Знаменье сказ внучке Веронике

Виктор Панов
Быстрей в кроватку, Вероника, пора бай-бай малым ребяткам.
Моя ты сладкая клубничка, люблю от маковки до – пяток!

Конечно, дед затеет байку, чтобы заснуть тебе скорее.
Ложись удобнее, всезнайка, пускай рассказ мой сон навеет.

Цветной и только о хорошем, до самого рассвета тешит.
На свете нет тебя дороже, ты от судьбы – подарок нежный!

На огороде монастырском без химикатов-удобрений
монах – сложеньем богатырским, крещённый именем Викентий,

растит картошки урожаи, моркови, свёклы и капусты.
Мирская жизнь ему чужая, там суета убила чувства.

Служенье Богу занимает почти две трети личной жизни,
Нечасто он теперь играет, но нет моментов живописней!

Красоты струнного созвучья монахам-братьям греют души.
Аккорды силою могучей порою стены замков рушат.

В его руках рыдает скрипка, язык её для всех понятен.
Как счастье в этом мире зыбко, но миг, зато весьма приятен.

В рутине будничных событий ржавеет всё, не видя смазки.
За многословие простите, сейчас же приступаем к сказке.

Блажен, уверовавший в чудо!.. – старо предание и верно.
Оно приходит с ниоткуда и очищает нас от скверны.

Воронеж – град благословенный, центральный нерв для Черноземья.
Здесь доброты хранятся гены, порой случаются знаменья.

Как нелегка к Тебе дорога, наш Повелитель и Спаситель!
Закономерна жизнь с итогом – попасть в священную обитель.

В миру прожиты были годы, что подготовили к служенью.
Глотком целебным кислорода – обряд в монахи посвященья.

Задонск, российский городишко, среди полей и мелколесья.
Викентий счастлив, даже слишком, бродя в мечтаниях по весям.

Привычный к лесу с малолетства, он знает все цветы и травы,
болезным собирает средства, чтоб организмы их поправить.

Грибы, малина, подорожник и прочие дары лесные,
что в час от немощи поможет, чем так щедра Русь и красива!

В один из дней таких прекрасных в преддверье яблочного спаса,
бродил он в дебрях непролазных, где не бывал ещё ни разу.

Маленько притомился инок, присел передохнуть на землю.
Под капли редкие дождинок, во сне Христу Иисусу внемлет:

«Викентий! Сын мой разлюбезный! В служенье мне проходят годы.
Монастырю ты стал полезным, мирян отводишь от невзгоды.

Изводишь организм постами, блюдёшь во всём мои заветы.
Услышь, что сказано устами – нет на прекрасное запрета!

Жизнь создалась не для молитвы! Ты молод и хорош собою.
Тебе пути везде открыты, используй время золотое!

Гораздо больше будет пользы и людям, и тебе, и Богу,
пусть этот путь для сердца труден – тори всегда свою дорогу!

Короче говоря, Викеша, хоть и хороший ты копатель,
но это бремя для невежи, а ты – готовый настоятель!

Своею щедрою душою с народом поделись с амвона!
Поверь, что дело непростое – нести в него мои каноны!

Благословляем архиерейством с Отцом моим… – как раз нас двое.
Делись с братвой благою вестью, и знай, родной, что мы с тобою!»

Очнувшись от недолгой спячки, он ощущает беспокойство.
В душе, как будто клин горячий, ведь сам Христос являлся в гости!

Торопится назад в обитель, неся внутри Содом с Гоморрой.
Сказал, что приказал Спаситель, на мудрые решенья спорый.

На смех подняли его братья: « Выдумываешь всё, мечтатель!»,
но весть несётся чёрной сватьей – « Преставился их настоятель!»

Уходит срочная депеша – доклад священному синоду,
что, мол, невежа брат-Викентий имеет властвовать охоту.

Москва с Задонском недалече – машиной три часа в дороге.
Примчался джип под самый вечер. Все обитатели в тревоге.

Выходят три архиерея в парадном белом облаченье.
Встречают их, слегка робея, монахи и Панов Викентий.

Был вызван сразу на беседу, где учинили спрос пристрастный:
«О чём Христос тебе поведал и не глаголишь ли напрасно?

Есть доказательство прямое, чтоб подтвердить Богоявленье?
Кто истину сию откроет, чтоб в руки дать тебе правленье?

Мы – три заслуженных служаки, до дыр протёртые колени.
Но нам не появлялись знаки, не открывалось нам знаменье!

Чем нас ты праведней и лучше? Что есть внутри тебя такого?
Твой сон в лесу – всего лишь случай, нет ничегошеньки святого!»

Осатанев, архиереи клевали бедного Викешу,
Синели лица их – бледнели, они же – правду-матку режут!

Договорились до такого, что трудно даже и представить –
аж до пришествия второго, Завет цитируя на память.

Ударил гнев в умы святошам, лишив последнего рассудка,
Их речи повторять негоже – одно расстройство для желудка.

Втроём они сей час решают по Православия Закону:
« Не может инок паствой править и не видать ему корону!»

Да так они раздухарились, хоть выноси на свет иконы!
Борцы за Божескую милость, Христа хранители канонов.

Монахов счётом в три десятка во внутреннем дворе стояли.
До наведения порядка, молитвы пели со скрижалей.

