На Кировском заводе, 1941г

Алкора
Фронт приближался к самому заводу -
Строителю «КВ» и «КВ-два».
Был «Кировский» опорой обороны:
Три сотни танков вышли из нутра

Его цехов, броню «Ижорский» делал.
Нуждались в их продукции войска.
И враг был близко - лупит то и дело
Прицельно в стены... бьётся у виска

Никак не уходящая тревога -
Спасти завод, отправив на Урал
Хотя б станки и тех, кто знает много -
Кто танки по деталям собирал!

А как успеть? Как выжить в волчьей стае?
Штабная эмка в комендантский час
Спешила к месту. Нарвская застава
Так изменилась... не узнать сейчас

Военных улиц - темных и пустынных,
В мешки с песком попрятанных витрин.
Ежи, рогатки... Возле зданий стыло,
Нет света ни снаружи, ни внутри.

А вот и вход искомый... Только странно:
Темно, как будто встали под навес!
Под сетью камуфляжной домотканой
Врагу невидим «Кировский» с небес!

Но все равно завод бомбят вслепую.
Когда снаряды рядом, люди - в «щель»,
В траншею специальную такую,
Где можно укрываться... Вообще

К обстрелам здесь привыкли - что поделать!
Ведь за работой с ночи до утра,
Не хватит ног из цеха в щели бегать,
Нацисты - в километрах, не игра!

Огромный мир завода верой дышит,
Надежду дарит крепость корпусов
«Путиловски» с ее трехскатной крышей,
Внушает гордость грохот голосов

Людей, станков, машин и инструментов.
Дружинники растаскивают прочь
Всё, что горело; с крыш без сантиментов
Бросают вниз снаряд, упавший в ночь...

Идёт колонна ополченцев здешних,
Рабочие умело ладят дот.
Ни суеты, ни паники. Конечно,
Враг не пройдёт, и выстоит завод!

22.12.23.

Незадолго до войны на Путиловском заводе (позже - Кировском) начали изготавливать тяжелые танки КВ (Клим Ворошилов) которые отличались отличной бронёй от вражеских снарядов. В первые три месяца войны ленинградцы построили более 350 таких танков. Чуть позже начали выпускать тяжёлые танки КВ-2, на которые ставили мощнейшие 152-мм пушки, тем самым совместив САУ и танк в одной машине.

Кировский завод - огромная территория, где работали 33 тысячи человек. При этом после Финской войны стало понятно, что Кировский завод имеет потенциальную уязвимость для бомбардировок. В 1941 году планировалось построить бомбоубежище, но реализовать этот план до войны не удалось. Кировский завод работал по двум направлениям: металлургия и машиностроение. То есть сырье для производства изготавливали прямо на месте. Здесь были и плавильни, и сталелитейные, и прокатные цеха, а прямо в центре города, напротив нынешней станции метро «Кировский завод» стояла мартеновская печь. Завод выпускал тракторы, полковые пушки, турбины для эсминцев, дизельные двигатели для бомбардировщиков, начиналась работа над турбореактивными двигателями. До войны завод работал на нужды и сухопутных войск, и флота, и авиационного строения. Когда в марте стало понятно, что войны не избежать, Кировскому заводу сразу же увеличили программу по выпуску танков КВ до тысячи машин в год. Для этого ему передали находящийся поблизости Завод судовой арматуры имени Молотова. Это фактически лишило шансов нашу судостроительную программу, но танки тогда были важнее. Авиационное производство эвакуировали из города моментально, не дожидаясь войны. Ближе к концу лета 1941 вывезли и производство турбин, но зато, по указанию Горкома, вернулись к выпуску полковых пушек и минометов. Их доставляли на все фронты самолетами.

Кировский завод изначально был привлекательной стратегической целью для немецких обстрелов. Поэтому на передовой он оказался в самом начале блокады Ленинграда – в сентябре 1941 года. На него обрушились самые первые артобстрелы, затем бомбардировки продолжились в середине сентября, когда немцы вышли к заливу в районе Стрельны. Очень много людей погибло от обстрелов и умерло от голода на заводе. Было разрушено более 150 построек. Крупнейший завод Ленинграда оказался в ужасном состоянии, но продолжал жить и работать для фронта. В начале войны линия фронта проходила уже в 3 - 4 км от стен завода.

Полноценная работа цехов в таких условиях была уже невозможна. Производство танков КВ увезли в первую очередь и рассредоточили по четырем филиалам в более безопасных районах на другом берегу Невы. 4 октября 1941 года поступил приказ о полной эвакуации танкового производства. Все, что можно было разобрать и вывезти, подготовили к эвакуации. Часть оборудования успели перевезти через Ладогу. Однако многие станки так и не успели увезти, поэтому они стояли упакованные до 1942 года. Кировский завод продолжал производство в годы блокады и  выстоял даже самую голодную и тяжелую блокадную зиму 1941-1942 года. Однако его огромные ресурсы, по вполне объяснимым причинам, использовались лишь на малую долю. Производимое Кировским заводом оборудование участвовало в боях по всей стране, а каждого его сотрудника можно назвать героем.