Непокорённый Ленинград

Нина Земкова
             
                ( Из тетради Тимура Запись 1.)

Как-то в конце января мне поручили оформить стенгазету на тему «80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Дождался! А ведь всего один  раз подготовил интересный доклад для урока истории на тему «Ночные ведьмы», вы же знаете,  так называли фашисты легендарный женский авиационный полк ВВС СССР во время Великой Отечественной войны, созданный в 1941 году. Это меня Миша тогда увлёк. Он мне всё фотографии Андрея показывал с памятником самарской «ночной ведьме» Ольге Санфировой, потом мы  фильм смотрели. После фильма мы немного поспорили. Каждый из нас высказывал свою точку зрения.  И вот так я стал искать факты, чтобы Мишу переспорить. Но сам-то я не увлекаюсь историей! Меня нужно в спор втянуть,  и тогда, в азарте, я вдохновляюсь и начинаю находить что-то интересное.
Помню, меня даже жаром обдало, когда классный руководитель сообщила:
- Вика с Настей фотографии подберут и распечатают, а ты текст напишешь.
Настя мне тогда  язык показала. Это кто еще задавака: я с докладом или она со своими фотографиями! Интересно, а почему Андрею не поручили ни-чего нарисовать? Может подать идею? Ольга Викторовна просто не в курсе, что Андрей у нас художник – фотограф. И надо еще Мишу как-то уговорить остаться сегодня после уроков!
Так думал я, когда шёл на первый урок, еще не зная, что близнецы за-болели. Вот тебе и Миша с Андреем! Нашли время болеть. Неужели мне самому теперь всё искать? 
После уроков мне  в помощь дали Егора.  Но от него пользы нет. Он вместо попутчика: посидеть рядом, полистать библиотечную книжку. И зачем только я её взял? В интернете можно ведь интереснее найти.
Как ни странно, Настя помогла. Она, наверно, заметила замешательство на моём лице.
- Помнишь, нам в фильме  о Пискарёвском кладбище показывали?
- Допустим. И?
- Ну, посмотри что-нибудь о памятниках. Там мемориалов с символичными значениями много.
- Это тебе на фотографиях мемориалы нужны, – огрызнулся я, хотя сам понимал, что с чего-то надо всё же начать, а то почти час просидели.
Набрал на планшете в поисковой строке «Пискарёвское кладбище». Вышла целая статья с фотографиями. Бегло прочитал. Ничего необычного и всё же   решил заскринить: «Около 46 видов деревьев и кустарников высажено на территории комплекса. Вечным напоминанием о суровом блокадном времени звучат над мемориалом печально-торжественные произведения отечественных и зарубежных композиторов.
Пискарёвский мемориальный ансамбль представляет собой уникальную композицию, где архитектура, скульптура, поэзия и музыка слиты воедино.
Пискарёвское мемориальное кладбище само по себе является скорбным памятником немецко-фашистского геноцида советского народа, подтверждающим и обличающим преступления нацистов и их союзников против человечности».
Эти строчки я дал почитать Насте.  Но её, по-видимому, не очень  они затронули. «Это мы так до ночи здесь искать будем», - подумал я, с горечью переключившись с текста на фотографии. И тут я увидел капусту на фоне Исаакиевского собора! Точно! В блокадном Ленинграде  сажали огороды прямо на улицах! Нам еще фильм про это показывали на классном часе!
 Поискал статью и нашёл небольшой отрывок: «ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 23 декабря. /ТАСС/. Катастрофическая ситуация со снабжением Ленин-града в первый блокадный год заставила горожан искать способы создать собственный продовольственный запас. По всему городу были разбиты ого-роды. Областные хозяйства изобретали методы повышения урожайности. Эти меры позволили горожанам в 1943 году обеспечить себя на зиму овощами».
-Вот, - показал я экран планшета Вике.
Она одобрила. Потом девчонки нашли еще несколько фотографий, на которых были дети с мотыгами, женщина с лейкой на фоне собора.  Я предложил им свою капусту. Она ведь интереснее, Исаакиевский собор и капуста!
