О творчестве, осенней хандре и берёзке

Диана Бахтиярова
        Осень, дождь льёт вторые сутки, отчего берёзка напротив дома выглядит глянцевой, как на фото, и блестящей из-за висящих на листьях и самых тонких веточках маленьких капель, такие же рассыпаны по стеклу разными по форме и размеру бисеринками. Можно представить, будто талантливый, но однозначно любящий искусство больше природы художник настойчиво раскрасил зелёные листья в жёлтый, что само по себе безжалостно прекрасно. Редкие живописцы задаются целью передать переходное состояние между ещё трепещущей уходящей жизнью лета и подступающей стужей - дыханием осени. Удел художников самим вечно трепетать над собственным стилем, узнаваемостью за счёт присущих только ему одному нюансов, оттенков и штрихов. Если речь об осени, чаще она изображается пёстрой, нежели желто-зелёной. За моим окном непревзойдённый, внимательный мастер - природа.

        Чувство жалости подступает невольно, если смотреть на жёлто-зелёную поблёскивающую грациозность в окне, которая совсем скоро станет солнечно-жёлтой, затем грязно жёлтой, коричневой, и, наконец, совершенно беззащитной до первого пушистого снега, покрытой тонкой наледью, прозрачной статуэткой. В плейлисте ноутбука начинает звучать Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18 Сергея Рахманинова, где композитор играет сам себя. Великий музыкант - виртуоз, обладающий довольно большими вытянутыми кистями, не оставил шанса другим исполнителям также высокотехнично воспроизвести задуманное им. Написано было это мощнейшее произведение в 1900 году, а впервые исполнено полностью в Москве осенью, 27 октября 1901 года.
        Воображение рисует непрогретый академический зал, полный народу, с сияющим пятном сцены, словно оно единственный здесь источник тепла; с обеих сторон замершие в предвкушении начала концерта бледные лица окоченевших оркестрантов. Композитор подходит к роялю, откидывает фалды фрака, делает еле заметный кивок головы дирижёру, и руки его взлетают над клавишами: длинные, холодные, как и всё вокруг, кроме софитов, пальцы готовы тотчас же после слияния с клавишами разогреться огнём творческого выражения, распространяя тепло по всему залу, дотрагиваясь до каждой озябшей души…
       Хорошим авторам всегда удаётся согреть нас музыкой, стихотворением, выдуманной историей или былью, полезным изобретением. Для многих творческих людей осень – любимая пора, некоторые, напротив, склонны испытывать особенные переживания, зачастую, называя это депрессией. Но правда в том, что настоящая депрессия не имеет ничего общего с грустью и унылым настроением, сопровождающим людей чуть ли не с самого утра и до ночи серыми, как им кажется, осенними днями. Подлинную депрессию лечат долго амбулаторно или в стационаре, в зависимости от степени заболевания.
       В одной из книг Теодора Драйзера есть отсылка к способу излечения душевной хандры, успешно используемому в конце 19-го века. Он заключается в применении тяжёлого, почти изнуряющего физического труда: пару месяцев в каменоломне с раннего утра до поздней ночи, и ты абсолютно здоров! Главный герой – художник, растерявший умение сосредотачиваться, пребывающий в жутком унынии по причине многолетнего растрачивания себя на светские и плотские удовольствия был отправлен на подобную каторгу по настоянию доктора, после чего успешно вернулся к рисованию.
       В современном мире обращаться к частному психиатру с признаками депрессии стало нормой, как и подсадка пациента на антидепрессанты и/или транквилизаторы. И живут себе люди, слегка успокоенными, не принимая в расчёт многое или глядя на неудобства сквозь пальцы, то есть сквозь эффект медикамента, годами так живут, а чуда не происходит, ну и хорошо, главное, чтобы не стало хуже, а пока… 
        Представителям творческих профессий до такого состояния себя доводить нежелательно, ведь чтобы сохранять работоспособность, тем более создавать что-либо необходимы трезвое напряжение, тонкое восприятие действительности, отменная память и острый ум.
