Обзор осеннего лонга от Сергея Смирнова-Ямбурга

Литературный Фестиваль Рунета
Критерии отбора стихотворений из вполне себе достойного лонга в мой шорт-лист, в общем-то, общеизвестны: мастерское владение языком и всем арсеналом приёмов стихосложения; соразмерность и внутренняя непротиворечивость текста; новизна мысли и способов её выражения. А при прочих равных вступает в силу субъективный вкус. То есть то, что лично мне ближе и интересней. Итак, представляю вам свою недюжинную дюжину из осеннего длинного списка ЛФР образца 2023 года.

09 Михаил Эндин Сад http://stihi.ru/2023/07/08/3261

… надо возделывать свой сад.
Вольтер, «Кандид»

«Возделывай сад», — повторяет Вольтер.
А я не садовник, не Чехов.
За окнами — город; такой интерьер
не гож для садовых успехов.

За окнами — город и даже зима,
и снежный от края до края
Таврический сад, где когда-то с ума
сходил я, тебя ожидая.

А около сада покоится дом,
согретый и созданный нами...
Что толку возделывать, если потом
придут удальцы с топорами?

Вишневого сада печальный пример,
как плач по эдемскому раю.
«Возделывай сад», — повторяет Вольтер,
но — «Снился мне сад...» повторяю.
___________________________________

Сад – понятие архетипическое, разворачивающее в данном случае перед читателем целый спектр оттенков и отзвуков – от эдемского до вишнёвого. Чем, собственно, умело пользуется автор, поминая по этому поводу Вольтера с его мудрым, но не всегда исполнимым заветом. Попутно разворачивая панораму городской топографии с экскурсами в счастливые воспоминания, автор создаёт дискуссионное, полемичное произведение, приходя к выводам несколько иным, чем указанные в эпиграфе. И ближе ему оказывается романс на музыку Бориса Борисова и стихи Елизаветы Дитерихс. Так чувственное одерживает победу над рациональным.

14 Владимир Осадчий Вспоминая Хайнань http://stihi.ru/2023/09/01/3958

Лето слиняло как краска с футболки,
вновь потускнела моя глухомань,
самое время вытаскивать с полки
памяти
прошлое лето, Хайнань.

Их дуриан облепихи не слаще
и авокадо на сливу похож,
солнце другое - долго пьянящее
пробовать можно, с собой не возьмёшь.
Я упивался до тихого хлама,
(солнечный бренди как сладкий лукум)
и не спасало холодное пламя
близкой луны мой свихнувшийся ум.
Чудилось мне или явь благосклонна,
я понимал непонятную речь -
дактиль пчелы и хорей папильона,
жаль, не сумел слово в слово сберечь.
Юная Мей - мотылёк из Тибета
лёгкая модница, легче пчелы,
пела о прелести вечного света
и безысходности временной мглы.
Пай папильон - узкоглазая Лиу
в дар от булавки на белом холсте
тихо шептала ночную молитву
их пучеглазой зелёной звезде.
Бабочка Ли на смешном диалекте
вечности миг растянуть не смогла...
Я возвращался в осень из лета
с острова света в провинцию мгла.
______________________________

Здесь энергетическое напряжение стихотворения создаётся за счёт разности потенциалов двух полюсов – южно-китайского летнего Хайнаня и российской глухомани, провинции и строится по типу сочинения «Как я провёл прошлое лето». В варианте 18+. ЛГ буквально побывал в раю, где ему были понятны «дактиль пчелы и хорей папильона». Своих воображаемым или реальных знакомых Мей, Лиу, Ли ЛГ также наделяет насекомыми образами и эпитетами: «мотылёк из Тибета, лёгкая модница, легче пчелы». Словом, всё смешалось в летнем кружении. Выходит, нужны нам и берег турецкий, и Африка. Вопреки санкциям и запретам.

