Пассионарность лжизни Альманах Миражистов

Николай Ерёмин
 
ПАССИОНАРНОСТЬ ЛЖИЗНИ
 
20Альманах Миражистов23

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН Владимир МОНАХОВ
Юрий МОСКАЛЁВ Абинаба ТАНГЕРМАН
Лев ГУМИЛЁВ

                Альманах Миражистов

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН Владимир МОНАХОВ
Юрий МОСКАЛЁВ Абинаба ТАНГЕРМАН
Лев ГУМИЛЁВ
2023
ПАССИОНАРНОСТЬ
ЛЖИЗНИ
 
Автор бренда МИРАЖИСТЫ, составитель и издатель Николай Ерёмин
Кошек нарисовала  Кристина Зейтунян-Белоус
© Коллектив авторов 2023г
 


«Пассионарность» — это характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, — так определял Лев Гумилев основное понятие своей теории этногенеза.
*Пассионарность - внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе

 
 
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ
Альманах Миражистов
 
 
Вихри Декарта
Константин Кедров-Челищев
Перемалывая друг-друга
Перемелем когда-нибудь
Перемолотая в нас вьюга
Отправляется в с-нежный пууть

Мы друг -друга перемололи
Как телесные жернова
Вьюга были и вьюга боли
Перемелется на слова

Выйду в поле, а там не поле
Только вихри влюбленных тел
Вьюга были и вьюга боли
Где я вихрем к тебе летел

Выйду в поле а там не поле
Только вихрь обнимает вихрь
Ты поймешь  что это такое
Если сам превратишься в вихрь

За вихрение за вихрами
За явление за явленьем
Мы друг-друга мерим мирами
Из миров миря измиренья

Мы влипли
 Как липнет к снежинке снежинка
Мы в лютне
 Звенящей по жизни о жизни

Мы будем лететь обнимая поля
Как Ля обнимает поющее Ля

Мы снежные струны звенящие вьюгой:
Мы любим друг-друга
Мы любим друг-друга

© Copyright: Константин Кедров-Челищев, 2017
Свидетельство о публикации №117062800068

Константин Кедров

Накал страстей достигает выси
я пьянею от страсти
а ты от мысли

В любви все до единого новички
если утонули в зрачках зрачки

Здесь любое знание заблужденье
даже наслажденье – не наслажденье

Полное собрание поэзии 2002-1958 г.г.
Константин Кедров
http://www.stihi.ru/2008/01/30/132
* * *


За всё тебе я благодарен
За жизнь и за твою любовь
Рай гениален ад бездарен
Смерть графомания богов
За всё тебе я благодарен
Но благодарность столь мала
Творцом нам этот мир подарен
И жизнь подарена была
Как хорошо что жизнь с тобою
Была дарована судьбою
Я знаю для чего я жил
Творец свой замысел вложил
И разделил на два созданья
Чтобы продлилось мирозданье
Чтоб строились дворцы словесные
И воплощались сны небесные
Чтоб в перспективе бесконечной
Душа сияла в бездне млечной
Чтоб мы с тобой не разлучились
Но в небе звездами лучились
Лучись лучись сияй сияй
И мне как в жизни доверяй
Среди земных и звёздных ню
Ни в чём тебе не изменю
Пусть мир как прежде переменен
Я неизменен неизменен
Мне без тебя не до измен
В китайской Книге перемен
Мне непременно надо быть
Всю жизнь всю смерть тебя любить
Жизнь после смерти ерунда
Любовь бессмертна навсегда
В твоей сияющей харизме
Любовь намного дольше жизни

 
* * *
Во всём я вижу только Бога
А больше никого не вижу
Не осуждайте меня строго
Я в сердце строгость ненавижу
И в вас я вижу только Бога
Ну что ж таков любви закон
Не осуждайте меня строго
Джульетта вышла на балкон
Бог воплотившийся в Ромео
Джульетте явлен навсегда
Ромео превратился в небо
Джульетта – в небе облака
Не осуждайте слишком строго
Веронской девочки любовь
Ромео – это только слово
В начале было слово слов
Ромео тело и Душа Джульетта
Джульетта тело и Душа Ромео
Поймите же и вы единство это
Соединение Земли и Неба
Джульетта Небо и Земля Ромео
Ромео Небо и Земля Джульетта
Почувствуйте соединенье это
Соединение Земли. И Неба
 
Г Москва
   
 
Николай ЕРЁМИН
Альманах Миражистов
 
 
С НЕИМОВЕРНОЙ  ВЫСОТЫ 
***
Выйти в полночь на морозный воздух -
Вместе с Музой –
Что за благодать!

Чтобы 
Опадающие звёзды
Попытаться -  Ах! -  пересчитать…
Где,  мешая зрение и слух,
Поцелуй
Захватывает дух…
2023
***
Безумие стихов – увы и ах,
В контуженных роится головах…
Слова – как пчёлы, мёд в них или  яд –
О многом и поют, и говорят…

…Ужалить или нет? – поверх голов -
Кружа, решает музыка без слов…

СЛОВО
Не  случайно я снова
Убедился,  увы:
Жизнь зависит от слова,
От  случайной молвы...
Неспроста  Бог со мной
Снова  - глухонемой...
ГОРОСКОП
Просто даже не верится,
Что в течение месяца
Скорпионы застрелятся…
А все раки – повесятся…
Слишком просто и в лоб
Снова врёт гороскоп.

ЛЮБОВЬ

 Любовь  похожа на полёт
Без крыльев, с крыльями… Вот-вот

Взлетишь - и разобьёшься ты
С не-имо-верной высоты…

И всё  ж – поёшь в ночную тишь,
что веришь  – и  летишь, летишь…
СОНЕТ  ПЕРЕД АКАФИСТОМ ОДИГИТРИИ

Радуйся, Ерёмин,
В Мыслях согрешив,
Что – не бездуховен –
Ты здоров и жив…
               
Что в раздумьях дерзких
О добре и зле
Ты меж звёзд вселенских
Плыл на корабле…

Радуйся, живущий,
Что опять плывёшь
И – других поющих
За собой зовёшь…

Где – меж солнцем и луной –
Тихо так, что Боже мой…

ПСЕВДОНАРОДНЫЕ ЧАСТУШКИ

Тот, кто в Турции родился,
Тот – не кто-нибудь, а турок…
Тот, в России кто родился, -
Не дурак и не придурок -

Лезет к туркам на рожон:
- Я хочу иметь семь жён!
Чтобы дружбу им дарить,
По-турецки говорить…

Но судьба – дебилка:
То орёл, то решка…
У него – ухмылка…
У неё – усмешка…
***
В Сибирь вернуться – никогда не поздно.
Я это говорю вполне серьёзно.
Мой друг, используй время вроде птицы:
Лети по направлению Столицы…
И сам – покуда молод – от и до –
Соображай, где нужно  свить гнездо…

***
«Бога нет
На всём земном,
На всём небесном свете…
                Вл. МОНАХОВ»
Бога нет? Но он ведь был когда-то!
Надо поискать его, ребята,
Сверстники-безбожники мои, -
На земле…. А может, вне земли…

***
-  Моя душа окаменела! –
Сказала Муза… - Дело – швах,
представь…И никому нет дела,
Что нет души в моих словах! Ну,  никому! Увы и ах…
***
Ты в сердце навечно
Вошла бессердечно,
Возникнув случайно...
И это печально...