- Надо бы еще что-то про мужество народа найти. Стихи какие-нибудь, - серьёзно заявила Настя. Ей, казалось, надоело уже терять попусту время.
Зрительная память, которая развита у меня лучше, чем слуховая, под-сказала мне строчки. Я иногда даже и не берусь вспоминать, где и когда я их прочитал, но то, что прочитал и на что когда-то обратил внимание, я способен неожиданно вспомнить.
Вот такой отрывок я показал сначала Егору, а потом и девочкам:
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы, -
Не раз как Волны шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
 - Здорово! Можешь, когда захочешь! – сказала Настя. – Только корону не надевай пока. У нас ещё пустой лист.
- Фотками заполнишь - и всё! Хлеб, норма в день, состав и так далее. Как на видео, помнишь, на классном часе?
- Нет, это ты про норму в день ищи. Нам текст нужен!
Я принялся искать информацию о хлебе, наделал скриншотов, и тут мне опять бросилось в глаза необычное. В интернете так бывает: наберёшь одно, а находится совсем другое, не то, что было в запросе. Так было  и в этот раз. Прочитал я и удивился: «Сила духа, мужество, упорство, непоколебимость, огромная духовная чистота, стремление к справедливости и просто выносливая терпеливость русского народа  не раз помогали выжить, отстоять своё и защитить родное. Врагу трудно было бы понять, почему, легче погибнуть, чем сдаться.
Ленинградцы мужественно продержались целых 872 дня, но не сдались врагу.
Как нелегко, наверно, было работникам собора, теряя сознание от голода, спускать в подвалы музейные ценности. А это делали  люди со стержнем внутри. Они замерзали в подвалах, тайком поднимались наверх, выходи-ли на улицу, чтобы погреться, а потом снова спускались и охранили экспонаты русской культуры.
Вот еще одна цель: охрана русской культуры. Как говорится, «не хлебом единым». Хотя и хлеб был важен, для того чтобы выжить. И не всем хватало тех крох, которые становились нормой в день.  И всё же, важно было сохранить то, что останется потомкам: картины, интерьер русского быта, редкие книги, иконы и т.д.»
- Вот вам: и мужество, и хлеб, а еще и культура, - с гордостью заявил я. Чувство превосходства наполнило меня. Но это состояние прервал вдруг Егор. Маленький, худенький очкарик никогда не вызывал уважения  у одноклассников. Он был слишком тих и скромен. Однако Егору, по-видимому, понравились найденные мною строчки из стихотворения. Мой тихий помощник написал это и показал нам: «Да,  люди в Ленинграде умирали, да, падали прямо на улицах. Но находились  среди голодных и уставших людей и те, которые помогали друг другу. Именно в блокадном городе проявлялись в людях глубокие духовные качества.  Беда сближала чужих людей. Ленинградцы боролись с одним  общим врагом. Вот он, русский характер, истинная русская душа, которая долго терпит, но потом начинает бороться до конца. И именно эта русская душа, воспитанная  в многовековой православной культуре, способна вдруг превратиться в прочный камень, гранит, о который будут биться волны-враги и никогда его не разрушат, лишь потеряют свою силу».
Вот тебе и очкарик! А я, как всегда, человек, которому корона мешает. Стыдно почему-то стало до слёз.
Зайдя утром в школу, сразу увидел ребят, которые толпились у стены. Что-то их заинтересовало. Подхожу: наша газета! Не зря старались!

Вот тебе и очкарик! А я, как всегда, человек, которому корона мешает. Стыдно почему-то стало до слёз.
Зайдя утром в школу, сразу увидел ребят, которые толпились у стены. Что-то их заинтересовало. Подхожу: наша газета! Не зря старались!
               
Из цикла рассказов о Тимуре.
1. Искусство воина в самообладании.
2. В дружбе - сила.
3. Любовь или война.
4. Вчера была война.
5. Непокорённый Ленинград. (Из тетради Тимура  запись 1)
6. Не суй свой нос. ( Из тетради Тимура. Запись 2)
7. Ведьма.