Мой опыт преодоления трудностей в учебе

Светлана Путилина
(Текст предназначается для студентов МГППУ, но рада и всем остальным читателям!)

Дорогие студенты!

Очень хочется поделиться с вами моим опытом учёбы в вузе, в надежде, что он будет для вас полезен. Я столкнулась в юности с немалыми трудностями в обучении, но теперь стараюсь сделать из них позитивные выводы о том, как учиться лучше и продуктивнее. Также это автобиографическое эссе нужно и мне самой, потому что я хочу преодолеть дидактогению, которая очень мешает мне в жизни, хотя я давно уже отучилась и работаю (не совсем по специальности). Дидактогения — это такое личностное нарушение, вызванное не правильно организованной учебной деятельностью.

Так хочется, чтобы вы радовались тому, что есть книги, есть интернет, электронная библиотека и вместо того, чтобы сидеть голодными, уставшими, мало что понимающими (+ зачастую страдающими от «несчастной любви», как это было у меня) в библиотеке, можно сесть на диване, с чашкой чая и бутербродом перед экраном (или с книгой, или с распечаткой, кому как больше нравится) и наслаждаться жизнью)))) (С «несчастною любовью» придется конечно идти к психологу, но у меня этой возможности тоже не было тогда.)

Какие же последствия дидактогении я ощущаю до сих пор? На работе (я работаю в библиотеке вуза) предпочитаю механическую деятельность, где почти не надо думать. Стараюсь избежать любого обучения по работе, что в наше время очень неразумно, потому что всё быстро меняется. В результате даже мою любимую однообразную и простую работу мне зачастую скучно делать. Но всё же мне не удалось избежать обучения, потому что я слишком долго не повышала квалификацию, и учить меня будут тому, что раньше казалось мне неинтересным. Но теперь я думаю, что постараюсь найти в этом что-то близкое мне. Кроме того, я попыталась найти и нашла другие виды деятельности в библиотеке, которые мне были интересны, но пугали меня своей сложностью (написание статей, фотошоп) и немного освоить их. И на это я бы не решилась, если бы не поставила себе цель наконец-то преодолеть дидактогению.

Итак, вспомню особенности своей учебной деятельности в юности (мне недавно исполнилось 45 лет). Наибольшие переживания по поводу учебы у меня связаны с вузом, про школу мало что помню. Я училась сначала в экономическом вузе, в Зеленограде, «на отлично» в ущерб общению и всей жизни, потому что были серьезные проблемы с общением и я «ушла» в учебу как в зависимость. Потом перевелась в МГППУ в 1998 году примерно, он еще только-только организовался, перед нами было только 3 старших курса и на каждом — человек по 15 всего. Вот и весь вуз! Книг в нашей библиотеке почти не было, сидели в Ленинской библиотеке (теперь РГБ)... И здесь я не смогла также хорошо учиться. Переводилась сюда, чтобы решить свои проблемы и стать психологом, но не получилось... Много сил отнимала дорога и переживания по поводу дружбы, любви, ситуации в семье. Здесь, к сожалению, тогда не было психологической консультации для студентов, а она была мне очень нужна. На 4 курсе я вышла замуж, начались новые проблемы и переживания, и вся моя учеба посыпалась уже совсем... Потому что, оказывается, семья и учеба мало совместимы.

Что же, рассмотрим саму учебную деятельность. Что в ней было не так, когда я училась в вузе, и что было так, как надо.

Хочется начать с хорошего.  Самое главное — замечательные преподаватели. Мне повезло встретить их и в своём вузе, и в вузе, мужа, где я бывала с ним на лекциях. Марютина Татьяна Михайловна (захватывающие лекции по психофизиологии), Смирнова Елена Олеговна (психология раннего возраста), Обухова Людмила Филипповна (возрастная психология), Лубовский Владимир Иванович (специальная психология, про особых деток), Борисова Елена Михайловна (психодиагностика), Логинова Галина Павловна (также психологические тесты), Эльконинова Людмила Иосифовна (психология игры и сказки), Сулимовская Елена Ивановна (патопсихология), Кондратьев Михаил Юрьевич (социальная психология), Пряжников Николай Сергеевич (профориентация), Юркевич Виктория Соломоновна (психология одаренных детей), Кудина Галина Николаевна и Новлянская Зинаида Николаевна (литература и рисование как предмет по методике развивающего обучения), Ахутина Татьяна Васильевна (нейропсихология), Барцалкина Виктория Васильевна (химические и эмоциональные зависимости)... — вот неполный список преподавателей МГППУ, на чьих лекциях я обогатила свою душу. Благодарна Гуружапову Виктору Александровичу за общение и поддержку в рамках практики, хотя на его лекциях по теории развивающего обучения Давыдова было не очень понятно. Также на нашем факультете педагогической психологии была очень интересная практика (хоть и небольшая, ознакомительная) в разных видах школ: Давыдовской, Вальдорфской, Занкова, в интернате для слепых. Очень жалею, что не попала на лекции Федора Ефимовича Василюка и Михаила Владимировича Телегина, хотя была такая возможность, просто они не преподавали у нашего курса. Обидно, что услышала всего несколько (крайне мало!) лекций Владимира Петровича Зинченко. Также жалко, что, когда нам ближе к окончанию учебы предложили участвовать в проекте «Философия для детей», я отказалась, хотя мне очень хотелось. Подумала, что не смогу, так как были на тот момент проблемы в семье, а они усугубляли мои проблемы в общении. А педагог-психолог, боящийся детей, это ... В вузе мужа тоже обогатилась присутствием на лекциях Шевеленковой Татьяны Дмитриевны и Гущи Михаила Аркадьевича. Ещё на своей практике встретила Шустову Лидию Александровну, замечательно психолога, пожилую женщину, в школе около метро «Алексеевская».