***
Время – это расстояние…
Тяжкий грех и покаяние…
Век, и год, и день, и час, -
Разделяющие нас…

***
Отчего? Почему
Я расстался с тобой? –
Никогда не пойму…
Никогда! Боже мой…
***
О, Тютчев!  Нас никто опять,
Увы, не хочет почитать…
И я твержу слова твои:
- Молчи! Скрывайся! И таи…
Декабрь 2023 Красноярск

 
Триптих к 90-летию Литинститута
Рубрика в газете: Поэтический альбом, № 2023 / 48, 08.12.2023, автор: Николай ЕРЁМИН (г. Красноярск)
https://litrossia.ru/item/triptih-k-90-letiju-litinstituta/

 Триптих к 90-летию Литинститута
Рубрика в газете: Поэтический альбом, № 2023 / 48, 08.12.2023, автор: Николай ЕРЁМИН (г. Красноярск)
 
Среди студентов Николай Ерёмин и Валентин Коллар
1. СПЕЦСЕМИНАР КЕДРОВА
 
                «Я на правую руку надела
                Перчатку с левой руки».
                Анна Ахматова
 
Литинститут…
Учись, на ус наматывай,
Куда-откуда жизнь твоя течёт…
Я Кедрову читал стихи Ахматовой…
И он по ним поставил мне зачёт,
Что я и символист, и акмеист…
 
…Теперь,
Душою чист,
Я – миражист…
Вздор! Никого учить я не берусь…
И до сих пор
у Кедрова учусь…
 
 
2. СОНЕТ АЗЕ АЛИБЕКОВНЕ ТАХО-ГОДИ
 
Как только я вошёл в Литинститут,
Чтоб повторить классический маршрут,
Которым шли поэты-имяреки,
Преображаясь, – из варягов в греки…
Как пережил, наивный, психотравму,
Точнее – древнегреческую драму,
Которую при всём честном народе
Читала вслух профессор Тахо-Годи…
О, Аза Алибековна, свежи
На сценах современной русской драмы,
Мне помогают ваши миражи
Преодолеть такие психотравмы,
Какие – древним грекам только – Ах! –
Лишь снились на земле и в небесах…
 
Евгений Попов, Эдуард Русаков, Николай Ерёмин, Валентин Коллар
 
3. БУЛЬВАРНЫЙ СОНЕТ
 
Как хорошо быть изданным поэтом!
И, получив за книжку гонорар,
Друзей неизданных оповестить об этом
И пригласить в кафе «Тверской бульвар»…
 
Не позабыть случайно ни о ком…
И напоить всех кофе с коньяком…
И комплиментов всем наговорить…
И книжку всем на память подарить…
 
Потом зайти толпой в Литинститут…
Как хорошо, что я учился тут!
Что встретились мне здесь, в конце концов –
Рождественский, и Кедров, и Рубцов…
 
И ощутить на сердце благодать…
И Герцена, обняв, расцеловать…
2023
Николай ЕРЁМИН,
Доктор поэтических наук,
в ХХ веке с отличием защитивший
дипломную работу в Литинституте
СОНЕТ ПРЕДВЕЧНЫЙ

Прости меня, что новый год встречаю,
А старый провожаю, - без тебя…
Нет, не прощай! Без водки и без чаю
И без меня - минуты торопя,
Чтобы избавиться,  от плена отрешиться
И откреститься… Сохранить себя
Попробуй - для грядущего веселья,
У ёлки новогоднего спасенья,
В мерцании бегущих огоньков…
Прощай… Пойми забвение веков…
И  сказочный, волшебный бег на месте,
На фоне всепрощения и мести…
О, навсегда, в 12 без пяти
Прости меня! Как я тебя, прости…
2023
ПСЕВДО

Певец, хранимый псевдо-нимом,
Себя украсил  псевдо-нимбом…

И песенки из года в год
Псевдо-народные  поёт…

И подпевает без забот
Ему крутой  псевдо-народ…

Я ж - снова слов не различаю
И телевизор выключаю…

СОНЕТ ПРО  ШАМПАНСКОЕ  И  ШОКО-ЛАД

Камлая у костра шаманского,
Я так давно не пил шампанского…
И не дарил во всей красе
Шампунь  поэткам-шимпанзе…

А жил,  увы,  слеза к слезе,
Глаза в глаза – гроза к грозе…
Один,  как мог –  слуга небес,
То полубог, то полубес…

Здесь,  где кричат – в словах отрада –
Мои  детишки из детсада:
- Ша! Нам шам–панского  не надо!
А надо только  шоколада….

Невольное воспоминанье -
Камланье…Будь оно неладно…

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

Парис влюблённо сморит на Елену –
Как яблочко – румяная она…

И вновь   вина  вине идёт на смену…
Троянский конь…Троянская война…

СОНЕТ ПРО  МИРАЖ ИЗ ДЕТСТВА

В край детства песен форс-мажорных
Вернулся, чтоб остаться, я…
…Вокзал…Приют умалишённых…
ДК… Ад-министрация…

И рядышком с Дворцом культуры,
Где был райком КПСС, —
Большой приют прокуратуры,
Пять этажей — на интерес…

А поглядеть за огороды —
Места лишения свободы…
Где форс-мажорно, без забот,
Как прежде, радио орёт,

Зовёт в далёкие края…
Откуда возвратился я.

***
Сосед мой в армию был призван –
Туда, где любит бой Талиб…

И - Без вести пропавшим, признан…
Хотя известно, что погиб

Там - ни за что и ни про что,
Где не опознан был никто…

СОНЕТ ПРО ЗЕМНЫЕ  ЗАБОТЫ

Захотел я уйти от забот…
Только мне объяснил Капитан:

- Наш корабль никуда не плывёт!
Здесь – гостиница и ресторан…

И зачем обязательно – плыть?
Можно просто в каюте пожить…

Пить вино…И смотреть, как, легка,
Все заботы уносит река…

…И, сказав,  поднимается в рубку, 
И  привычно стоит у руля…

И сквозь дым, овевающий трубку,
Видит: крысы бегут с корабля…

И, процесс изучая, суров,
На причале  торчит крысолов…
ФЕЙК
- Мне намедни друг Андрей
Перечислил 100 рублей…
И «чтоб я не обнищал» -
Миллион пообещал!

ОНА ПОЁТ

Ей медведь наступил на ухо…
А она всё поёт, старуха,
Всё рифмует  не в склад и не в лад
То, что люди о ней говорят…

ПОБЕГ

Поэзия – побег предвечный
Из быта, ах, в небытие…
Прими, о, Боже, Бред сердечный
При входе в Царствие Твое…
КрасноЯрск  Декабрь2023 г

 
С Виктором Петровичем Астафьевым в Овсянке
   
БЕСХИТРОСТНЫЙ МОТИВ 
***
Кривым зеркалам повинуясь,
Вдруг 
В солнечнолунной стране
Друзья от меня
Отвернулись,
Враги повернулись ко мне,

Воскликнув:
- Что скажешь, поэт? –
И я рассмеялся в ответ…

И  вдруг заметил –
Вот те на! –
Что,  стыд прикрыв рублёвой шуткой,
Моя прекрасная страна
Валютной стала проституткой…
И, как банкир,
Любой  бандит
Ей предлагает свой кредит

Такой большой величины,
Что  оба –
Как бы влюблены –

Как наркоманы –
Хоть бы хны! -
В обнимку ловят кайф во мгле
На нефтегазовой игле…

ВЕРЛИБРЫ

Стихам не влезть в привычные размеры!
Повсюду – безразмерные химеры…
И всё ж о современности, ей-ей,
Поёт без рифм восточный соловей…

А приоткроют клетку – что за  вид? –
Молчит – и на свободу не летит…

ЧТО, ДУША?

Ах, ёшь твою клёшь,
Что, душа, ты стонешь?

Полетишь – упадёшь…
Поплывёшь – потонешь…

Слева – ад, справа – рай…
Не летай, не плавай!

Поспешая, шагай,
Ну же, левой, правой!

Скучно жить на веку
Нам с тобой? И всё же,

Не летать  - не могу,
И не плавать - тоже…

КРЕАТИВНАЯ ПЕСЕНКА

Запев:
Я - креативный позитив…
Ты - негативный креатив…
Я – позитивный креатив…
Ты  - креативный негатив…
Но мы, всем бедам супротив,
Поём бесхитростный мотив…

Припев:
Да здравствует любовь,
Вернувшаяся в тело!
Свернувшаяся кровь,
Ты этого хотела!
Развёрнута уже,
Вздымая пульс, живи!

Да здравствует в душе
Дыхание любви!

***
Держусь за облака руками,
За словеса держусь зубами –
И не хочу их отпускать…

Шагаю по земле ногами
Туда, где встретиться с богами,
Став богом, - просто благодать!

***
Поэт стареет…И стихи стареют…
Как сердце грели! А теперь не греют…
Ладони обращает он к огню,
К камину то есть, третий раз на дню…

И вновь, не отрываясь от огня,
Дровишек просит принести меня…

СТРАННИК

Снег – по всей отчизне…
Пуст случайный дом.
Нет в России жизни –
Степь да степь кругом…
 
БАРАБАШКА

Ключи… Очки… Кто спрятал кошелёк?
Неужто,  Барабашка, ты  опять?
Верни,  шутник! Я  понял твой намёк:
Мне - главное  - себя не потерять…

СТАРИЧЕСТВО

Он пел поэмы детям и старухам,
Презрев проблемы с музыкальным слухом…
И, сострадая, слушала его
Святая Русь – Все-все до одного…

СБЫЧА МЕЧТ
Памяти поэта Льва ТАРАНА,
сказавшего когда-то:
- Пусть стихи мои в старости
не печатают в «Юности»!
***
- Я   мечтал лет до ста расти,
Рифмовал благоглупости  –
И стихи мои в старости
Напечатали в «Юности»!

