Гиляровский. Стихи в военной форме

Александр Костерев
На редкой фотографии времен первой мировой войны постаревший, но бравый душою, 60 летний Владимир Гиляровский запечатлен в военной форме, с орденом на груди. Вверху снимка рукой В.А. Гиляровского дарственная надпись: Ивану Игнатьевичу Морозову, милому, славному человеку, мужичку православному, поэту талантливому, человеку доброму от любящего Дяди Гиляя, 1918 г. Москва. В.А. Гиляровский.
В архивах сохранилась не только эта фотография, но еще более удивительный документ — «Согласие против курения», — который как нельзя лучше характеризует многогранную и непредсказуемую личность В.А. Гиляровского:
«Сознавая страшное зло и вред от курения табаку мы, нижеподписавшиеся, порешили: во-первых, самим ничего не курить: ни папирос, ни сигарет, ни трубок; во-вторых, не покупать и не угощать куревом других людей, и, в-третьих, по мере сил внушать другим людям особенно молодым и детям о вреде курения табаку и преимуществ некурящих и привлекать людей в наше согласие. В.А. Гиляровский, Михаил П. Чехов, Мария П. Чехова, А.С. Лазарич, А.А. Долженко, Н.М. Саблин».
А ниже рукою Гиляровского приписка: «Это было в 80-ых годах… А я (ничем) и не рисковал — я нюхал табак, а не курил».
Не многие знакомы со стихами Владимира Алексеевича Гиляровского, который известен уважаемому читателю в большей степени как писатель, яркий фельетонист, беллетрист, драматург, литературовед, журналист, и, конечно, краевед и почитатель города Москвы.Сегодня стихотворения эти совершенно забыты; их оставляют без внимания не только читатели, но и специалисты-историки литературы. Отчасти это не удивительно, ведь в русской поэзии этого периода Гиляровский, совершенно заслонен поэтическими гигантами "серебряного века", a в его литературной славе поэтические произведения совершенно бледнеют перед репортерскими и краеведческими трудами.

Нет упадка, нет подъема,
Души всех одним полны —
У ворот родного дома
Пасть за счастие страны.

Владимир Гиляровский родился 26 ноября [8 декабря] 1855 года в имении графа Олсуфьева в Вологодском уезде Российской империи. Юный Владимир начал сочинять стихи и эпиграммы на учителей гимназии («пакости на наставников») и переводить стихи с французского, изучал цирковое искусство, акробатику, джигитовку. С интересом общался с ссыльными народниками. Один из ссыльных дал Гиляровскому книгу Чернышевского «Что делать?».
В июне 1871 года после неудачного экзамена Гиляровский сбежал из дома. В Ярославле поступил работать бурлаком, в Рыбинске работал крючником в порту. Осенью того же года поступил на службу вольноопределяющимся в недавно сформированный в Ярославской губернии 137-ой пехотный Нежинский полк.
В 1873 году был направлен в Московское юнкерское училище, из которого вскоре был отчислен в полк за нарушение дисциплины. Службу, однако, продолжать далее не стал, написав рапорт об отставке, сменил несколько профессий: истопник, рабочий на белильном заводе купца Сорокина в Ярославле, пожарным, трудился на рыбных промыслах, в Царицыне нанялся табунщиком, в Ростове-на-Дону был наездником в цирке.
С 1875 года начал работать актёром в театре. Выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и других местах.

Поэт бродяга

Не вам понять любовь поэта,
Любовь бродяги-удальца,
Ей мало ласки и привета,
Ей тесен круг большого света,
Ей нет ни меры, ни конца.
Воспитан он в лесах дремучих,
Поэтом стал в глуши степей,
В горах высоких, в грозных тучах,
Порывы добыл чувств могучих,
И занял волю у морей.

С началом русско-турецкой войны снова пошёл в армию вольноопределяющимся; служил на Кавказе в 161-м Александропольском полку в 12-й роте, затем перешёл в охотничью команду, был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени, светло бронзовой медалью «За русско-турецкую войну 1877—1878», медалью «В память 300-летия дома Романовых».

