Памяти Андрея Свиридова

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Дорогие однокурсники!
Сегодня получил короткое письмо о том, что 23 ноября после тяжелой продолжительной болезни скончался Андрей Свиридов. 25-го были похороны. К сожалению, на факультете некролога не было.
Среди нас всех, Андрей был, несомненно, выдающимся студентом, а затем и исследователем, посвятившим всю свою жизнь любимой энтомологии.
Прилагаю его очерк о себе, который включён в наши воспоминания (рукопись находится в издательстве).

Николай МАРФЕНИН.

                * * *

Печальная весть.
Со своим тёзкой Свиридовым я – не только однокурсник, но и одноклассник. Всегда знал его как горячо увлечённого биолога. Андрей больше всего напоминал естествоиспытателей 19 века. Такие люди редки и оттого ценны вдвойне. Ему с детства не везло со здоровьем, но, всё же, хорошо, что довелось дожить до нашего уже почтенного возраста. Не берусь судить о его научном наследии, не специалист, но убеждён, что оно обширно и весомо.
Прилагаю два снимка.
Первый: Андрей на ботанической экскурсии Владимира Николаевича Вехова на Беломорской биологической станции в 1964-м.
Второй: утро 30 июня 1965-го, после выпускного вечера нашей школы №109. Их в классе было трое друзей: Валя Мацук, Андрей Свиридов и Миша Телеснин.
Светлая память!

Андрей АВЕРЬЯНОВ.

                * * *

Приветствую всех и каждого, до кого дойдёт данное моё письмо!
Я и в первые три года студенчества почти не общался с сокурсниками и сокурсницами, которые в общежитии не жили и НЕ биофизики. Исключения, кого я могу сейчас назвать: Ия Васильева и Ира Изаксон (с ними я оказался в самом начале в одной группе, пока через 2-3 дня не добился, чтобы меня перевели в сотню, из которой четверть отобрали бы на кафедру профессора Тарусова); Александр Тихомиров и Пётр Горожанин (они были в той сотне); Буяло, Куроедов (в именах могу ошибиться) и его друг (фамилия на "ий", внешность отчётлива в сознании), с которыми я играл в футбол, – за курс и факультет.
А с четвёртого года и дальше – у меня и вовсе провал в каких-либо отношениях с москвичами с других кафедр.
Но трое, которыми Андрей Александрович Аверьянов напомнил год 1965-й, в памяти моей сидят цепко. Обликами своими! Особенно – Свиридов и Телеснин! У последнего была не броская, но очень запоминающаяся внешность: высокий, скромный (порой казался робким), стройный, грустные глаза, сдержанный в мимике и жестах, хорошая улыбка.

Открыл и прочитал файл, приложенный к вести Николаем Николаевичем Марфениным. И был приятно поражён: какой неординарный человек – Андрей Валентинович Свиридов! из семьи, генеалогия которой охватывает много людей умственного, творческого труда! и сам с детства был склонен к интеллектуальным, исследовательским, наблюдательным и собирательным делам!
И всё это результативно проявилось за годы учёбы и последующие десятилетия работы, в которой, как резюмировал Аверьянов, тёзка и одноклассник Свиридова, Андрей Валентинович дожил до почтенного возраста.
И прекрасно, что у Свиридова талантливые дочь и два внука.
Как человек, который имеет некоторое отношение к текстам вообще, я не мог не заметить, что Андрей Валентинович говорит о дочери, её сыновьях – 23-летнем Никите, художнике, и 6-класснике Данииле, а свою законную гордость за своих потомков завершает фразой: «И все живут отдельно».
Ну, уж школьник-то, надо думать, с мамой живёт!

Земля тебе пухом, Андрей Свиридов!


Не общался я в былом с Андреем,
Суть его теперь лишь и узнал:
Над главою флаг таланта реял, –
Он и пнул, чтоб слово я сказал.

Старики уходят понемногу
За черту, где Солнца не видать,
Крепче ставь, сокурсник, наземь ногу
И скажи: «Мне – рано помирать!».

Наших дел вокруг ещё немало,
И без нас они усохнут в жуть!
В холодильнике шматок – к примеру! – сала,
Съев нарезку, можно чуть соснуть!

А проснувшись, потянуться сладко,
Ложку кофе сыпануть в бокал,
По себе, драгому, к чувствам падкий,
Молвить: «Отдохнуть пора – устал!».

Ну, конечно, есть и пить – прекрасно,
И поспать никто не запретит!
В шутку и всерьёз – ежу то ясно! –
Пишет вам, друзья, седой пиит.

И пока строка из сердца льётся,
Пистолетом хвост свой держит он:
«После нас к живым пусть донесётся
Дел, свершённых нами, гулкий звон!».

Марат АВАЗОВ.

29-30 ноября 2023 года.