Николай ЕРЁМИН   Красноярск Декабрь 2023 г

   
 
 
Александр БАЛТИН
Альманах Миражистов   
 
 
     *     *     *
От  огорчений  яви  замер,
Душа  устала  от  забот.
Но – как  блеснёт  античный  мрамор
В  земле – так  радость  вдруг  сверкнёт.

И  ясно – всё  не  так  уж  плохо,
И  высверк  тот  почти  что  знак.
Наличие  чертополоха
Не  отменяет  ценный  злак.
СОРОКОЛЕТИЕ

Судьба – как  мощно  прущая  вода
Из  шланга  нам  неведомого  бьёт
И  силой  строк  омоется  среда
Земли, какая  всех  в  себя  зовёт.

Я  был  юнцом…О! Книжный  Бармалей!
Глотатель  книг, не  видящий  вокруг
Почти  что  ничего; вселенной  всей
За  книгою  предпочитал  досуг.

( О, не  досуг – за  книгами  бы  век
сидел  бы  тот  нелепый  человек.)

Но  жизнь  разбила  стёкла – и  легко –
В  оранжерее, где  тепло  её?
Я  воздуха  хлебнуть  хочу  ещё!
Питательнее, нежли  молоко.

Пылятся  стеллажи  и  горы  книг,
Меня  же  нету  больше  возле  них.
Теперь  я  с  бородой  седой, и  мне
Что  в  сорок  лет  видней? Грехи  одне.
Но  знаю – свет  реален! Вот  он: здесь,
Мы  живы  тем  лишь  только, что  он  есть.

ПАМЯТИ  В. П. АСТАФЬЕВА

Енисей, отец  сибирских  вод,
Синий  цвет  прозрачности  несёт.
Тёртость  человеческая – соль,
Что  даёт  осмыслить  нам  юдоль.
Сколь  густы  колокола  войны?
Их  забудем – в  том  полынь  вины.
Соль – речь  наша, исправляет  нас,
И  готовит  в  будущее – раз
Смерть  реальна, - но  как  переход
В  новый  сад  покоя  и  забот.

СКОРОСТЬ
Скорость. Никак
Не  привыкнешь – вроде  только  январь
Наводил  ранний, огнями  наполненный  мрак –
И  вот  уже  убран  шубою  в  ларь.

Март  похож  на  апрель,
И  скоро  Страстная  будет.
Скорость  имеет  ли  цель?
Люди  о  жизни  порой
По  успехам  своим  напрасно  судят,
Не  зная  правды  какой-то  одной,
     Стержневой.

ДАЧНЫЙ  ПОСЁЛОК
Посёлок  дачный, лиственная  пена.
Иваныч обновляет  свой  забор.
А  солнце  густо!
                Дачная  вселенная
Разнообразьем  переполнит  взор.

Татьяна  в  огороде – грядки, грядки,
Капуста  удалась, укропчик  то  ж.
Ни  ветерка, однако, всё  в  порядке.
Отчаянье – оно  по  сути  ложь.

Машины – Жигули  и  Москвичёнки,
И  реже  Волги…Разные  дома.
Берёзы, вишни, яблони.
                Девчонки
Идут  на  пруд  купаться. Пруд  весьма
Зарос – зелёно-синее  пространство.
Концерт  лягушек  вечером – атас!
Пьют  на  веранде  люди  чай – богатство,
Доступное  вполне  для  всех  для  нас.

ПЕРПЕТУУМ-МОБИЛЕ

Всё  крутится, мелькает…Пшик!
Машина  вдруг  остановилась
Вновь  лопухнулся  ты, мужик!
Куда  нам  вечности  язык
Усвоить! Это  же  сверхмилость!

Перпетум-мобиле – иль  как?
У  пропустил  одно? Не  помню.
Из  глубины  накатят  волны,
Из  глубины  времён. Итак
Хотели  сделать. Дальше – мрак.

( Я  сам  есть механизм  такой,
жизнь  полагаю  бесконечной,
стихи  слагаю  день-деньской,
порой – устал, порой – беспечный,
уже – не  ждал? – полуседой.)

Помру – опять  пойдут  стихи,
Непредставимого  накала,
Не  верю  в  торжество  финала!
Сады  посмертные! Немало
Их  знаю  там, и  велики.

Зачем  нам  двигатель  такой?
Есть  солнце  с  тайной  силой  света,
И  важно это, только  это.
В  душе – хороший  непокой
Творимого – а  кем? – сюжета.

И  стих  сверкает  лучевой.

     *    *    *
Рай  творчества. Войди  в  него,
В  цветенье  сад, когда  ты  молод.
Цветенье  доказует  то  вот,
Что  будет  осень. Ничего.

Поскольку  творчество  даёт
Нам  приближенье  к  сложной  гамме
Небес, и к  свету  нас  ведёт
В  противовес  житейской  яме.

     *     *     *
Язык, тебя  создавший, суть  ветвленье
Неведомых  и  сущностей  и  сумм.
И  данностей  незримых  постиженье
Через  него  и  только  входит  в  ум.

     *     *     *
От  ствола  двоятся  и  троятся
Ветви, к  свету  денному  стремясь.
( мы  прочтём, как  древние  троянцы
бились, но  крепка  ли  с  ними  связь
наших  будней?) Где  нужна  шифровка?
Вот  перед  тобой  библейский  текст.
Что  он? Он  история? Неловко
Так  считать. Высоты, ясно, есть.
Макросвод  языковые  ветви
Обживают – спутаны, сложны.
Воют  ветры, очень  злые  ветры,
Верим  им – тогда  обречены.

     *     *     *
Мы  редко  думаем  о  главном,
Всё  более  о  пустяках
К  свершеньям  новым, небывалым
Стремиться  ныне  стыд  и  страх.

Антизначительность  событий
Значительностью  обзовём,
Не  зная – золотистых  нитей
Незримых  сколько  оборвём.

Нас  возвышающая  малость
Успехом  названа, увы.
К  тому  же  в  культ  возводит  самость
Среди  житейской  половы.

Что  небо  чисто  будто  ране –
Тут  вряд  ли  спор  необходим.
Какие  жизни  знает  грани
Весьма  усталый  пилигрим?

И, в  мелочах  погрязши, света
Уже  порой  не  видим  мы.
И  стало  так  обычно  это
Бредущим  средь  банальной  тьмы.
     *     *     *
Все  наши  стихи  вроде  эха
Тотального  Божьего  слова.
Кружатся, поют – только  это
Лишь  эхо. А  голос – основа.
     *     *     *
Людская  мутная  среда.
Духовные  так  ноют  раны.
И  мы  узнаем  истину  тогда,
Когда  на  камне  зацветут  тюльпаны.

     *     *     *
Обстоятельства  даже  в  твоём  углу
Всё  равно  отыщут  тебя, не  выказывая  почтенья.
Так  монгол  наугад  когда-то  пускал  стрелу,
А  кого  поразит – монаха  иль вора – уже  не  имело  значенья.

     *     *     *
Я  линию  свою, я  знаю, выдержу,
Не  прибегая  ни  к  какому  имиджу.
Стихописанье  в  мудрой  тишине
Даёт  плоды, весомые  вполне.
     *     *     *
В  болезни  радость  находя,
Шлифуешь  стёклышко  сознанья,
Стараясь  видеть, не  шутя,
Себя  частицей  мирозданья.
     *     *     *
Почему  я  сегодня  пишу?
Потому, что  распад  мировой,
На  какой, ужасаясь, гляжу
Потрясает  своей  чернотой.

Потому,  что  дыханье  стиха
Упорядочит, мыслится, мир –
И  избавит  сердца  от  греха,
Зафиксировав  солнечный  миг.

Для  того, чтоб   в  строке  удержать
И  деревья, и  травы. И  мох –
И  о  нашей  судьбе  рассказать
Судие  предстоящих  эпох.

     *     *     *
Душа  такая  лёгкая  без  тела!
Но…как  души  представить  внешний  вид?
А  в  теле  будто  в  догмах  окоснела,
И  не  страдает  больше, не  болит.