       Что касается эмоционального состояния, смена сезонов с их контрастностью, как правило, работает на руку автору, как и таинственно-задумчивое настроение осени. Золотая пора рождает вначале красочные пейзажные зарисовки с лёгкой грустинкой об ушедшем лете, затем, по мере сокращения светового дня, приходит время глубоких размышлений.
       Первый снег привносит в мир чистоту, и мысли становятся светлее, возможно рождение по-домашнему уютной истории, волшебной сказки и всего того, на что способна фантазия, когда сидишь в гостиной у камина или за столом тёплой кухне, поглядывая в узорчатое окно. 
       Весна вначале создаёт прозрачность и призрачность образов, виной тому оголённость природы, и как следствие, лёгкая растерянность, дальше вместе с первыми листочками происходит прилив сил, для сна требуется всё меньше времени, и чем ближе к лету, тем мощнее становится энергетический взрыв вокруг и внутри нас. Возможно рождение достойного произведения.
       Лето - время подвигов и странствий, точка отсчёта – романтизм, а далее, как подскажет сердце или личный космос писателя.
       И, заметьте, труд сопровождает авторов всегда, даже во сне… Главное, не диагностировать у себя депрессию, а при первых признаках добавить физическую активность, начать приседать, что-то срочно мыть или съездить в ближайший гипермаркет за граблями и расчистить, к примеру, двор от листьев. «Смотря какой двор», - подумали вы… И действительно, лучше, чтобы ваш, в частном секторе, в общем дворе многоэтажек вас могут принять за чудака, что совершенно не должно вызвать конфуза, наоборот, удивите всех своим альтруизмом! Тут главное сразу объяснить местному дворнику, что вы не конкурентоспособны! 
       Между тем, после нескольких дождливых дней подряд, кажется, уже не я, а сама берёзка смотрит на меня через окно, и она так близко, высокая, кудрявая, в глазах режет от желтизны, если смотреть несколько секунд пристально. Чтобы выдержать дождь и стужу, она трудится с самого своего появления в этой земле, ни на секунду не прекращая вести сложнейшие процессы жизнедеятельности, как и наш организм. Так задумано природой – вечным разумом.
       В пору осенних эпидемий и всякого рода обострений, только труд над своей оболочкой - своим «единственным настоящим домом», в силах предотвратить демисезонные недуги, обеспечить ежедневную порцию гормонов счастья. Творческое начало не заставит долго ждать, новые идеи, несомненно, найдут воплощение!
        Как-то подруга призналась мне, что её печалит отсутствие каких-либо талантов, а ведь мы столько обсуждали вместе, в том числе, живопись, музыку и стихи; я ответила ей тогда, что далеко не каждый способен так тонко чувствовать красоту, как она, что, само по себе, уже признак одарённости! Мне всегда казалось, что талант есть у каждого, и если кто-то считает себя бездарностью, то, во-первых, не гневите таким приговором природу, создавшую вас, скорее всего дело в том, что вы ещё не раскрыли свой личный дар или не научились им правильно пользоваться; а во-вторых, разбираться в технике, вкусно готовить, радовать хотя бы одного человека, тоже искусство!
       Независимо от мировых проблем и вечной суеты нам всем необходимо испытывать эмоции счастья, лёгкие как пузырьки в шампанском, тёплые, как бабушкин хлеб, невероятные, как встреча с морем или поцелуй любимого! Всем нам необходимо радоваться простому, например, тому, что ноябрьскую суровость совсем скоро сменит искристый снег с совершенно неподражаемыми вальсами снежинок под фонарями! Вполне возможно полюбить ноябрь, хотя бы за то, что в один из его вечеров захотелось поразмышлять под доносящиеся из колонок звуки фортепиано, наполняя новым смыслом уютное пространство кухни с берёзкой за окном. В конце концов, осень не вечна, вечен май, живущий внутри нас, и его ожидание, смиряющее с любой непогодой ради нашего же счастья. По правде говоря, ради будущей встречи с белыми цветущими яблоньками и вишнями, дурманящими ароматами сирени и первых пионов все мы и живём в нашей чудесной средней полосе, с её вечно холодными актовыми залами и неприветливыми лицами зрителей, так и не начавшими принимать антидепрессанты.