21 Татьяна Лернер болгарское http://stihi.ru/2017/08/10/8261

В Кюстандиле мягкая вода,
волосы промою без шампуня,
распущу. Тогда придёт беда,
зародившись где-то накануне
летнего болгарского дождя.
Прогрохочет, прополощет скверы.

И пришлёт, немного погодя,
то, чему ни меры нет, ни веры
у моих пятидесяти лет:
капельку Брэд Питт, слегка Адонис,
нежный мальчик, робкий первоцвет,
не смотри в глаза мои – утонешь.

Юноша напрасный и смешной,
в каждом жесте – глупая бравада.
Тёплый ливень гонится за мной,
а тебе не надо, ох, не надо
на десятый воспарять этаж
и стучать в гостиничные двери.

Я открою.
Вин моих купаж
сложен и замешан на потере,
на стихах, где каждый знак – пробел.
В сердце, прежнем сладком медоносе,
места нет для слова, что на «эл».
Как его болгары произносят?

Что ты шепчешь? И зачем кольцо
жадных рук на плечи мне ложится?
Осыпаясь девственной пыльцой,
стелются в ночи поля из ситца,
шепот заглушается рекой,
улицы поют, кренятся горы.

Оттого что ты такой… такой…,
именем твоим назвали город?
И, как город, ты теперь – один.
А ведь я тебе «не зная броду»
говорила. Свет мой, Константин.
Выношу тебя – и дам свободу.
_____________________________

Ещё один вариант зарубежной экзотики. Хотя «…Болгария – не заграница». Любовной лирики чистейший образец. Женственное, житейское, однако с переходом из бытовых пластов в пласты бытийные. Вот хотя бы в этих строках: «Осыпаясь девственной пыльцой,/ стелются в ночи поля из ситца,/ шепот заглушается рекой,/ улицы поют, кренятся горы». Здесь уже любовь достигает масштабов поистине вселенских. А как же иначе, если имя возлюбленного рифмуется с именем города. (У меня к болгарами отношение неоднозначное: Кинчева я уважаю, а Киркорова – увы…)

25 Вера Дорди Знаки http://stihi.ru/2023/09/14/5833

Пока в саду почти феличита
на склоне лета северного куцего,
давай не будем новости читать,
читать и плакать, плакать и закусывать.

Мы думали, настало время жить,
прекрасные рассматривая мелочи,
что, наконец, дошли до той межи,
где горевать нам будет больше не о чем.

Но этот сон так долог и глубок
в своей непоправимости осознанный,
где катится и катится клубок
большой беды. И зарево за соснами

всё ближе. Там о помощи кричат
такими голосами безутешными.
И только безупречный этот сад
баюкает неясными надеждами

на то, что будет светлое потом
без новостей сквозных и проникающих.
И знаки происходят чередом –
то лепесток, летящий через дом,
то самолётик, в синем небе тающий.
_______________________________

Как всё-таки и стихотворения внутри моего шорта рифмуются между собой. Вот снова возникает тема сада, на этот раз как символа надежды на лучшее, о чём достоверно свидетельствуют знаки: «то лепесток, летящий через дом,/ то самолётик, в синем небе тающий». Автор умело воспроизводит тревожные нынешние будни, ничего не называя в лоб, умело обходя подводные рифы, и воссоздаётся гнетущая атмосфера, «…где катится и катится клубок/ большой беды. И зарево за соснами/ всё ближе». Но всё же есть ещё возможность загадывать желания: «Лети, лети, лепесток…»

29 Надежда Новицкая последнее http://stihi.ru/2023/09/21/116

покойся, верный друг, на берегу,
последнее, что сделать я могу —
оставить здесь тебя среди ромашек,
навек избавив от судьбы бродяжей,
бессрочных вахт, обузы такелажа,
на откуп лунам, травам и песку.