КВАРТАЛ
Красные, жёлтые, серые  стены  таят
Сумму  судеб, повседневность  и  праздники  тоже.
Вечером  окна – концерт  цветовой. На  маяк
Дальний  луна, осознаешь  внезапно, похожа.
Пёстрые  окна! Тут  охра, серебряный  блеск,
Шторы  текущие, толстый  ленивый  котяра.
Утром  дворы  вызывают  иль  нет  интерес?
Есть  для  прогулок  в  квартале  просторы  бульвара.
А  во  дворах – всё  газоны, настурции тут,
Или  анютины  глазки, что  тоже  красиво.
Вот  и  фонтан, и  прозрачные  струи  поют,
Жалко, не  слышу, но  вижу  из  окон  квартиры.
Вот  стадион, где  футбол, то  есть  крики  и  гам.
Есть  антикварный  салон – в  нём  сияют  картины.
Хочешь – глазей. По  карману  ли  живопись  нам?
Старенький  дом. Обветшал. Облупились  карнизы.
Есть  кинотеатр  в  квартале. Индийские  нас
Вряд  ли  сегодня  влекут  мелодрамы. Скорее
Боевики – отвлечёшься, коль  надо, на  час.
Действие. Лучше  уж  действие, а   не  идеи.
Вот  магазин Книжный  сад, разбегутся  глаза.
Глянец  пестреет. Куда  столько  книг – я  не  знаю.
Но, как  вошёл, ощутил  необычный  азарт,
Всё, он  замглился. Старею, а  значит  теряю
Я  любопытство. Жара  размягчает  асфальт.
Жидким  стеклом  наплывает  пространство  сегодня.
Бочка. И  надпись  короткая – Квас – будто  альт
Мне  прозвучит. Что  напитка  сейчас  превосходней?
Часто  ли  тут  умирают? Вот  гроб  во  дворе,
Люди  все  в  чёрном, а  пыльный  автобус  желтеет.
Быстро  проходишь.  Легко  ль  хоронить  по  жаре?
Ты-то  ведь  жив, хоть  от  прошлого  грустью  повеет.
     *     *     *
От  скуки  ешь, от  скуки  спишь,
Что  ль  скука  жизнь  определяет?
Предпочитаешь  шуму  тишь,
А  шум  тебя  предпочитает.

У  СТЕН  ТРОИ
Аякс  уже, наверное, погиб.
Патрокла  смерть  вернула  нам  Ахилла.
Мы  ловим  в  море  крупных  толстых  рыб.
Талласа! Мать! Ты  нас  всегда  любила.

Всё  тянется  так  долго. Наизусть
Мы  текстом  заучили  стены  Трои.
Сколь  гибель  друга  вызывает  грусть?
Уже  я  не  пойму, трагично  то  и…

Царь  Менелай! Зачем  тебе  теперь
Елена, вся  захватана  чужими
Руками, подурнела  и  т. п.
Мечты  когда-то  были  золотыми.

Готовят  кашевары  пищу  нам,
И  сытный  дух  уже  прельщает. Это
Как  будто  вне  войны. Ахеец  прям.
Хитёр  троянец. Слишком  жарко  лето.

И  скоро  снова  битва. Боги  что  ж
Сулят  нам? Я  богов  в  разгаре  битвы
Однажды  видел. Охватила  дрожь,
Но  не  напрасны, знать, мои  молитвы.

Должно  быть  здесь  останусь  навсегда.
И  корабли  вода  чуть-чуть  качает.
И  синяя, слегка  слепит  вода,
И  явно  путь  домой  не  обещает.


      *     *     *
Обработанный  камень  гол.
Аристотель  Фиораванти
Ведал  зодчества  точный  глагол.
Но  по  слову – соборы  встаньте,

Не  получится  нечто. Предмет
Вырастает  из  корня  идеи.
И  уходят  гирлянды  лет
На  соборы  на  деле.

Сколь  реальность  вольна  в  своих
Непонятных  пределах? Даже
И  небесный  проступит  стих
В  том  соборе,  как  в  высшем  пейзаже.


СРЕТЕНЬЕ

И  луч  просиял  сокровенно
Над  матерью  и  стариком –
Младенца  вот  так  несомненно
Приветствовал  он, невесом.

И  сила  небес  воплощалась
В  рождённом – и  нежной  была,
И  в ней   совмещались  и  жалость
И  строгость. И  сила – светла.

Старик, измождённый  годами,
Младенца  воспринял  из  рук
Марии. И  глухо  рыданья
В  себе  подавил – образ  мук

Он  видел – и  видел  величье,
И  кротость, и  сумму  чудес.
( В  лице  старика  нечто  птичье,
а  храм – он  огромен, как  лес.)

Старик, находившийся  в  храме
Всё  время, - дождался: сбылось
Пророчество. Страшно  руками
Касаться  грядущего. Ось

Менялась  реальности  ныне.
Луч  тонко  и  точно  сиял,
Поскольку   он  шёл  от  твердыни,
Какую  никто  не  познал.

И  сонно  сопевший  младенец,
Рождённый  в  спасение  нам,
Белея  лицом  будто  месяц,
Был  узнан. Величествен  храм.

В  нём  числа  и  код  алфавита,
Он  сам – мироздания  часть.
(нам  данное – нами  забыто,
над  нами – треклятая  власть.)

Старик  уходил, И  у  двери
Он  стал, задержавшись  на  миг,
Грядущее  видя, и  веря,
Что  правду  свершенья  постиг.



СОДЕРЖАНИЕ  ФОРМЫ

Код  введён  в  любую  форму –
Бег  экспрессии  тяжёл.
Отрицает, верно, норму
Миру  явленный  глагол.

Содержанье  формы  чётко
Созидает  микромир.
(А  снимает  стресс  лишь  водка –
знает  мастер-ювелир.)

Форма – вид  не  только  внешний,
Изнутри  на  сущность  взгляд.
И, как  день  сияет  вешний,
Так, я  верю – нет  утрат:

Но  они – приобретенья,
Неизвестные  пока.
Формою  стихотворенья
Сущность  выяви  стиха.


МЕТА-УСЛОЖНЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

       Причудливость названия – словно отмена обыденности,
чьё онтологическое обаяние известно каждому, однако, поэзии тесно в оном, поэтому – Метаметафоросияние: так наименовал свой новый альманах Николай  Ерёмин, открыв его традиционно поэзией Константина  Кедрова-Челищева:

Небо - это ширина взгляда
взгляд - это глубина неба
боль - это прикосновенье Бога
Бог - это прикосновенье боли…

Так поэт показывает новые оттенки значений вечных понятий, ощущений, мирочувствований…
 …культурологический космос Николая  Ерёмина распускается международными цветами, предлагая лепестки оных времени и пространству:

Когда она была молода –
Она со всем миром спелась,
Воспевая свою мандариновую спелость…

И её очень любил китайский Мандарин,
И драгоценные украшения ей дарил,
И звал за собою в Шанхай и в Пекин…

Но ей больше нравился бедный Арлекин,
Которому она передаривала украшения,
Откладывая своё окончательное решение…

Юмористические метаморфозы – если верить Ерёмину –
правят миром: да так,
что без поэтического осмысления оного правления не обойдёшься:

Худой и бледный, злой и бедный,
Поэт стал ярким и богатым…

И, издавая клич победный,
Стал помогать своим собратьям…

И вдруг, взойдя на пьедестал,
Вновь - злым, худым и бедным стал…
***

…метафизически энергичные стихи Дарьи Похабовой вспыхивают своеобразным сожалением о чрезмерной практичности и логичности мира, словно таковым своим устройством отрицающим поэтические волны бытия:

Неужели всё катится в бездну?
И в мире одна беготня.
Если стану я бесполезной,
Пешеходы затопчут меня.

Как обидно знать, что завещаны,
Словно ветхое платье старухи,
Нам царапины, сколы и трещины,
Житие во вражде и разрухе.

Наивно-детский взгляд на реальность, и все вороха множественности, упакованные разнообразно в ней, демонстрирует Дмитрий  Косяков – стихом внешне лёгким, отчасти ироническим, внутренне – перегруженным оттенками ощущений:

Наш поезд мчался на запад,
Где солнце спускалось в ад.
И дочка спросила: «Папа,
Когда мы проедем закат?
Он там, впереди, но он рядом.
Как быстро нас поезд понёс!
Когда ж он останется сзади?
Когда мы проедем насквозь?»..
***
Усложняя реальность в теоретических работах Кедров-Челищев излагает суть метаметафоры;
альманах, чьё название образовано от этого термина,
вспыхивает разными огнями поэтических мистерий,
призывая увидеть их…

Услышать своеобразие индивидуального звука…

А уж как там будет – известно одному времени:
да и то – если признать его осмысленным.

