Экспедиция

Феофан Горбунов
Экспедиция.

Посвящено советским морякам, осуществивших
Беспримерную работу, героическую, в Бангладеш
В 1972 – 1974 годах.

Первая часть.

Многие вылазки, что были,
Нашим флотом за рубежом,
Военно - морским, находили,
Претензии политиков.

То к героической работе,
12 – й там экспедиции
Особого же назначенья –
Упрёков не было ж тогда.

(В Бангладеш)

1947 год

Индия тогда разделилась,
И Бангладеш  там зваться стал:
Бенгал Восточный, ну а позже,
Восточный Пакистан уже.

(Он стал подчиняться Исламабаду)

1971 год

И независимость получит,
Его народ, в своей борьбе,
С армией Пакистана. Длилась,
9 месяцев борьба та.

(А так же по итогам 3 – й индо – пакистанской
Войны, которая длилась 2 недели)

Главе этого государства,
Шейху Муджибуру (Р) пришлось.
Решать там острую проблему,
Продукты в страну поставлять.

Её крупнейший порт Читтагонг,
Был ЗАМИНИРОВАН в войну,
То пакистанцами. Фарватер,
Места причалов – перекрыт.

Судами, что там затопили,
Индийской авиацией.

Военные моряки Индии,
Протралили небольшой лишь,
Фарватер. По нему сновали,
Бенгальцев малые суда.

(Так называют жителей Бангладеш)

Они же в море разгружали,
Все иностранные суда,
С их продовольствием прибывшим,
Отказывались в порт идти.

Всё это отнимало время,
Много. И ухудшало там,
Гуманитарную, с дел этих,
Ту ситуацию в стране.

ООН же оказать пыталось,
Помощь – выделив деньги им,
В долларах - 10 миллионов,
То – на поднятие судов.

(В соседнем порту Чалне)

Работы там производили,
Американцы, итальянцы и
Югославы ещё ж также -
Поднять 4 судна лишь.

(Чтобы расчистить фарватер)

А в Читтагонге ж предстояло,
В непростых там условиях,
Природных -  поднять с дна 15,
Затопленных тех кораблей.

Чтоб главный порт их заработал.
И ещё ж там произвести,
Разминирование также,
Всей акватории морской.

Оценку сделали эксперты,
Сколько на это уйдёт лет.
От 3 до 5 лет примерно,
Понадобится на всё то.

(По оценкам западных экспертов)

За столь опасную работу,
НИКТО в МИРЕ браться не стал.
Зная, что Бангладеш не сможет,
За это рассчитаться там.

Вторая часть.

И Муджибур Рахман, правитель,
Там обратился к СССР.
Который тогда согласился,
Оказать помощь Бангладеш.

И причём, помощь – БЕЗВОЗМЕЗДНО!
И в этот порт отправилась,
Группа наших специалистов,
Чтоб оценить объём работ.

Тревогу тогда вызывало,
Не разминирование.
С которым справились бы точно –
Подъем судов их волновал.

Чей вес там превышал порою,
1 ТЫСЯЧУ ТОНН тогда ж.
Но контр – адмирал наш Зуенко,
Сергей сказал, что - СПРАВЯТСЯ.

(Сергей Зуенко был назначен командиром 12 – й
Экспедиции особого назначения (ЭОН – 12). Он
побывал на месте, поняв всю сложность положения,
Дал своё слово)

И срок тогда ж он обозначил:
Что справятся с задачей той,
До 1 июля 1974 года,
А шёл апрель 1972 года…

Сомнения же оставались,
В успехе дела этого.
Так как командир ЭОН – 12,
Не поднимал раньше суда.

Грузоподъёмных мощных кранов,
Плавучих не было у нас.
Без них не справиться с задачей.
Все понимали то тогда.

На имидже страны б сказалось,
СССР. Правительство,
Наше тогда всё ж обратилось,
Там к НИДЕРЛАНДАМ. Сильны – в том.

Заказаны у них же были,
Также построены тогда,
2 ПЛАВКРАНА. Грузоподъёмность,
По 800 тонн каждый был.

В состав же экспедиции той,
Вошли 24 там,
Военных корабля. И также,
Гражданских несколько судов.

(Тихоокеанского флота. Всего было задействовано
1,5 тысячи моряков)

2 апреля 1972 года

Первой прибыла в порт Читтагонг,
Мастерская плавучая,
«ПМ – 40». Потом другие,
Подтягиваться начали.

10 уже апреля,
Под воду первый водолаз,
Ушёл. И произвёл разведку,
И приступил к работе там.

Всего под водой тогда было,
150 различных там,
Специалистов. С них две трети,
Военнослужащие все.

(Срочной службы и мичманы, а остальные гражданские)

Там закрепить им предстояло,
Тросы перед подъёмом тех,
Судов. И их частей там также,
И с них там удалять же ил.

(Компрессорами. И устанавливать пластыри
На пробоины в судах. И прочие операции)

27 апреля 1972 года

Буксирами там оттащили,
На базу разделочную,
3 первых поднятых там судна,
3 причала освободив.
 