Нёс вечер августа прохладу, ждут выхода архиереев.
Все верят – будет всё как надо, но только душеньки немеют.

Амвросий – старый настоятель, преставившийся выпивоха,
был альтруист, поэт, мечтатель и всем жилось при нём не плохо!

Что будет дальше – неизвестно, что всех, конечно же, пугает.
Викентий – он парнишка честный, но будет жизнь совсем иная!

Выходит на крыльцо резное комиссия в цветных поматах.
Решенье верное, простое выносится для кандидата:

« Во славу Бога Иисуса, по Воле Божьей и Закону,
должна быть чистой, без искуса, душа, взлетевшая к амвону!

Что сон минутный под сосною? В лесу душою бесы правят!
Понятно – дело возрастное, хотелось прикоснуться к славе.

Нам от Захария-пророка известно – веры нет в забвенье!
Ввергая нас в конфуз бесчестный, Панов достоин отлученья!

Не предоставив аргументов, пытался властвовать умами!
Мы не припомним прецедентов, чтоб все бывали дураками!»

Последний лучик угасает. Простилось солнце до рассвета.
И вдруг Викентий – мать честная, зажегся небывалым светом!

Испуганно сгрудились в кучку отцы пред овцами – крутые.
Все зароптали: « Виктор – лучший! Достоин на дела большие!»

Забыт вердикт про отлученье, отцы садятся в джип поспешно.
От Бога – рукоположенье,… бодаясь здесь, сам станешь грешным.

Смущённо что-то пробурчали и с рёвом быстро укатили.
Забыв про местные печали, не побывавши на могиле.

Земле предали бренно тело под хор церковных песнопений,
и впрягся в праведное дело вчерашний садовод Викентий.

Рукоположенный богами – (Отец и Сын) во сне глубоком,
Советуется с образами, его удел – во всём быть докой.

Храня церковные заветы – пастух рачительный для паствы,
у прихожан в авторитете. Характер стал крутым и властным.

И ничего тут не поделать – простых решений не бывает,
чтоб всех одним аршином мерить. Для истины – стезя прямая!

Ну, вот и всё сказалось вроде, что понапрасну тратить время?
Достойно служит для народа святой архиерей Викентий.

Жена-красавица и детки, которых нет милей на свете.
Волнует память случай редкий, как память о прошедшем лете…

Полно у деда прибауток, тебе их все сказать он хочет.
Сопишь тихохонько, малютка. Сидел бы так с тобою ночку.



Написано к четырёхлетию любимой младшенькой внучки Вероники.

Некоторые пояснения к байке:

АМВОН — (греч. ambon, от ambainein восходить). 1) возвышение в церкви перед царскими вратами, с которого читаются евангелие, ектинии и проповеди и на котором облачают архиерея;
КАНО;Н, канона, муж. (греч. kanon).
1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархическихотношений и т.п.), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк.).
АРХИЕРЕЙ (от греч. "старший") — в православной церковной иерархии — высший чин черного (монашествующего) духовенства.
БРАТВА — БРАТВА, ы, жен., собир. (прост.). Друзья, товарищи. Словарь С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …
провидение — В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …
Содом и Гоморра — СОДОМ, а, м. (разг.). Беспорядок, шум, суматоха.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …
спорый — хваткий, быстрый, плодотворный, производительный, ловкий, эффективный, успешный, продуктивный, сноровистый, ухватистый, ухватливый Словарь русских синонимов.
БРЕННО ТЕЛО -Тленный, преходящий, непрочный. Бренное тело. Бренные останки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …
дока — Это слово в значении знаток , видимо, возникло на базе латинского doctus – учёный … Этимологический словарь русского языка Крылова
СИНОД — (греч. собрание, собор). 1) постоянный собор высшего духовенства в России. 2) также собрание пасторов. Словарь иностранных слов русского языка
раздухариться — I сов. неперех. разг. сниж. Начать усиленно шуметь, прийти в буйное состояние. II сов. неперех. разг. сниж. Начать и долго не прекращать шум, находясь в буйном состоянии. Толковый словарь Ефремовой 2000 …
Скрижали — две каменные плиты, на которых выбито было десять заповедей . В связи с ними в Библии впервые упоминается о письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог впервые открыл людям искусство письма.Энциклопедия Брокгауза и ЕфронаПОМАТЫ — муж., мн. скрижали, на мантии архиерея и архимандрита. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …
Отношение к снам в Священ­ном Писании неоднозначно. С одной стороны, мы встречаем в нем рассказы о пророческих снах Иосифа, Даниила, апостола Павла, с другой - пророк Захария предостерегает от ложных снов (Зах. 10, 2). Но духовная традиция Православия призывает нас не доверять снам. Не заниматься толкованием снов.
КОНФУЗ — КОНФУЗ, конфуза, муж. (От лат. confusio) Неловкое, неприятное положение. Вот какой конфуз получился. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.
ПРЕЦЕДЕНТ — (от лат. praecedens предшествующий), 1) случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.2) Прецедент судебный решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование.Большой Энциклопедический словарьПрибаутка — (от слова «баять», т. е. говорить, приговаривать) малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким либо причинам получившая широкое распространение в той или иной социальной среде.