Александр БАЛТИН город Москва


 
Владимир МОНАХОВ
Альманах Миражистов
 
 
правда жизни - звучит как стихи
Владимир Монахов
В молодости и
За всю долгую
Совместную жизнь
Один раз я поднял
На жену руку
И то - с томиком Пушкина…

© Copyright: Владимир Монахов, 2006
Свидетельство о публикации №106112700760
 
Ни дня без точки!
Владимир Монахов
*
Я не смотрю телевизор,
но выключенный телевизор
пристально всматривается в меня.
Я не читаю местную прессу,
Но газетные статьи лезут мне в душу.

Я давно уже сжался до точки
Черной дыры Вселенной,
Куда проникают со своими сомнениями
Другие второстепенные знаки препинания
Расползаясь бессилием света...

- Ни дня без точки!-
Убеждает меня каждый приезжий
На трамвае желаний
Через тернии тире и запятых...

*
Начертательная геометрия Бытия
Сводит концы с концами
Жизни и смерти
В одном месте-
Мы все там время от времени бываем
И нас доставят когда-то туда навсегда,
Где в матушке Сибири
После затяжной зимы
Бессмертие лезет отовсюду
Дикими цветами из земли обетованной…


Особенно на кладбищах
Мертвое дает о себе знать
Лучшими признаками жизни
После долгого ледникового периода
сибирской зимы, где
Наше время
С человеческими глазами
Смотрит в густую даль,
Подрезанную ресничкой
Горизонта. А оттуда,
Из полной кромешной тьмы,
Глаза нечеловеческие
Все еще ловят
Наш пристальный взгляд.

рисунок А.Кузьменкова (Братск)
© Copyright: Владимир Монахов, 2007
Свидетельство о публикации №107012300631

Из дорожного дневника 1993года

Как мало в России великих поэтов.
Еще меньше хороших стихов.
Но миллион графоманов,
ткущих поэм скелеты,
не могут остановить
на часах поэзии
пушкинский
крестный
ход!

Из дневника 1993 года
Кто придумал слово л-жизнь?
Владимир Монахов
Когда-то я даже написал и опубликовал небольшую повесть с таким названием "Л-жизнь". Её можно найти в сети. Обложку к ней придумала Елена Атланова из Ташкента
_____________________________

Цитата из сети: «Вслед за Михаилом Эпштейном, предложившим работать по созданию жанра ОДНОСЛОВИЕ, предлагаю заняться словотворчеством и создать свой неологизм, в который бы входило слово “солнце”. Вспомним уже существующие в языке слова: солнцестояние, солнцеворот, солнечный/ая/ое, солнцеподобный, солнцеликий, солнцедар... М.Эпштейн - автор таких однословий, как: “ЛЖИЗНЬ”, “СОЛНОЧЬ”.  Написала В.Савельева (здесь - http://ra.site.kz/filpro/savel.html), но я с ней не согласен. И вот что из этого получилось:
Моё любимое слово последних лет «л-жизнь». Оно уже активно гуляет по литературному пространству, внеся в него новый колорит. Хотя, по мнению мадам де Сталь выдумывание новых слов – верный признак идейного бесплодия, а уже в 17 веке Вожла заявлял: «Создавать новые слова не позволено никому, даже королю». Но герои нашего времени в современном бытие плодят новые слова и новый язык, в оборот которого включаются всё другие понятия и другие слова.
Как-то в ЖЖ столкнулся со словом «лжизнь», спросил у автора поста о его происхождении, но писатель отмахнулся, дескать, это слово банальность, чего там рассуждать.
Знаменитый и популярный философ Михаил Эпштейн ввёл «лжизнь» в словарный оборот русского языка, и тоже без отсылки к автору. И на мой запрос к нему об установлении авторства, предпочел уклониться от поиска истины. Хотя при этом к массе других новых слов Михаил Наумович дает отсылки к авторам.  И поражает, и удивляет меня, что никто не указывает на автора слова «лжизнь». Поэтому решил с этим разобраться.

Для меня лично оно впервые открылось и прозвучало в книге Георгия Гачева «Жизнь с мыслью. Исповесть». Издана рукопись дневников оригинального смыслителя московским издательством Ди-ДИК-ТАНАИС МТРК «МИР» в 1995 году. В книге на странице 150 есть крохотная глава дневника от 8 октября 1970 года под заголовком «Глубизна». Там есть сочетание ТЬМАТЬ, которое активно включил в поэтический оборот Андрей Вознесенский, датированное 19 марта 1970 годом. И там же слово ЛЖИЗНЬ, без какого либо комментария, под датой 12 мая 1970 года. Я не исключаю, что Г.Гачев мог записать в свой дневник ранее от кого-то услышанное новое слово, поэтому ищу истину. Может,  кто-то знает более раннее употребление этого слова другими авторами? Прошу поделиться своими источниками.



Об этом я написал в ЖЖ 21 января 2007 года. И вот, истина, кажется, восторжествовала. Вскоре Михаил Эпштейн разослал очередной выпуск «Дара слова», подписчиком которого я являлся, где Алексеем Скляренко из Санкт-Петербурга 25 февраля 2007 года было установлено следующее:

«"Лжизнь" (словечко Лютова) есть в "Жизни Клима Самгина" Горького.
Хотелось бы, чтобы "авторы" новых слов лучше знали русскую литературу, хотя бы классиков и их ближайших эпигонов».
 
А уже в следующем письме Михаилу Эпштейну Алексей Скляренко уточнил и дополнил:
«Каламбур "Жизнь для лжи-зни нам дана" я случайно услышал в экранизации горьковского романа (точнее, "повести") и, чтобы отыскать его в книге (я уловил  связь между этим каламбуром одного из персонажей ЖКС, Лютова, и так называемым "бедствием L" в "Аде" Набокова), был вынужден прочесть всю "Жизнь Клима Самгина." В итоге, я написал статью "Красный вымысел в "Аде" и "ЖКС" Горького (будет напечатана по-английски в одном из следующих выпусков журнала The Nabokovian), в которой подробно останавливаюсь на словечке "лжизнь" и даже предлагаю глагол "лжить"».
Я попросил А.Скляренко уточнить цитату  - и вот, что он мне прислал: "Уважаемый Владимир Васильевич,
Вот отрывок из моей статьи:
Когда Самгин оказался по делу в Подольске (город к югу от Москвы), к нему пришёл по своему обыкновению пьяный Лютов, чтобы поговорить о смысле жизни и тому подобных вещах. Тогда-то он и сострил: "Жизнь для лжи-зни нам дана - заметь, что этот каламбуришко достигается приставкой к слову жизнь буквы <люди>" (т. 13, стр. 359)
Максим Горький, Собрание Сочинений в 18 томах, М., 1963. ("ЖКС" занимает 4 тома в С. Сочинений, 12-15). Надеюсь, Вам этого достаточно."
Вполне!
Впрочем современное толкование слова  л-жизнь  идёт от добавочного слова ложь, а не люди, как считал герой Горького. Но будем считать, что поиск авторства исчерпал себя. А ведь в средине 80-х прошлого века я читал роман «Жизнь Клима Самгина» и не обратил  внимание на слово л-жизнь, а открыл его только в книге Георгия Гачева.
© Copyright: Владимир Монахов, 2017
Свидетельство о публикации №117092500320
 
Юрий МОСКАЛЁВ
Альманах Миражистов
 
 
Симфония вечной благодарности
Перед вами - стихи современного голландского поэта Абинабы Тангермана в оригинале и в моём художественном переводе на русский язык.


Poetry

Through ink-born words I bare my soul,
This blameless paper listens to my throes;
Will others read my private woes,
My jarring songs of joy and dole?

Their hearts to affect is not my goal—
I try to capture beauty where she goes,
And be a garden for the seeds she sows,
Truth’s mystic channel is the poet’s role.

Words may also serve as consolation,
A balm to soothe life’s sorrow and its pain,
To share a secret fate, the paper stained
With tears the heart cried in its tribulation.

A poet’s words can penetrate a nation,
His suffering untold not told in vain,
His present struggle is the future’s gain,
Filtered through a diamond inspiration.


Поэзия

Познание души проявят ли чернила,
И чистая страница воспримет ли мой зов?
Возвысит ли сердца созвучье этих слов,
Что жизнь во мне, как утро, осветило?