Что было не так в моей учебной деятельности?
Во-первых, слишком долго писала любой реферат. Сначала просто долго читала, а конспектировать не умела. Зачем-то практически переписывала книгу вместо того, чтобы выделять главные мысли.
Но, как говорят «ошибки — лучшие учителя» (сайт «Степик», бесплатный курс «Автошкола на диване»). Теперь я наконец-то научилась конспектировать книги!!!
Итак, «ноу-хау» (да, это устаревшее слово мне нравится больше, чем современный аналог):
Берем самую нужную и интересную для нас книгу, которая решает самую насущную на данный момент проблему. Мне повезло: данная книга ещё и написана непростым научным языком. Это значит, что я еще изучу по ходу какие-то непонятные слова (точнее, важные научные термины). Эту книгу покупаем (или бесплатно скачиваем, если есть) в электронном виде, распечатываем крупным, 12-м или 14-м шрифтом. Зачем это нужно? На этих замечательных белых листах А4 с крупными буквами мы будем подчеркивать цветными карандашами (так веселее) самые главные и интересные мысли. Также по ходу чтения можно зарисовывать схемы или даже рисунки (что менее вероятно при чтении научной книги) на полях этих же листов. Заметим, что я люблю рисовать, поэтому этот метод мне подходит. У кого другие способности, тому, возможно, подойдет какой-то другой. Наличие уже распечатанного текста спасает меня от тупого переписывания и мотивирует искать главные мысли (а также в транспорте удобно подчеркивать в тексте). Но эту методику я пока не отработала до конца: параллельно пишу небольшой конспект, цветными карандашами на плотной бумаге (как для рисунка), только главные мысли. Именно конспект, а не переписывание. Нужна ли такая двойная работа? Пока не поняла.
Так вот на основе этого конспекта уже пишу сам реферат (то есть эти краткие главные мысли облекаю в более понятные окружающим слова).

Что еще было не так во время моей учебы в вузе (точнее, в двух вузах: сначала в экономическом, потом перевелась в психологический)?
Прежде всего, мой душевный «раздрай», который очень мешал учебе (сильные эмоции из-за несостоявшейся дружбы или любви, переживания за брата). Что могло бы помочь? Прежде всего, вера в Бога (на моём опыте) и психотерапия. И сейчас мне помогает исповедь, осознание своих грехов (недостатков), борьба с ними с Божьей помощью.

Что ещё мешало продуктивно учиться? В первом вузе — не интересное содержание, т. к. экономика — не мое. Но и в психологическом вузе на первых курсах в-основном была теория: что-то тяжелое для усвоения, часто скучное, совсем не то, зачем я сюда шла. Я шла, чтобы решить проблему в своей родительской семье, помочь брату (у меня особый брат). Еще я надеялась найти друзей с помощью общего интереса: психологии. Но всё получилось не так, как я думала: брату не помогла, с друзьями также были проблемы: в новом вузе я смогла близко подружиться только с одной девушкой, для которой так же была важна учеба, как и для меня, но скоро наша дружба закончилась, потому что оказалось, что она — член протестантской секты.
Хорошо, что сейчас в нашем вузе с первых курсов много практики, чего тогда не было.
Сухой научный текст и часто не очень интересная для меня тема, как я уже сказала, не добавлял положительных эмоций. Поэтому теперь, преодолевая дидактогению, стараюсь читать или очень важное и нужное (иногда терплю ради этого сложность текста), или очень интересное и простым языком написанное. Здесь, кстати, велики возможности художественной литературы. Например, писательница Мария Сергеевна Романушко много и интересно пишет о детстве и старости. У меня дочь-подросток, поэтому мне и важно, и интересно буде прочесть ее книгу «Там, где всегда ветер» о подростковом возрасте. И, кстати, потом можно взять научную психологическую книгу про данный возраст и сравнить их. В данном случае книга Марии Сергеевны послужит, как мне кажется, хорошим мотиватором.