я буду помнить, как хрипел каркас,
когда ты вывозил меня не раз
наверх из-под разгневанной волны, и
как за борта хватался смоляные,
от ужаса застыв в руках стихии…
но морю дела не было до нас.

как шлёпали, шутя, белух бока
в горячности игривого прыжка
о гладкое шитьё широких бёдер,
как чайки голосящим хороводом
пикировали в сеть, взбивая воду,
с отчаянным азартом рыбака.

как замирали, пялясь на закат,
вконец забыв про участь червяка,
бежали от раскатистого грома,
осанились, завидев незнакомок…
ты для меня был спасом, храмом, домом,
и, если что, не злись на старика.

латал не слишком ладно, как умел,
теперь и вовсе отхожу от дел,
как в сказке — поискать другого счастья…
не жди зазря и сильно не печалься,
когда я перестану возвращаться…
считай, что просто крепко сел на мель.
____________________________________

Похоже, Надежда Новицкая становится для меня представителем поэтической маринистики. Хорошо помню её стихотворение об акуле. И вот снова морская тема. Стихотворение эффектно закольцовано, если прочитать первую и последнюю строчки, то получится: «покойся, верный друг, на берегу…/ считай, что просто крепко сел на мель». Причём первая относится к некоему заброшенному плавсредству, а последняя – к его хозяину, которые за долгие годы сроднились, сжились друг с другом, и вот вынуждены расстаться. А между двумя строчками – целая история жизни. В итоге имеем «старика у разбитого корыта».

31 Гримо меня нет http://stihi.ru/2023/04/25/198

внешний мир делает оборот
сник козодой, заутренний скрип сверчка
вильям ш кропает новый сонет
к трем-сорока острый коловорот
ранней весны похож на запах сморчка,
на переход в кино – дырявый билет
здесь меня нет

Мама, смотри, я – повелитель луж
слезы в глазах – вечность – backslash – вода,
крошечный миг, звезды золотая взвесь
я появлюсь после осенних стуж:
хрупок и синь, как скорлупа дрозда, –
древние лгут, если уж весишь – весь, –
нет меня здесь

люли-люли, детки, агу-агу –
в ночь на купала так высоки костры
все-то вам праздник, будет великий пост –
выйдут на плес мудрые осетры:
жирны, скользки к прошлому четвергу
строю в песке в небо пылающий мост
Mommy, I`m lost

мальчик, постой почем на твоем дворе –
дней вереница? прошлое может ждать
пенсии света жареная броня,
только, да кости остались от си до ре;
кальку гармонии втиснуть в млечную гать
и написать на полях: нет здесь меня
…здесь…
____________________________________

Текст, в котором причудливо переплелись и природные, и фольклорные мотивы, и англоязычные вкрапления, созданный способом ассоциативного монтажа, где меняются кадры жизни (жизней), как в каком-нибудь музыкальном клипе, создавая впечатление существования мимолётного и вечного. Можно отметить и любопытную рифмовку семистрочной строфы с укороченной последней строкой. Получается увлекательное путешествие через миры и мгновения в бесконечных поисках себя. 

33 Игорь Гонохов Плевать http://stihi.ru/2022/02/23/6137

Быстро запасаясь бутербродом,
навострился. За окошком – гля:
ржавые сараи, огороды,
лавочка – промокшая трухля.

Выбегаю, прыгаю, как рад-то,
и считаю (я могу до ста).
Все мои родные артефакты
в памяти на титульных местах.

Да чего там, досчитай до двести –
никуда не денется мопед
и отец с друзьями не исчезнет,
и плевать на то, что их уж нет.

Что в копейки превратились тыщи,
голубая дымка стала тьмой,
что не ходит по дворам точильщик,
что давно не семьдесят седьмой.