Не стоящая цель — вниманье мира.
Каналом надо быть нездешней красоты,
Стать садом, где её цветы
И аромат мистический эфира.

В поэзии есть также утешенье,
Нежнейший сладостный бальзам.
Мы слёзы отдаём словам
В ответ приобретаем очищенье.

Народ бывает восприимчив к слову,
Исполненному горним светом.
Не зря борьба и боль поэта —
Грядущее откроет за покровом.

My Holland

Do not look upon my Holland with a callous eye,
She hides a sacred purity in unseen folds;
Of blue-gold hue is the canvas of her winter sky,
As in beauty’s unassuming gait she strolls

Along the broad and arcane arc of time,
Where she has strewn flowers of benign and noble deeds;
Great masters of the brush graced her Renaissance clime,
Today she gallops with the modern world’s swift steeds.

Her fields and acres stretch into infinity,
Meek cows serenely graze upon her tender swards,
Her Western borders touch the salt of silver seas;
Beauty’s pomp and bravado her eye discards.

In every season’s dress she flaunts divinity,
And in her every child’s sweet heart her soul-light looms;
An inner fulness ever abides in her vicinity:
On winter’s hard and frozen ground the crocus blooms.

Моя Голландия

Не смотри на неё небрежно:
В её тайниках — Чистота.
Даже зимой бесснежной
Она — сама красота,

Веками что двигалась плавно
Дорогой цветов и добра,
Свет ренессансный, славный
Зажгли и её мастера.

Сегодня же мчится навстречу
Восходу, что красит луга.
Покоем и солью расцвечены
Морские её берега.

В нарядах любого сезона
Она — как богиня с небес.
На детях — её корона,
В природе — игра чудес.



Autumn

O season of ripe beauty, you I greet!
Whose heart is love’s calm wisdom at its throbbing core;
Your deep hues and myriad colors make the soul’s wings beat
And lift a lover like me to your ambrosial shore.

Through you Nature weeps its precious golden tears,
In you a mortal eye could glimpse its native Immortality,
O endless fount of inspiration to the poet-seers
To be bound by your embrace is to be truly free!

A glad earth bathes in Your benign and lustrous smile,
Man’s heart thrills with unknown rapture and delight
By your whispers and footfalls and flute-call beguiled,
An ancient kinship links him to your celestial height.

A brimming of golden sweetness in Your dreaming eyes
Fills the world with the beauty of a realm divine,
The sun’s last rays serenely trickle from Your purple skies:
I send my love and song and call Your blessings mine.


Осень

Привет, Пора раскрытой красоты!
Ты в глубине своей — любовь-успокоенье;
И красочность Твоя — души отдохновенье.
Возьми на берег Твой блаженной высоты?

Слезами золотистыми Природа
Лучится сквозь Тебя, и смертным оком
Бессмертье зрим в привычном, как в высоком;
Пленённым быть Тобой — поэзии свобода!

Улыбкою Твоей охвачена земля,
А в сердце человека — трепет совершенства,
И музыка Твоя, и шёпот, и блаженство…
Ты с сердцем издревле — ближайшая родня.

Мечтательным и нежным зреньем
Низводишь в мир великолепье рая.
Свет солнца Твоего покоем наполняет.
Прими мою любовь, пролей благословенье.


Temptation

A lurid witch, clothed in robes of smile,
All sweetness with the wolf-heart hidden deep,
Waiting to pounce, at once a sudden leap—
While her beauty’s charms the heart beguile.

A powerful envoy sent from Night’s empire,
With a vast array of daft, alluring masks,
When in her hypnotic gaze her victim basks
She burns his soul in her destructive fire.

Her kisses taste like pure, untainted nectar,
When life gets drunk on her false bliss for a while
Her juices quickly change to poison’s rile —
In your anguish you turn sober and detect her.

Her only goal our journey to delay,
She promises joy, yet binds us taut to clay.


Искушение

Колдунья чёрная, но в светлом облаченье.
Снаружи — нежность, а внутри — волчица,
Готовая к прыжку, вцепиться
Безжалостно, без промедленья,

Заманивая сердце обаяньем.
В бесчисленных обличьях, призванная адом
Притягивает, пригревает взглядом,
Чтобы затмить души сиянье.

Пьянит её прикосновенье
И кажется самим блаженством,
Но едкий яд несовершенства,
Тоски приходит с пробужденьем.

Сбивать в пути на свет — её природа,
Вести в тупик иллюзией свободы.




Liberation

In a trance-hushed smile of ecstasy
I met in a blaze of billowing light
The Godhead’s Face, wreathed in delight,
The Emblem of a deathless Glee.

My world was hushed by a sovereign might,
Flowing from his eyes of gaugeless mystery,
Sheltering the blue rim of Eternity
With their tranquil, poised, omniscient Sight.

My heart grew calm, a sea of rapturous ease,
All shackles of the human slave-dance lost,
Forgotten were life’s deserts and the heart’s cool frost,
All drowned within the spirit’s brimming peace.

A fleeting moment only, then gone was the Beloved’s Face,
Leaving me deaf-mute in a celestial swoon,
His peace abiding with me as His Blessing’s Boon,
The remnant of His Heaven-blazing Grace.

My days now spin released around the inner moon
To join no longer earth’s abysmal race,
My life is pitched to the high God’s flaming Pace,
My soul has reached the blue, eternal Noon.



Освобождение

Мироточащий миг —
Восторг и свет во мне
И лучезарный лик.
В могучей тишине

Затих мой шумный мир.
Зовёт глубокий взор
На вечный дивный пир
Покоя, на Простор.

Душа на высоту
Под Вечности покров
Отвергнув темноту,
Уходит от оков.

Но видения лик
Оставил вдруг меня,
И к небу я приник
Божественного Дня

Кружится жизнь вокруг
Мистической луны.
Всевышнему я — друг,
Душа Его страны.

A Symphony of Eternal Gratitude

What compels the wave to break upon the shore?
By whose bidding speeds the sun across the sky?
Who instigates the autumn leaves to gather on the forest floor
And transforms a lowly worm into a butterfly?

His works we see, but not the Hands that wrought them,
Their whereabouts are shrouded in a mystic hush,
Yet as the fragrant rose is upheld by its thorny stem,
So God by man: His chisel and His brush.

The same Hand that thrust the stars into the Heavens
Built China’s wall and carved a David out of lifeless stone;
He who was inspiration inside Shakespeare’s pen
Moved Rembrandt’s hand and sat on Akbar’s throne.

Yet all the world’s greatness is His passing show,
His Fancy’s Festival, a mere prelude,
While He awaits the sacred hour when the world will grow
Into a symphony of eternal gratitude.


Симфония вечной благодарности

Льётся на берег, на скалы серебристая волна.
По какому повеленью разбивается она?
Солнце чьей подвластно воле, колеся по небосводу?
Листопад, весны движенье… Кто руководит природой?

Зримы нам Его плоды, но не Руки созиданья,
Запредельной тишиной скрыто это осознанье.
Несмотря на колкий стебель, чуден розы аромат,
Так и через человека проявить Себя Он рад.

Та Рука, что подняла звёзд сияние в ночи,
В чудо света у Иньшаня превратила кирпичи,
Камень сделала «Давидом» и пером вела Шекспира,
Возвела на трон Акбара, чтобы править мудро миром.


Но величье и красоты для Него — лишь развлеченье
И фантазии фиеста — преходящее вступленье
В ожиданье высшей благостности,
Всемирной симфонии благодарности.
Перевёл Юрий Москалёв
Юрий Москалёв проживает в Смоленске. Поэт, публицист, автор поэтических сборников и составитель краткой международной антологии «Стихи о счастье. Классики и современники». Публиковался в «Литературной газете» (Москва), «Журнале ПОэтов», «Китоб дунёси» («Книжный мир», Ташкент), «Просодиа.ру», «Лиterraтура», «Топос», «Альманах миражистов», Bukharian times (Нью-Йорк), «Под часами» (Смоленск) и в других изданиях. Принимал участие в качестве составителя и переводчика русских страниц для международной антологии «Happiness, The Delight-Tree» («Счастье, Древо Восторга»), изданной в 2015 году в Нью-Йорке UN SRC Society of Writers (писательской организацией при ООН).