Еще мне очень мешал страх общения. Здесь опять мне нужна была серьезная помощь, и психологическая, и духовная. Как хорошо сказал путешественник Антон Кротов, что если будешь сам делиться с людьми тем, что у тебя есть, делать что-то полезное для них, то сам меньше будешь опасаться чего-то плохого от других, и твое добро с лихвой вернется к тебе в других частях земного шара. Также позволяет повысить способность к общению борьба с недостатками, например, со склонностью видеть всё в негативном свете и неумением радоваться мелочам. Еще иногда человеку мешает превозношение над другими людьми, с чем тоже надо бороться. Как говорит тот же путешественник, поездки по всему миру помогают ему ощутить настоящее братство между людьми, потому что большинство людей хорошие и прекрасно к нему относятся, часто бесплатно подвозят, предлагают помощь, жилье.

Что ещё было не так? Наш вуз, в который я перевелась, был еще совсем новый, и книг в библиотеке было мало. Мы много времени проводили в «Ленинке», интернета тогда не было. Вот, стоишь там в очереди в гардероб (минут 30), берешь научную, не простую для восприятия книгу, садишься за стол. Первые час, полтора еще как-то понимаешь, что читаешь, хотя и с трудом. Далее почти перестаешь понимать, а надо сидеть, т. к. лишний раз прийти тяжело... Еще есть хочется, а денег часто нет или очень мало. Правда потом, курсе на 3-ем, мы открыли для себя Некрасовскую библиотеку, где были те же самые книги, а очереди были гораздо меньше.

Какую еще «свинью» подложила мне моя необщительность? Многие нарушения психики, о которых говорилось на лекциях, я находила у себя и родных (а если бы общалась побольше, могла бы использовать в качестве примера и других людей), что служило дополнительным поводом к унынию.
Также из-за своей необщительности и скрытой конфликтности я лишилась поддержки профессионального сообщества, проще говоря, разорвала отношения с теми немногими однокурсниками, с кем общалась. Многие итак давно обходили меня стороной из-за того, что я была сфокусирована на негативе, всё время «ныла», «делала из мухи слона», но мне «муха» и вправду казалась «слоном», так как, видимо, я была в многолетней депрессии.

На лекциях я не правильно конспектировала: очень боялась что-то упустить, поэтому записывала не главное, а все, что говорил лектор. От повышенной боязни что-то не успеть записать, не давала себе сначала послушать, понять, а потом уже записать главное. Эта «стенография» иногда совсем мешала мне понять, и я записывала что-то бессмысленное. Хотя чаще всего эти подробные конспекты мне пригождались, но всё же писать каждое слово за лектором крайне тяжело.

В целом надо сказать, что я делала много лишних движений несообразно учебной задаче. Нередко в учебных работах добавляла много мелких, ненужных деталей в попытке сделать «на пять с плюсом» (то есть перфекционизм).

По большому счету мне было тогда не до учебы, надо было решить сначала другие проблемы.

Каким может быть  дальнейший путь самообразования?
Я думаю, что после того, как человек прочел свою самую нужную и интересную книгу, выписал из нее важные мысли, нарисовал к ней схемы, а может быть даже картинки (это поможет тем, кто любит рисовать), рассказал о ней друзьям, то есть всячески освоил и усвоил её, он может двигаться дальше, уже отталкиваясь от этой книги (мысль не моя, где-то прочла). Например, в этой книге может упоминаться другой автор, чье творчество связано с тем, о чем читаем, или же есть другие труды нашего любимого автора. Это и будет наш дальнейший путь обучения.
Или же можно потом прочесть книгу на совсем другую тему, которая будет в русле иных наших важных интересов и сильных сторон человека.
Книга, которая сейчас помогает мне, это Ф. Е. Василюк «Переживание и молитва». Она оказалась написана непростым научным языком, но тема крайне интересная для меня: как выжить в критической ситуации (и еще личностно развиться благодаря ей). Поэтому, при освоении и усвоении данного научного труда у меня может стоять и такая задача: рассказать эту книгу простым и доступным языком, популяризировать, например, для домохозяек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Или же, не пересказывая всего содержания, заинтриговать будущего читателя самым интересным. Но на данном этапе я решила сначала написать реферат (сокращенное изложение главных мыслей), чтобы получить сначала общую картину данного научного труда. Также потом можно попробовать написать самой книгу «Увлекательное путешествие в мир «Переживания и молитвы» с помощью наивных рисунков».
Мне этот подход напоминает то, как я в подростковом возрасте училась играть на гитаре: я долго тренировала одну песню, и в итоге научилась играть.

Теперь ещё одна моя задача: самотерапия с помощью книг. Сейчас, как я уже упоминала, меня интересуют книги на тему о том, как использовать кризис для личностного роста. Для меня это книги Ф. Е. Василюка, В. Франкла, Фредерики де Грааф и Эдит Эгер. Также меня интересует христианская психология, и я хотела бы о ней писать.