Да, плевать, моя земля нетленна –
пацаны, соседи, общий быт.
Где-то мы остались во вселенной,
все... и даже те, кто был забыт.
_______________________________

Такого рода ностальгия мне близка и понятна. «О простом и вечном, добром и сердечном» сказано просто и доходчиво. Ни одна мысль, ни одно мгновение, ни один поступок и ни один человек из прошлого не исчезает, остаётся с нами навечно. Всё это преподнесено через картинку небольшого провинциального городка полувековой давности, и ЛГ присутствует здесь сразу в двух ипостасях: десятилетнего пацана и человека, умудрённого житейским опытом и глядящего на прошлое с добрым ироническим прищуром. Использование пацанской дворовой лексики только добавляет тексту достоверности: «гля», «трухля», «досчитай до двести» (вместо двухсот), «плевать» (ставшее названием стихотворения).

38 Светлана Тимашева Ныне и присно http://stihi.ru/2023/06/01/5597

Фонтанирует зелень.
Облаками на землю
вишни и алыча.
Закатного солнца печать
плавится у самой кромки
развёрнутого листа
с неровными строчками птичьих стай
кричащих громко,
домой возвращаясь.
Рассыпает сумерек сажу
вечер прыщавый.
Ныне и присно — всё так же.

Каждый день на счету у Бога.
Бог любит любого —
праведного и грешного.
Отцветает закат черешневый.
Терпит крушение облако похожее на паром.
Небо обрастает гусиным пером —
осыплется зёрнами спелыми влага
во благо,
наполнив большой медведицы ковш.
Так было (и будет) испокон веков.
Земля напоит-накормит,
человек, как дерево, пустит корни,
чтоб любить и помнить,
любить и помнить.
_______________________________

Здесь уже не ностальгия, а мудрое приятие жизни во всех ей проявлениях, дивного, «красно украшенного» Божьего мира. Если стихотворение начинается картинами весеннего цветения, возвращения птичьих стай из южных краёв, то заканчивается осенним сбором плодов, как в окружающей природе, так и в человеческой судьбе:
«…человек, как дерево, пустит корни,/ чтоб любить и помнить,/ любить и помнить».
И эта картина вселенского всеединства впечатляет, заставляет задуматься.

45 Дари-Экс Бабушка http://stihi.ru/2023/08/10/3291

..а когда наш сосед дядя Валя
рано-рано икал у подъезда
он всегда очень громко здоровался
пропуская вперед мою бабушку
с тяжеленными синими сумками
чтобы та открывала дверь
я смотрел свысока с балкона
понимая что старость не радость
ну а бабушка как-то сразу
превращалась на миг в осьминога
непростительно сдерживая
сумки слёзы и дверь и улыбку

..а когда мы сидели на даче
и никак не кончались каникулы
дюже магия в попе бурлила
я выскакивал из-за угла
как всегда очень вовремя очень
с диким воплем экспеллиармус
и логичной до боли надеждой
вот теперь она точно уронит
эту банку с черничным вареньем
..ну а бабушка без заклинаний
лихо банку телепортировала
в одну левую правой крестилась
и смеялась ох ох охохох
без оладушек завтра волшебник

..а когда у неё на руках
день и ночь умирал умирал и никак
старый-старый-престарый кот
всё вздыхал и беззвучно плакал
я надрывно ревел за него
ну а бабушка гладила котю
и меня ну и пела и пела
что у Кузи четвёртая жизнь
вот умрёт и родится котёнком
мы узнаем его ну конечно
и возьмём обязательно что ты

..а когда уходила так тихо
что едва ли заметили звёзды
вся оладушки песни улыбка
и усталые тонкие руки
в тридевятую молодость в небо
я не помню отправили в лагерь
..а теперь я большой говорят мне
мир он больше и держится прочно
на соплях честном слове обмане
трёх китах десяти постулатах
я киваю и прячу улыбку
мой на бабушке лучше держался
______________________________

Это стихотворение чем-то похоже на поэтическую прозу Брэдбери, так же наполнено тихим светом ушедшего лета и детства, доброй ностальгией по милым сердцу людям и событиям прошлого. И выполнено в технике белого стиха, что тоже роднит его со стихопрозой. Доброе волшебство разлито в строчках, в образе бабушки, которая предстаёт воображению ребёнка то многоруким осьминогом, то в персонажем «Гарри Поттера», то утешительницей после смерти любимого кота. Многоликая и многогранная. И вполне логичными и справедливыми кажутся финальные строки. Мир держится не на «трёх китах десяти постулатах», мир лирического героя «на бабушке лучше держался».