Абинаба ТАНГЕРМАН
Альманах Миражистов
 
 
Абинаба Тангерман — голландский журналист и поэт (пишущий стихи в основном по-английски и в классической рифмованной манере). Сотрудничает с газетами и журналами Нидерландов (NRC, KIJK Magazine и Happinez Magazine...). Автор четырёх книг. В его поэзии преобладает тема поиска и превосхождения себя. И этот внутренний порыв выражается не только в поэзии Абинаба, но и в его физической жизни. Он известный в Нидерландах спортсмен, пятикратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, заядлый триатлонист и марафонец высокого уровня, пробежавший не один десяток соревновательных марафонов (личный рекорд — 2 часа 27 минут), участник эстафеты в олимпийском стиле Бега гармонии Лиссабон — Амстердам — Минск — Москва — Лондон… (маршрут эстафеты пролегал через все столицы Европы). Проживает в Амстердаме, владеет небольшим рестораном.
 
Лев ГУМИЛЁВ
Альманах Миражистов
 
 
Пассионарная теория Гумилёва
Конспект статьи Василий ЛегейдоАвтор(Фото Белинского Юрия / Фотохроника ТАСС)
Что такое пассионарность  Источник «Пассионарность — это характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, — определял Лев Гумилев основное понятие своей теории этногенеза. — цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников».
       Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой на протяжении практически всей научной карьеры параллельно с геологическими и археологическими экспедициями, занятиями географией и востоковедением пытался найти и сформулировать ответ на вопрос, как появляются и исчезают народы. Программную работу «Этногенез и биосфера Земли» ему удалось передать на хранение во Всесоюзный институт научной и технической информации в 67 лет, в 1979 году. В ней Гумилев объясняет  — осознанное или нет — стремление радикально преображать действительность. Это стремление философ и называет пассионарностью. Через  понятие этногенез Гумилев пытается обосновать различия в историческом процессе и судьбе разных народов наличием или отсутствием среди них «пассионарных личностей». «Особи, обладающие этим признаком, совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и дают толчок к созданию новых этносов», — пишет исследователь про пассионарных людей, или пассионариев.
Пассионарный  в переводе с испанского означает  «страстный».
Похожее значение придавал термину «пассионарий» и Гумилев: попадавшие в его теории под это определение люди не удовлетворялись текущей ситуацией в обществе и стремились ее изменить.
В отличие от большинства, чьи действия почти всегда так или иначе определяются инстинктом самосохранения, пассионарий оказывается способен преодолеть стремление к размножению и воспитанию потомства ради высшей цели. 
 «Сопоставляя пассионарность с инстинктом выживания, можно определить её как «инстинкт деятельности», — объяснял концепцию Гумилева биолог Кирилл Маклаков. — Ведь человек, будучи «нормальным» животным, должен подчинять свою деятельность генетически запрограммированным, отлаженным миллионами лет эволюции принципам выживания, размножения, удовлетворения потребностей и экономии энергии. Но если кто-то вдруг сам идет на костёр или на крест, то совершенно ведь очевидно, что этот индивид биологически не совсем нормален, и такой фенотип никак не должен был в природе эволюционно закрепиться».  В качестве примеров подобных людей философ приводил Жанну Д’Арк, Ивана Сусанина, протопопа Аввакума — тех, кто пожертвовал жизнью ради взглядов и принципов. В них, как объяснял Гумилев, пассионарность проявилась на высшем уровне. К их числу можно было отнести Александра Македонского, Канта, Колумба, Ньютона, Ломоносова.
На противоположном её конце находились те, кого Гумилев называл субпассионариями, — неспособные на сколь-нибудь заметные изменения и на преобразование ландшафта, полностью зависимые от обстоятельств и ведущие паразитический образ жизни приспособленцы. К ним относились корыстные люди, пьяницы, бродяги, беспринципные наемники, люмпены. Посередине — между двумя полюсами пассионарности — располагались гармоничные личности, или гармоники, у которых инстинкт самосохранения и стремление к воздействию на окружающую среду находились примерно на одном уровне..
Пассионарность, по Гумилеву, обладает различным модусами, которые определяют направление приложения усилий конкретной личности. В качестве примера философ приводил Иисуса Христа и Юлия Цезаря: и тот, и другой выступали носителями высокого уровня пассионарности, но один при этом проявлял жертвенность, отстаивая мир между людьми, а второй прославился завоеваниями и установил диктатуру. Гордый пассионарий с наибольшей вероятностью станет полководцем или тираном, алчный — предпринимателем или ученым (поскольку последним знания заменяют материальные богатства). Приверженность идее рождает фанатиков или мучеников.
Через концепцию пассионарности Гумидёв стремился показать, что именно наличие этого признака в определенной «концентрации» в самом этносе и среди его представителей ведет одних к уничтожению, а других — к возвышению, подталкивает одни популяции к мирному сосуществованию, а другие — к конфликтам и войнам.
Про пассионарность философ писал, что она «и греет, и сжигает» и что «тяжело, когда её мало, и страшно, когда много». Одновременно Гумилев определял её как «важный наследственный и биологический, генетический признак».
По Гумилеву, пассионарность возникает под воздействием некоего космического излучения. Философ вводит термин «химера», чтобы объяснить ситуацию, когда один этнос, врастая в тело другого, нарушает этническую систему «хозяина», размывает границы между двумя народами, утрачивает изолированность. Такие ситуации, по Гумилеву, ведут к конфликтам, насилию и разрушениям.

