Кое-что про суицид

Мария Курякина
Меня попросили написать про сиуцид. Слишком серьёзная тема, чтобы за неё браться. Слишком серьёзная тема, чтобы отказать вопрашающему. Эх, была не была, попробую. С той оговоркой, конечно, что это – мои субъективные ощущения, и если они вам неблизки или огорчительны – простите меня и перелистните эту страницу.

В подростковом возрасте я много думала о самоубийстве. Не в контексте собственной жизни, а о самоубийстве вообще. Почему этот грех? Может, Маяковский не мог иначе? И что делать с творчеством из суицидального колодца? И почему вокруг всех добровольно ушедших из жизни гениев витают гипотезы: "Их убили, это заговор". Потому что убийство – лучше? Потому что нам страшно думать о том, какой невыносимый ад был в их душе в последние минуты?

Я думала об этом долго и пытливо и ... не нашла ответ. Точнее, нашла, но он странный, на редкого любителя. Звучал этот ответ так: "Доверься".

Нельзя быть христианкой частично, наполовину или на 99%. Можно или целиком, или никак. То есть, ты можешь быть христианкой, не любящей знаменое пение или паломничества - это вкусовщина, это частности, – но быть христианской, не верящей в догмат о Троице или в то, что Христос был истиным человеком и Богом, невозможно. Потому что это – основа. Потому что Символ веры продаётся только комплектом, без вариантов.

Повторю свой ответ: доверься, твой внутренний камертон нормальности фальшивит. И я совершила акт доверия и приняла мысль, что почему-то, по каким-то ещё не ведомым мне духовным законам самоубийство – это не выход. Что суицидальная романтика – все эти чёрные наряды, черепа, плачущие голоса печальных песен – кажутся мне эстетичными лишь потому, что я далека от эстетики Бога. Что ж, всему своё время, однажды я разберусь. Но, пока я не решила эту задачу опытным путём, я оставляю на полях пометку: "В православии к этому относятся так". И я знаю, что мои жизненные решения должно сойтись с ответом из решебника под названием Писание.

Я уверена, что сейчас некоторые читатели с ужасом думают: "О чём она говорит, уродство и противоестественность самоубийства очевиды". И я говорю таким читателям: "Поздравляю, вы - здоровы". Наверное, вы крепко стоите на ногах и никакие ветра не собьют вас с пути, вы цените своё бытие, умеете дышать полной грудью и радоваться каждому мгновению. Слава Богу, подарившему вам эту укоренённость в жизнь.

А есть люди, чьё бытие постоянно шатается. Например, ранимые подростки или поэты-декаданты, которые живут на цыпочках: чуть больше гелия в лёгких, и всё, улетит воздушный шарик куда-то не туда. Такие вот люди. С такой вот слабостью. И совет "заведи корову" им не поможет. Я вообще сомневаюсь, что им может помочь что-то внешнее, пока они сами не захотят выкарабкаться из своей привычной тоски.

Но если ты знаешь за собой эту слабость и хочешь при этом быть христианином, то нужно признать, что имеющиеся в тебе суицидальные нотки – это фальшивые нотки. Не надо их в себе культивировать и преподносить, как изюменки. Не надо подпитывать свою темноту шарманкой мыслей. Не надо дразнить нервы соответсвуюшими песнями и фильмами. Всё. Пожизненная диета.
– А как же?..
А вот так. Грустно, но факт: ты с этим не справляешься. Твоё "в меру" оканчивается запойной печалью. Поэтому блюди, как опасно ходишь. Поэтому бодрствуй, чтобы не впасть в искушение.

Доверься: это не выход.