Дорога без конца

Конкурс Стихов Дуэт
Образ дороги — неизменный спутник любого человека на протяжении всей жизни, где определяющим является то направление движения, которое мы выбираем. У дорог в широком смысле нет конца, если только человек сам не устанавливает для себя границы познания и развития. 
Сергей Петрович Баневич — советский композитор, работающий преимущественно в крупных музыкальных формах и пишущий, как правило, музыку для детей — выбрал свою недетскую дорогу, с которой никогда не сворачивал, а свое отношение к этому пути выразил в мелодии, сопровождающей скитальца и бродягу великого музыканта Николо Паганини в одноименном фильме.       
Сергей Баневич родился 2 декабря 1941 года в городе Оханск Пермской области, куда его семью забросила эвакуация во время Великой Отечественной войны. В 1944 году семья вернулась в Ленинград, а Сергей получил возможность не только учиться музыке, но и завершить высшее музыкальное образование в Ленинградской консерватории. В 1966 году он окончил её, а в 1969 году — и аспирантуру по классу Ореста Евлахова.
Оперы, балеты, мюзиклы, оперетты, вокальные циклы, хоровые произведения, музыка для кинофильмов — во всех этих жанрах Сергей Петрович сумел выразить свой музыкальный талант, но наибольшую популярность приобрел благодаря одной единственной песне из четырёх серийного телевизионного художественного фильма о жизни и творчестве Николо Паганини, выпущенного к 200-летию со дня рождения великого итальянского скрипача и композитора. Фильм был снят по мотивам книги А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» по заказу Гостелерадио СССР в 1982 году. Премьера на телевидении состоялась 26.10.1982 г., а композитору было присвоено почетное звание заслуженный деятель искусств РСФСР.
Заглавной для фильма и судьбы Баневича стала песня «Дорога» на стихи ленинградской поэтессы, автора текстов песен, переводчицы прибалтийских советских поэтов Татьяны Александровны Калининой.
Сергей Баневич стал работать над музыкой к «Николо Паганини» по рекомендации Юрия Темирканова, с которым они ранее ставили оперу «История Кая и Герды». По воспоминаниям композитора, мелодия, которая потом легла в основу песни, логически сопровождала странствия Паганини. По воспоминаниям Татьяны Калининой идея сделать из этой музыки песню родилась из многочисленных предложений дополнить готовую музыку стихами. «Я спросила Сергея Петровича, — писала Татьяна Калинина, — о чём должны быть, по его мнению, слова. Он ответил мне: о судьбе артиста, не всегда очень счастливой, о пути художника. Я ответила, что слова «судьба» и «путь» ритмически не укладываются в размер музыки, а вот слово «дорога» как раз подходит. Так возникли формула и образ «дорога без конца», из которого выросло всё остальное».
В исполнении Альберта Асадуллина песня не только стала лауреатом песенного фестиваля «Песня-84», но и прозвучала в заключительном гала-концерте в канун 1985 года, а ее запись включена заключительным треком в диск-гиганта «Всё это с нами было» 1987 года. «В первые годы, исполняя эту песню, я пел о любви, которую мы все воспеваем в течение многих-многих столетий. О любви к женщине. — Рассуждал Альберт Асадуллин. — Но на одном выступлении меня прямо пронзила мысль... Я пою и понимаю: речь не о любви этого музыканта к женщине, не о любви Пушкина к Анне Керн… Разве может любовь к женщине породнить жизнь с дорогой без конца? Нет! Это та божественная любовь, которой нас всех награждают небеса. Тебя спрашивают: «За что ты её любишь?» «Не знаю. Не могу без неё, и всё». Значит, это любовь без условий. Вот такая великая песня. Может быть, в этом и причина её долголетия».