ПАМЯТКА

— День и ночь лежишь в траншее
Под огнем и под водой
И не знаешь, что страшнее —
Тишина иль жаркий бой.
На разведках по неделе
Рыщешь около врага,
И шинель на голом теле, —
Из обрывков сапога
Смотрит голая нога.

— Выше, лучше, нет награды,
Как родное письмецо.
Безделушке каждой рады:
— Значит, помнят! И отрадой
Зарумянится лицо.
— Значит, помнят! Не забыли
На чужой земле в бою,
— Значит, верят нашей силе,
Ждут, чтоб немца мы разбили,
От врага освободили
Родину свою!

Всё это время Гиляровский продолжал сочинять стихи, а первое стихотворение Гиляровского было напечатано в Вологде в 1873 году, о чем автор узнал только спустя пять лет. В 1881 году Владимир Алексеевич поселился в Москве и работал в театре Анны Бренко. 30 августа 1881 года в журнале «Будильник» были опубликованы стихи Гиляровского о Волге. Осенью 1881 года Владимир Алексеевич оставил театр и стал работать репортером в «Русской газете», а потом в газете «Московский листок». В 1883 году стал одним из учредителей Русского гимнастического общества.
После репортажей Гиляровского о пожаре на фабрике Морозовых редактор газеты был вынужден скрывать настоящее имя автора. В конце концов Гиляровский был вынужден покинуть газету и в 1884 году начал работать в «Русских ведомостях». В 1885 году был напечатан очерк Гиляровского «Обречённые», написанный ещё в 1874 году. Речь в очерке идёт о белильном заводе Сорокина; в тексте изменены имена, переписаны образы некоторых героев, чтобы было невозможно понять, что один из них — автор. В 1887 году в своем репортаже «Ловля собак в Москве» поднял тему бездомных животных в городе.
Владимир Алексеевич также писал для «Русской мысли», «Русского слова», «Голоса Москвы», юмористических изданий «Осколки», «Будильник», «Развлечение».
В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу «Трущобные люди». Все рассказы и очерки, вошедшие в неё, уже были ранее напечатаны в разных газетах и журналах. Однако книге не суждено было увидеть свет: весь тираж, ещё не сброшюрованный, в листах, был изъят ночью в ходе обыска в типографии инспектором по делам печати. Гранки набора было приказано рассыпать прямо в типографии. Цензурным комитетом книга была запрещена, и листы были сожжены в Сущевской полицейской части Москвы. Как выразился помощник начальника главного управления в ответ на прошение Гиляровского о допуске книги к печати: «Из ваших хлопот ничего не выйдет…Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя». Только спустя 70 лет, в 1957 году книга опубликована была издательством «Московский рабочий».
В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов «Забытая тетрадь». После этого Владимир Алексеевич продолжил работать репортёром в «Русских ведомостях», писал репортажи с Дона, из Албании, статьи о Русско-японской войне.
В 1915 году, в начале Первой мировой войны, написал текст «Марша Сибирских стрелков». В 1916 году Гиляровский написал патриотическую статью под названием «Сербия» для иллюстрированного журнала «Великая война в образах и картинах», в которой утверждал, что «борьба славянства и германизма обязательно закончится победой славянства».

ВОЕННЫЕ ТРОФЕИ

Я видел, пушки привезли.
Они беспомощно стояли
Среди платформы, на вокзале,
Покрыты грязью и в пыли.
И часовой у пушек встал,
Над ними знамя трепетало...
Народ толпился у вокзала:
Победные трофеи ждал.
Печален грозных пушек ряд.
Они навеки замолчали
И сохранят их в арсенале,
Как подвиг доблестный солдат.

После Октябрьской революции Гиляровский сотрудничал с газетами «Известия» и «Вечерняя Москва», журналами «Прожектор» и «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин», выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926), «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934), «Люди театра» (1941) напечатаны по инициативе дочери Надежды только после смерти Владимира Алексеевича. В старости Владимир Алексеевич почти слепой продолжал самостоятельно писать вплоть до кончины 1 октября 1935 в Москве.

http://stihi.ru/2023/12/06/4437