Храм на холме

Андрей Конюхов 2
С лишним шесть веков назад
Юрий князь Звенигородский
В память битвы Куликовской
Пожелал украсить град
Даром святостью бесценным
Красотою несравненным
Храмом Девы Пресвятой
Богородицы Успенья
На холме посредь кремля
Возле княжеской гридницы
Для него была земля
Пролетели годы – птицы
И навстречу небесам
В синеву вознёсся храм
Величав, красив собою
С белокаменной резьбою
По разбегу стен струится
Белокаменный узор
Над стенами вереница
Полукружий закомор
Храм украсить этот новый
Юрий пригласил Рублёва
Кистью мастеров великих   
Путь свой начали в веках
На стенах святые лики
Крест на купольных столпах
Отдохнуть душой мечтая
В суете летящих дней
Временами я бываю
В этом храме на холме            
От стоянки у дороги
Вверх по лестнице простой
Мимо родника живого
Восхожу на холм крутой
На холме большое плато
Окружает мощный вал
Вал от недругов когда-то
Кремль надежно защищал
Нет кремля былых построек
Нет и княжеских хором
Луг один, трава по пояс
Но стоит на месте том
Красотою несравненной
Белоснежный и резной
Храм старинный Пресвятой
Богородицы Успенья
Если службы нет и в будни
В нём совсем не многолюдно
Пребывает в тишине
Храм священный на холме
Под холмом звенящий город
Город стар и город молод
Очень звонко - звонче всех
Раздается детский смех
Звонкий в городе зеленом
Раздается птичий гомон
Дополняя птичью трель
Зазвенит весной капель
И посланьем из веков
Льется звон колоколов
Сердцу русскому он дорог
Под холмом звенящий город
Лучшим городкам под стать
Красота земли Московской
Мог ли о таком мечтать
Юрий князь Звенигородский




Считается, что князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, сын Дмитрия Донского,
начал строительство храма Успения Пресвятой Богородицы на своем дворе в
Звенигородском кремле (на Городке) в 1390 году, в год десятилетия Куликовской
битвы. Строительство храма было завершено около 1399 года.
Белокаменный храм является жемчужиной древнерусского зодчества. Роспись храма
приписывается Андрею Рублеву и его сподвижникам. При храме были обнаружены
знаменитые иконы, принадлежащие кисти самого Андрея Рублева. В ходе реставрации
была открыта настенная роспись, которая также считается принадлежащей Андрею
Рублеву или мастерам его школы. На фотографии видна роспись купольного столпа,
которая в полустертом виде сохранилась благодаря тому, что на протяжении веков
была закрыта иконостасом. В верхней части медальон с изображением святого,
ниже крест, в самом низу сцена "Преподобный Варлаам и царевич Иоасаф".
Первоначально роспись была яркой и контрастной. Стены храма изначально венчались
полукруглыми закоморами (закомарами), впоследствии их убрали, сделав простую
плоскую крышу. Фотография слева, сделанная до начала реставрации внешних стен,
взята из интернета. В ходе реставрации храм Успения Богородицы приобретает
изящный первоначальный вид. В будние дни когда нет богослужений
в храме тишина и покой, только служительница протирает иконы. Пребывание в храме
в эти часы оставляет неизгладимое впечатление причастности к его 600-летней
истории.