Пассионарность как психологический феномен

М.И. Коваленко Опубликовано в сборнике научных трудов "Психологические проблемы самореализации личности". Изд. СПб Ун-та, 1999 г.Статья любезно предоставлена Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева".и посвящена психологическому осмыслению пассионарности. Перед вами – её конспект.
Пассионарность - это потребность в самоактуализации, способность изменять окружающую среду и самого себя, потребность в преодолении.
Значение этого научного открытия для мировой науки огромно. Л.Н. Гумилев убедительно доказал, что этнос как коллективная форма вида Homo - объективное явление природы. Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживаются геохимической энергией живого вещества биосферы. Особенно выразительно проявляются в экстремальных ситуациях.
Есть восемь характерных признаков рождения нового этноса:
1. Появление сверхактивных людей ( пассионариев ) в статистически значимых количествах в ареале этногенеза;
2. Смена этнического стереотипа поведения в ареале ;
3. Территориальное расширение новорожденных этносов из первоначального ареала (миграционная активность );
4. Демографический взрыв в ареале этногенеза;
5. Жесткая регламентация поведения членов новорожденного этноса, контроль брачных отношений, охрана кормящего ландшафта;
6. Повышенная активность во всех сферах жизнедеятельности :политической, военной, административной, культурной, религиозной;
7. Рост числа подсистем этноса (субэтносов ), внутриэтническое деление стереотипа поведения с появлением его субэтнических вариантов;
8. Одновременность и пространственная непрерывность отмеченных признаков по всей полосе зоны этногенеза у этносов-ровесников.
Образование новых этносов инициируется появлением в популяции энергичных, инициативных, страстных, волевых людей, придающих этносу новый импульс поведения. Этот импульс получил название "пассионарность", а его носители "пассионарии".
Открытие пассионарности - великое открытие, сделанное Л.Н. Гумилёвым.
       Термин "пассионарность" происходит от латинского слова "passio". В латинском языке "passio" - это претерпевание, страдание, и даже страдательность, но также страсть, аффект. "Pasion" у испанцев соответствует латинскому значению. Итальянцы применяют "passione" еще и для выражения страстной любви. Французы и румыны также используют термины "passion" и "passione" для характеристики чувственных пристрастий. "Passionant" по-румынски - это человек, способный увлечь, привести в восторг. У англичан "passion" - это ещё и вспышка гнева, взрыв чувств. У поляков  - ярость, бешенство. А для северян - голландцев, немцев, шведов, датчан, "passion" - просто увлечение.
Что касается русского, то латинскому "passio" лучше всего соответствует слово "страсть", сильное желание.
Но раньше, в старину страсть значила иное. Из словаря В.И. Даля узнаем, что "страсть" - это: 1) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска, а также подвиг, сознательное принятие на себя тяготы, мученичества; 2) страх, испуг, ужас, боязнь; 3) бездна, пропасть, тьма, множество, сила...; 4) душевный порыв к чему, нравственная жажда, жаданье, алчба, безотчетное влечение, необузданное, неразумное хотение.
Поэтому русский "пассионарий" XIX века мог быть или "страстником", то есть необузданным, порабощенным страстями грешником, распутным, развратным человеком, или, наоборот, "страстотерпцем", - святым мучеником, подвижником.
В современном русском языке  "страсть" в толковом словаре С.И. Ожегова трактуется следующим образом: 1) сильная любовь, сильное чувственное влечение; 2) сильно выраженное чувство, воодушевленность; 3) крайнее увлечение, пристрастие к чему-нибудь; кроме того, сохраняется значение "страх, ужас".
Ныне термину "пассионарий" вполне могут соответствовать эпитеты: "энтузиаст", "фанатик", "страстотерпец".
Основным признаком страсти является её действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Крайняя степень развития страсти – фанатизм. Действительно,"пассионарии" Л.Н. Гумилева -охваченные страстью фанатики.
 ["Пассионарность", - это ещё и "характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)" (Гумилев Л.Н., 1990, с.33]. Столь решительно - однозначное определение впечатляет!
По мнению Л.Н. Гумилева, пассионарии - это люди "длинной воли", то есть волевые, обладающие высокой саморегуляцией деятельности. Поэтому они могут хорошо владеть собой, не проявляя до поры  и не выказывая неудовлетворенность своих потребностей. А пассионарность - это еще и "неудовлетворенность разных степеней" [Гумилев Л.Н., 1993а, с.46].
Известные пассионарии, государи и полководцы, характеризуются исключительной агрессивностью и смелостью. "Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос или, наоборот, сражаются против захватчиков" [Гумилев Л.Н., 1992, с.19]. "Усмирить и запугать их очень трудно, подчас легче убить" [Гумилев Л.Н., 1990, с.94]. Именно воинственность пассионарных вождей и пассионарность народа многое предопределяет в мировой истории. Пассионарные властители, политики и военные составляют агрессивное меньшинство, но понуждают остальных на кровопролитие, насилие, войну во имя целей, которые "простому", непассионарному человеку не могут быть понятны. Поэтому в динамичных, исторически активных, пассионарных этносах женщины и пацифисты, всегда составляющие большинство населения, от реальной власти отчуждаются.
Выдающиеся пассионарии характеризуются прекрасными организаторскими способностями и так называемой пассионарной индукцией (заразительностью, способностью увлечь за собой массы людей непассионарных). Ведь искренность вызывает симпатию, а активность, тем более жертвенная, заразительна.
Пассионарии могут быть как патриотичными, так и увлекающимися иноземными системами мировоззрения, святыми и преступными. Пассионарность - понятие формально - динамическое, внеэтичное.
С одной стороны, у Л.Н. Гумилева "пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями : высокими, средними, малыми..." [Гумилев Л.Н., 1990, с.33]. С другой стороны- пассионарии, это люди психически здоровые и даже неглупые, ибо "для самого элементарного прогноза нужна высокая степень пассионарного напряжения" [Гумилев Л.Н., 1993а, с.44]. Правда иногда импульс пассионарности бывает столь силен, что "..пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков" [Гумилев Л.Н., 1989б, с.257-258]. Приходится согласиться, что "пассионарии всегда деятельны, но не всегда умны" [Гумилев Л.Н., 1989а, с. 574].
Л.Н. Гумилев утверждает, что пассионарность имеет шесть градаций.
Высшую степень пассионарности Л.Н. Гумилев обнаруживает у самых самоотверженных людей, у тех, кто может "жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном небрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности, и прочих страстей" [Гумилев Л.Н.,1990,с.38].
К пассионариям высшей степени он относит тех выдающихся политических деятелей, которые ради своих страстей готовы пожертвовать всем, даже собой. Это Наполеона Бонапарт, основной мотив поведения которого - жажда деятельности; Александр Македонский, очевидная иррациональность действий которого объясняется крайней степенью выраженности у него честолюбия и гордости; неукротимый Чингисхан; Люций Корнелий Сулла, человек невероятно тщеславный и завистливый; страстно убежденные Ян Гус, Лютер, Кальвин, Саванарола, Иоанн Лейденский и Жанна Д? Арк; неистовый протопоп Аввакум; идущий на крайний риск Ганнибал; фанатичный Игнатий Лойола; "любовник бранной славы" Карл ХII.
Менее пассионарны те, которые во что бы то ни стало (но все же не ценой своей жизни) стремятся к идеалу победы.
Ниже по шкале располагаются пассионарии "меньшего накала". И все они тоже идеалисты. Одни устремлены к успеху, а другие - к идеалу знаний и творчества. Ведь истинный ученый имеет один смыслообразующий мотив деятельности, а искусство, как известно, "требует жертв". Но жертвы эти бескровные: " при невысокой пассионарности и достаточных способностях люди самопроявляются в областях, не связанных с риском: в искусстве, науке, преподавании и технических изобретениях" [Гумилев Л.Н., 1990, с.41].
Еще ниже пассионарность у ищущих удачу с риском для жизни прагматиков- авантюристов.
Минимальной пассионарностью обладают энергичные люди, которые стремятся обустроить свою жизнь, ничем не рискуя.
Интересно, что отношение к пассионарию, оценка его деятельности, может служить мерой пассионарности самого оценивающего. Для непассионария жизнь любого человека, фанатично одержимого идеей, - бессмысленная, противоестественная трата сил, глупость, болезнь, паранойя. Пассионариев, "персон творческих и патриотичных" все остальные, непассионарные люди называют "фанатиками" [Гумилев Л.Н., 1989б, с.284]
 Пассионарность является величиной векторной. Этот вектор имеет противоположное направление по отношению к вектору инстинкта самосохранения, индивидуального и видового [Гумилев Л.Н., 1989б, с.316].
Поэтому пассионарность, по Л.Н. Гумилеву, это антиинстинкт, заставляющий жертвовать собой ради иллюзорных вожделений.
Существует еще группа людей - с нулевой пассионарностью, или гармоничных. Они "не холодны и не горячи". Характеризуются способностью к полноценной адаптации к среде, но не проявляют повышенной целенаправленной активности, свойственной пассионариям. Импульс пассионарности у гармоничных уравновешен инстинктом самосохранения. Люди этого склада - крайне важный элемент, ядро этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг. В сущности - это обыкновенные простые люди, интеллектуально полноценные, уживчивые [Там же, с.273].. Для гармоничных людей характерно человеколюбие, снисходительное отношение к человеческим слабостям. Патриотизм - жертвенная любовь к традициям далекого прошлого, присущая пассионариям, у гармоничных заменяется "натализмом" - любовью к родной природе [Гумилев Л.Н., 1993а, с.203].
 
 
ССЫЛКИ НА АЛЬМАНАХИ ДООСОВ И МИРАЖИСТОВ
Читайте в цвете на ЛИТСОВЕТЕ!
Пощёчина Общественной Безвкусице 182 Kb Сборник Быль ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ из Красноярска! Вышла в свет «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ» Сто лет спустя после «Пощёчины общественному вкусу»! Группа «ДООС» и «МИРАЖИСТЫ» под одной обложкой. Константин КЕДРОВ, Николай ЕРЁМИН, Марина САВВИНЫХ, Евгений МАМОНТОВ,Елена КАЦЮБА, Маргарита АЛЬ, Ольга ГУЛЯЕВА. Читайте в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска! Спрашивайте у авторов!
06.09.15 07:07

45-тка ВАМ new
КАЙФ new
КАЙФ в русском ПЕН центре https://penrus.ru/2020/01/17/literaturnoe-sobytie/
СОЛО на РОЯЛЕ
СОЛО НА РЕИНКАРНАЦИЯ
Форма: КОЛОБОК-ВАМ
Внуки Ра
Любящие Ерёмина, ВАМ
Форма: Очерк ТАЙМ-АУТ

КРУТНЯК
СЕМЕРИНКА -ВАМ
АВЕРС и РЕВЕРС

ТОЧКИ над Ё
ЗЕЛО
РОГ ИЗОБИЛИЯ  БОМОНД

ВНЕ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЙ


КаТаВаСиЯ

КАСТРЮЛЯ и ЗВЕЗДА, или АМФОРА НОВОГО СМЫСЛА  ЛАУРЕАТЫ ЕРЁМИНСКОЙ ПРЕМИИ


СИБИРСКАЯ

СЧАСТЛИВАЯ


АЛЬМАНАХ ЕБЖ "Если Буду Жив"

5-й УГОЛ 4-го                
 
.  2023

ПАССИОНАРНОСТЬ ЛЖИЗНИ
Альманах Миражистов
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН Владимир МОНАХОВ
Юрий МОСКАЛЁВ Абинаба ТАНГЕРМАН
Лев ГУМИЛЁВ