Пряники и подушечки - совковая ностальгия

Гений Иванович
Когда я был бойцом  студенческого стройотряда, мы копали траншею в одном маленьком городишке. Это была настоящая, солидная мужская работа,  и мы все ей очень гордились. Досталась она нам по-блату, наш командир поставил бутылёк начальству и нас убрали с общих работ и дали эту блатную работу. Нам все завидовали и мы ходили гоголем, как  императорская гвардия среди пехоты.

 Сначала я расскажу вам, что такое общие работы, на которые выгнали  весь наш факультет – от мала до велика.  В этом городишке был овощной совхоз, который должен был снабжать наш Мухосранск овощами.  Приезжали из Мухосранска инженеры и прочие служащие и засевали огромные поля овощами. А когда они поспевали, то собирали студентов и школьников и отправляли на уборку, где-то на месяц. У студентов это называлось красивым словом «стройотряд» (помню абсолютно идиотскую патриотическую песню того времени со словами «яростный стройотряд»…), у школьников – «трудовая практика», а у прочих городских – «шефская помощь селу».  И вот, представьте – огромное поле, засаженное помидорами. Проехал трактор и раскидал несколько куч пустых ящиков. Потом выходим мы в эти ящики набираем помидоры. Целый день на жаре, с перерывом на обед. Особенно  дурака не поваляешь, поскольку есть норма сбора на каждого. Но и не заработаешь, потому что зарплата тебе идёт по месту работы, у студента есть стипендия, а школьникам деньги платить непедагогично.

Мы успели отработать там один день и понять, что такое каторга. Не хватало только вооружённой охраны, но моральные скрепы держали не хуже – бунтовщиков не было и помине. Особенно жалко было девчонок – не привыкшие к такому труду, они к вечеру понимали, что значит здоровый труд на свежем воздухе – идеал для любого теоретика утопического социализма. А тут  у нас нормальная мужская работа, разумные нормы, отдельное проживание при полной свободе и оплата  - как взрослым (нам закрывали наряд каждый день, и меньше червонца на лицо не выходило). Если не рай, то где-то рядом, с учётом  предыдущего опыта.
 
А рядом с нами был завод, который гнал вино из местных яблок. Яблок было завались, но все местные сорта были невкусные, их даже никто не воровал. Производственный цикл был таков – из яблок давили сок, потом из сока делали брагу, а потом из браги гнали вино. И вот каждый вечер мы отряжали на завод наряд с вёдрами и они приносили все эти три компонента. Вино – для  гурманов, брагу – для тех, кто не любил кислятину, и сок – для эстетов. И всё- абсолютно бесплатно, в порядке шефской помощи. Из этого набора я обычно выбирал сок, не как трезвенник, а скорее, брезгуя такими напитками.

И вот однажды мы забрели в местный магазин под названием «Сельпо», где было всё – от водки до гвоздей. А мы как раз получили первую зарплату и деньги у нас были. Естественно – целью похода был качественный алкоголь, там был портвейн «Агдам» и водка, и всё нам очень понравилось и мы предвкушали роскошный пир на исходе трудовой недели. Затарились мы напитками и вспомнили про закуску – мы собирались пригласить дам из  зооветеринарного техникума, работающими неподалёку. Мы спрашиваем продавщицу – а что есть  из закусить? Она отвечает, кивнув на полку – «подушечки и пряники». Подушечки – это такой тип конфет простейшего типа – карамель в форме маленькой подушки, с начинкой из повидла и без оберток. А пряники – из тёмного теста в сахарной глазури.  Мы говорим – а взвесте-ка нам пряников, как они, ваще – ничего, свежие?
  Продавщица  рассмеялась и говорит – да они уж который год здесь лежат, и мухи  на них гадили, и тараканы их жрали, какие на хрен свежие!  Тут мы изменились в лице и говорим  благодарно и очень вежливо – спасибо вам, дорогая тётенька, что не стали губить наши молодые организмы, мы вам очень благодарны!  Но  так как закуска нам необходима, то будьте так добры, взвесьте нам ваших подушечек!

И тут продавщица задумалась. Она внимательно нас осмотрела, словно прикидывая  наши возможности, помялась и сказала – знаете что, ребята – возьмите лучше пряники…