной семье, и на вопрос о своих детях тоже долгие годы говорила: "Пять". Совпадение? Не думаю. Не с потолка же я это взяла. Родовые сценарии, не иначе.

Даже если ты пытаешься найти свой путь, ты протаптываешь дорогу не по пустырю, а по впитанной с детства парадигме. Мне навсегда запомнится, как в одном интервью 9-ти детный папа спрашивает взрослую дочь, хочет ли она большую семью, и та отвечает: "Нет, многодетность я не потяну, максимум шесть детей".

А что если родовой сценарий даёт сбой? Что если в многодетной верующей семье вырастает атеистически настроенные чалдфри? Это среда, конечно. Тик-токи всякие, пропаганда в кинематографе, компания светская. Или родители передавили, и тогда тоже работает родовой сценарий, но со знаком минус: "Они многодетные? У меня – никаких детей назло маме. И вообще, у меня психологическая травма, я вещи с гуманитарного склада носила, теперь буду долго и упорно трудиться, чтобы ходить в брендовом".

Но ведь "назло" – это тоже несвобода? В память врезался эпизод: мне годика три, мама собирает меня на воскресную службу, а я не хочу и капризничаю. И мама говорит: "Видишь, Машенька, тебя диавол искушает, не хочет, чтобы ты в храм шла". Без укора это говорит, ведь я, Машенька, не виновата. И я помню свою злость на этого диавола: "Нет, меня не проведёшь, я сама решаю, чего хочу", – и быстро-быстро одеваюсь в храм. Одним словом, филигранная педагогическая работа, учитесь, господа. Но если серьёзно: сколько в храме людей, которые приходят не из-за жажды Царства Небесного, а из-за страха перед адом? Это так, риторический вопрос, и я не уверена, что хочу знать на него ответ.

Получается, на человека действует много разнонаправленных сил: сила выталкивания из родительского дома, сила влюблёного притяжения, сила греховной тяжести, сила сопротивления среде, сила трения разных менталитетов. Прямо король из "Обыкновенного чуда" получается: сам-то он добрый малый, просто родня набедокурила, создала дурные гены, вот он и расхлёбывает.

И в противовес многие подростки ощущают свою уникальность вперемешку с одиночеством. Потому что у них совершенно особенные страдания, никому это не понять, такое  в истории человечества впервые. У них исключительная любовь, не поддающийся анализу конфликт с родителями, а впереди – неповторимая судьба. Но по факту существует всего 9 детективных схем – всего 9 для всего многообразия, представляете? А Борхес – великий аргентинский писатель 20 века – вообще умещает всю литературу в четыре вечных сюжете, которые пересказываются человечеством по кругу. То есть, я едва ли изобрету колесо, и моя свобода – выбрать колесо самоката или автомобиля, не более того.

Свобода, свобода, свобода... Что же ты за птица такая? Гоняются за тобой люди, ловят тебя сачком. А ты хоп! И расцветаешь в смиренно-дерзновенной душе. Что я могу выбирать, Господи? Какой из данных Тобой талантов – а Ты всегда даёшь с избытком – я буду развивать. Согрешить в этот конкретный миг или не согрешить. Выбирать, какая из воздействующих на меня сил окажется решающей.

Или всё не так?..