50 Александра Юсупова 2 Мне бы... http://stihi.ru/2019/03/14/6996

Мартовский палец щекочет усы февралю.
Белоголовый дементный старик задремал
возле подъезда, где льётся лирический блюз:
это капель наполняет весенний бокал.

Время зиме повернуться и скромно уйти,
время плести в небесах новый птичий узор,
чтобы старушки из тёплой утробы квартир -
в руки умелого марта и сразу во двор.

Скоро ключицы деревьев прикроет шифон,
и духовые оркестры продуют весь парк.
Бабушки вытрут мирские заботы с икон
и перекрестят в дожди уплывающий март.

Мокрым апрелем прижмётся к лодыжке весна,
шёлковой гроздью в бокале запенится май...
Мне бы вернуться в мой двор, где любви не до сна,
мне бы вернуться, пока не вернулась зима...
________________________________________

Стихотворение с яркой образностью, неожиданной метафорикой, в котором, согласно лучшим традициям русской лирики, природные явления и движения души человеческой перекликаются, отображаются друг в друге. Умело пользуясь приёмами олицетворения, автор рисует запоминающуюся картину смены сезонов, помня рязановский завет: «у природы нет плохой погоды».

54 Жиль Де Брюн Птицы http://stihi.ru/2021/12/03/4337

Птица птицу не знает, не любит и не жалеет,
но глаз-то, поди, не выклюет, уже и на том мерси.
Птицу травят по-разному, анафемой и елеем.
Птица боится сделаться серых ворон белее.
А небо синее-синее угрюмой земле дерзит.

Птица птице толкует: на доктора не надейся,
клюй по своей возможности лимоны и имбири.
Верь только в то, что велено, а слухи дели на десять.
Хватит уже быть птицей, ты человек, оденься.
Вот те твоя тельняшечка, а крылья-то убери.

Птица смекает: нет уж, потом не взлетишь одетой,
в шапке да в тёплых варежках на небо не убежишь.
Вроде и вольно дышится, да в сердце заноза где-то.
Кто тут теперь Одиллия, и где там теперь Одетта?
А птица птице советует: покайся и не греши.

Птица кивает птице, машет крылом прощально,
Срывается с мёрзлой ветки, уходит в небесный свет.
Та, что осталась – медлит, и ветер ветку качает.
Птицы слишком свободны, и людям страшно вначале
растить в себе птиц для неба, которому края нет.
__________________________________________

В последние годы выражение «человек человеку» в различных его вариациях стало устойчивым поэтическим трендом. На «балтийских» конкурсах часто побеждали стихотворения «рыбьей» тематики – разнообразные «глубокие рыбы» да «караси». У меня даже родился по этому поводу экспромт: «рыба рыбе товарищ и брат/ и не друг завалящему раку/ рыба рыбе насос и домкрат / и маяк в окружающем мраке». Пора бы порадеть и за птичьи права, что с успехом делает автор текста. А текст ритмически разнообразен, с чётко выраженными, порой парадоксальными мыслями, просящимися в разряд афоризмов, с игрой слов и игрой в слова. Как любитель орнитологии, не могу пройти мимо. Хотя это и о человеках тоже.