(Самых больших причалов порта Читтагонга)

К ним сразу ж подходить там стали,
Корабли под разгрузку их.
Этот первый успех «ЭОН - 12»,
Вызвал большой эффект тогда.

(Пропагандистский)

В мае траление начнётся,
Там боевое. Никаких,
Карт минных полей, Пакистан тот,
Бангладешу не передал.

(Во время войны мины в Бенгальском заливе
Тот сыпал густо и хаотично)

Третья часть.

То не смутит моряков наших,
4 – 6 тральщика там,
Малых катерных - «гребли» мины,
На 5 – метровой глубине.

4 базовых тральщика,
Работали же с минами,
Что находились уже глубже,
На 10 – 15 метров уже.

Дали полную безопасность,
Для прохода больших судов.
Вынув же первую там мину –
Те удивились: «Наша та!»

(Якорная советская мина «ЯМ – 25». Которые
В своё время передали в виде братской помощи,
Армии Китая. А те отдали пакистанцам. Своим
Союзникам по противостоянию Индии)

И вынутые эти мины,
Сразу ж уничтожались там,
Огнём, иль просто подрывались,
Накладными зарядами.

Конец июля 1972 года

Протралить удалось в то время,
Более ПОЛОВИНЫ всех,
Тех минных заграждений. В осень,
Выловили все «ЯМ – 25».

(К 25 октября. На подходе к тому порту,
Который, кстати, располагался не на
Побережье Бенгальского залива, а чуть
Дальше, на берегу реки Карнапхули)

15 апреля 1973 года

К этому дню наши подняли,
Уже 13 тех судов.
Увидели американцы,
Работу наших моряков.

Признали они, что вот так вот,
Они бы лично НЕ СМОГЛИ Б.
Им предстояло сделать меньше,
4 судна лишь поднять.

Делали то своеобразно:
ВЗРЫВАЛИ корпуса судов,
Под водой, и к тому ж старались,
Обломки меньше были чтоб.

(Чтоб разваливались на более мелкие части.
Такая расчистка НЕ РЕШАЛА ПРОБЛЕМУ полностью),
Так как крупные остатки судов продолжали
МЕШАТЬ СУДОХОДСТВУ)

Ноябрь 1973 года

С Голландии пришли Плавкраны.
С их помощью подняли с дна,
Тяжёлые самые суда,
Проблемные, что были там.

(Советские моряки подняли со дна: танкер «Махтаб Джавед - 2»,
И пароход «Сурма»)

Объём плановый сделав, ещё ж,
Попросил Бангладеш «ЭОН -12»,
Их задержаться, и продолжить.
Подъём судов также других.

Вместо 15 судов тех,
Поднятых нашими со дна,
Поднято 26 там было,
Местные их порежут все.

Металл этом продал Бангладеш Японии, за
10 миллионов, которые очень пригодились
Молодой республике)

Пришлось тем морякам трудиться,
В столь непривычной для себя,
Среде.  Ведь было очень жарко,
Плюс 40* в тени каждый день.

(С влажностью воздуха 90 – 95% Дожди с градом
Приводили к сильным наводнениям, шли циклоны
 и ураганные ветры)

Из – за особенностей реки,
Карнапхули, в воде могли,
Те водолазы находиться,
Не более лишь 3 – х часов.

В сутки всего. За часы эти,
Надо многое там успеть.
Ещё ж работу осложнял там,
Ил, что густым там очень был.

Четвёртая часть.

Работали порой буквально,
На ощупь, водолазы там.
Теряли в каждом погруженье,
До двух килограмм веса те.

До 4 – х килограмм в сутки.
После недели тех работ,
На отдых их там отправляли,
В профилакторий местный их.

Командование же флота,
Нашего, и местные их,
Власти – для моряков старались,
Создать условия им всем.

Жильё дали там офицерам,
Матросы жили на судах.
Свой самолёт они имели,
Дважды в месяц в Москву летал.

Когда ж стало уже возможным,
Разрешат офицерам там,
Семьи привозить. А матросам,
Гражданским - давать отпуска.

А за работу же платили,
Валютой. Могли те на них,
Продукты купить, также фрукты,
Там экзотические их.

(С родины получали свежие газеты, слушали
Радиопередачи из СССР, смотрели кино)

И в увольнение ходили,
В свободное время они.
Или в футбол они играли,
С чужими, со своими там.

Несмотря же на риск огромный,
На трудные условия:
Трагически тогда погибнет,
Один матрос с команды всей.

Юрий Редькин. Был похоронен.
С воинскими почестями,
На территории же местной,
И установят обелиск.

(На территории Академии ВМФ Бангладеш. У обелиска
Матросы проводят памятные мероприятия. А за
Могилой ухаживают заботливо бенгальцы).

12 июня 1974 года

В этот день теплоход «Хабаровск»,
С личным составом тем «ЭОН – 12»,
Во Владивосток, домой отплыл,
Закончилась миссия та.

Многие моряки получили медали и ордена СССР,
А также памятные бенгальские награды. А БРОНЗОВЫЕ
МЕДАЛИ для моряков, были изготовлены из ВИНТА
Парохода «Сурма».