Щедрый мифотворец

Лев Дроздов -Лад
Посвящается  нашему современнику - В.Ф.Вавилову, как «средневековому» по стилистике некоторых произведений композитору и музыканту с широкой «неизвестностью», но мировой популярностью и актуальностью его композиций


У меня сегодня открылись глаза,
Следом заново отстроились уши,
Как смотреть в стереограмме «за»    *_1
Или на отмытые музыкой Души.

Древних лет слух пленялся ладом,
А глаз авторству печатному верил,
Только случай обернулся кладом       *_2
И я заново цену «Сегодня» измерил.

Рядом с нами творил мифы Мастер
По канонам и без ожидания наград    *_3
Из почитанья гармонии, и страстью, 
Какой от избытка делиться был рад

Со всем миром, но скрыв своё имя 
Ради широкой дороги песням его,
Чтобы музыке с крыльями херувима    *_4
Помешать взлететь не смогло ничего.

Лютни струной с музой Аве Марией  *_5
Он город златой под ясной звездой     *_6
Для душ очищения навстречу Мессии   
Готовил к явлению вслед за мечтой.

28.11.2023, на полпути между городом под покровительством Богоматери (Москвой) и Ново-Иерусалимом.


*_1    Стереокартинки, которые иначе называют автостереограммами, представляют собой плоские картинки с повторяющимися узорами, в которых при определенной фокусировке зрения можно рассмотреть конкретное скрытое там расфокусировкой объемное изображение. Для меня узнать об авторстве Вавилова стало таким же чудом, как увидеть на плоском цветном фоне объемную картинку.

*_2 Совершенно случайно я при покупке нового вместо давно имевшегося и «заезженного» советского диска из 70-х годов «Лютниевая музыка XVI-XVII в.» узнал у продавца историю создания этой удивительной пластинки.

*_3 Автором музыки композиций реально был один из её исполнителей - Владимир Федорович Вавилов, который родился в 1925 году в Ленинграде, прошел войну, был достаточно известен в 60-е годы как замечательный гитарист-семиструнник, дипломант и финалист музыкального конкурса 6-го Всемирного Фестиваля Молодежи и студентов 1957 года, виртуоз игры на уникальной самодельной лютневой гитаре. Он много гастролировал сольно и с аккомпанементом, и ещё с 1952 года изучал теорию музыки и композицию под руководством композитора Иоганна Григорьевича Адмони на бесплатном Ленинградском Семинаре самодеятельных композиторов.

*_4  Немного позже в конце 60-х В.Вавилов и приступил к сочинению чудесных композиций в духе эпохи Возрождения. Он понимал, что под своим именем никогда не сможет издать эту музыку, особенно молитву, поэтому и решился на мистификацию: выпуская пластинку на фирме «Мелодия» в 1970 г., он приписал кроме реально двух народных композиций все свои произведения с пластинки гениальным композиторам эпохи Возрождения, дав возможность услышать эти композиции широкой публике в СССР и в мире. И они пошли в народ и полюбились, а пластинки заслушивались с передачей с рук на руки до полного шипения и царапин до переиздания.

Подобный же трюк Вавилов проделал и при выпуске своего «Начального курса игры на семиструнной гитаре», когда приписал свои собственные опусы известным советским и российским гитаристам, потому как было абсолютно ясно, что такой самоучитель никто печатать не станет, когда узнает про произведения одного автора, у которого из музыкального образования только вечерняя музыкальная школа.

*_5   Знаменитую сейчас во всем мире «Ave Maria» на пластинке еще без авторства музыки, В.Вавилов позже, по обещанию издателю пластинки найти автора, приписал жившему 400 лет назад гениальному итальянцу Джулио Каччини, и под этим авторством её исполняла с успехом народная артистка СССР, оперная певица Ирина Богачёва, а с её легкого голоса композиция в следующие 10 лет вошла в репертуары известнейших исполнителей всего мира. Её исполняли на в своих альбомах Лесли Гарретт, Джулиан Ллойд Уэббер (младший брат Эндрю Уэббера), Андреа Бочелли, Суми Джо, Минако Хонда, Хейли Вестенра, Кокиа, Джеки Эванчо и так далее, она, как саундтрек, вошла в несколько фильмов и сериалов. В 1995 году в Германии вышел диск латвийской певицы Инессы Галанте, на котором «Ave Maria» была заглавной композицией.

*_6  На музыку приписанной знаменитому и «божественному» по выражению его современников Франческо Канова да Милано «Канцоне» позже не меньшие «широко известные в узких кругах» питерские мистификаторы «АХВ» — Алексей Хвостенко и Анри Волохонский – дали жизнь известной песне на стихи последнего, которая стала широко популярной в исполнении уже «БГ»- Бориса Гребенщикова – под названием «Под небом голубым» (у автора же она была «Рай» со словами «Над небом голубым»), и вошла в легендарный фильм С.Соловьева «Асса».

И тут в 90-е годы правда об авторстве В.Вавилова и открылась. Только лавров Славы он не познал, так как умер от онкологии в 1973 году, сохранив тайну творчества, о которой знала только дочь да близкие друзья. Со слов дочери, «… он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…».