59 Наталья Малинина Избранное Стаффаж http://stihi.ru/2023/10/31/8001

А на холсты опадает время – «опять зима»,
Чувство утраты и целый сугроб тоски.
– Это ведь не картина, Творче, как мне тебя понимать?
– Это эскиз, конечно, это пока эскиз.
– Творче, беда стучится в рамы живых картин!
Что за стаффаж на белом: сепия... чёрен вой?...
– Это загнали волчицу. Волк остался один.
– Что ему делать, Творче, с этой твоей зимой?
– Это этюд с натуры, плачь ты или не плачь:
Это позирует буро-белым зима утрат…
– Переиначь картину, Творче, переиначь:
Переиначь, и время верни назад!
Перемешай все оттенки цвета – «опять люблю!»:
...Волк с молодой волчицей в море июльских трав;
...Запах совместной ночи от полотняных блуз;
...Губы, от поцелуев треснувшие с утра.
___________________________________

Любопытный религиозно-философский этюд, по сути своей являющийся диалогом с Творцом. Кто мы (люди, волки, рыбы, птицы, львы, орлы и куропатки)? Только фигурки на белом холсте зимы, но в минуты максимального духовного напряжения мы становимся равновелики Всевышнему и способны молить Его сделать бывшее небывшим, вернуть нам прошедшее время, а мир – к моменту сотворения и начать всё сначала. Интересны здесь и использование звательного падежа (Творче), и изыскания в области психологии творчества, и метаморфоза из человека в волка и обратно. Стихотворение получилось многослойным, многоплановым, взывающим к перечитыванию и переосмыслению.


Шорт Сергея Смирнова-Ямбурга

09 Михаил Эндин Сад http://stihi.ru/2023/07/08/3261

14 Владимир Осадчий Вспоминая Хайнань http://stihi.ru/2023/09/01/3958

21 Татьяна Лернер болгарское http://stihi.ru/2017/08/10/8261

25 Вера Дорди Знаки http://stihi.ru/2023/09/14/5833

29 Надежда Новицкая последнее http://stihi.ru/2023/09/21/116

31 Гримо меня нет http://stihi.ru/2023/04/25/198

33 Игорь Гонохов Плевать http://stihi.ru/2022/02/23/6137

38 Светлана Тимашева Ныне и присно http://stihi.ru/2023/06/01/5597

45 Дари-Экс Бабушка http://stihi.ru/2023/08/10/3291

50 Александра Юсупова 2 Мне бы... http://stihi.ru/2019/03/14/6996

54 Жиль Де Брюн Птицы http://stihi.ru/2021/12/03/4337

59 Наталья Малинина Избранное Стаффаж http://stihi.ru/2023/10/31/8001


СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ

Родился в 1967 году в Серпухове. С 1987 года живет и работает в г. Кингисеппе. Окончил Литературный институт им. Горького, член Союза писателей России. Входит в состав редколлегии альманаха "45-я параллель". Автор семи книг стихов и поэтических публикаций в журналах "Юность", "Смена", "Аврора", "Россияне", "Российский колокол", "Невский альманах", "Северная Аврора", интернет-изданиях "Точка зрения", "Топос", "45-я параллель","Сетевая словесность", антологиях "Точка отсчёта", "Высокая поэзия России", "Останется голос. Русская поэзия XXI века" (издательство "Алетейя"). Статья о творчестве С. В. Смирнова включена в энциклопедический словарь "Литературный Санкт-Петербург: XX век". Лауреат премии им. А. Прокофьева "Ладога" за книгу стихов "Жесткокрылое время" (2008). Победитель и призёр международных поэтических конкурсов: "Перекрёсток-2007" (журнал "Крещатик", 2-е место), "Акупунктура миниатюры-2011" (альманах "45-я параллель", 1-е место в номинации "Лирическая миниатюра"), бронзовый призёр Кубка мира по русской поэзии - 2015 и Открытого чемпионата Балтии по русской поэзии - 2018. Финалист передачи "Вечерние стихи" (сезон 2014). Награждён медалью Императорского ордена Святой Анны за заслуги перед отечественной литературой (2019).