Попытка системного анализа хайку и сэнрю

Просто Сергеич
Размышления о разборе и оценке хайку.
На Юкино Мити приняты правила МКХ. В принципе, я с ними согласен, хотя в конкурсах МКХ я не участвовал давно (после МКХ-5) и перестал интересоваться, что и как там происходит. А там много чего изменилось. Вот я и решил попытаться сформулировать вопросы, на которые надо ответить самому себе при оценке конкурсных работ. Разумеется, каждый судит исходя из собственного знания данного предмета, личных пристрастий и прочего. Оценки в любом случае получается субъективными, но попытаться найти единый подход к этой задаче кажется интересным. Например, формальная оценка принадлежности стиша к хайку или сенрю даже у признанных специалистов и на крутых площадках может сильно разниться. Тут следует прислушаться к собственным ощущениям и собственному видению этого вопроса. Они могут быть ошибочными, но тут уж ничего не поделать. Ведь "нравится/не нравится", на мой взгляд, для читателя основной критерий при оценке любой работы. А оценка соблюдения канонов и формальностей хайку зависит от знаний данной темы и опыта. Ну и еще есть личное мнение и предпочтения. На эту тему можно долго рассуждать, но это потребует большого количества букофф и времени. Так что вот мой приблизительный список вопросов и возможных ответов для оценки:

1. Хайку или сенрю: х/с
2. Киго: есть/сомнительное/отсутствует
3. 5+7+5: есть/не соответствует, но допустимо/перебор
4. Авторское присутствие: нет/имеется/перебор
5. Авторское мнение: нет/имеется/перебор
6. Метафоры: нет или двойное прочтение/имеется/перебор
7. Лишние слова: нет/имеется/перебор
8. Прочие формальности (двухчастность, режущее слово, недосказанность, сопоставление и т.п.): нормально/частично/нет совсем
9. Смысл: понятен/не понятен
10. Картинка (образ): очень понравилось/понравилось/средне/не понравилось
11. Форма изложения образа: очень понравилось/понравилось/средне/не понравилось

Чуть позже попробую придумать бальную оценку для каждого пункта или еще чего-нибудь разобрать по этой методике. Это может быть интересным… А пока попробую разобрать по этой схеме свой стиш с недавнего конкурса хайку и сэнрю "Снежная дорога" на странице Юкино Мити
http://stihi.ru/2023/12/19/2400
Чужие работы по гм… некоторым соображениям я использовать не буду. Разумеется, это все равно будет субъективной оценкой, но попробую просто для прикола. )
*
сорок градусов
льется над снежным полем
русская песня

*

1. Хайку или сенрю? Формально вроде бы хайку, но по сюжету я бы отнес это к сенрю.
2. Киго. Кроме открытого указания "над снежным полем" есть еще дополнение "сорок градусов". Кроме крепости алкоголя это еще намек на сильную отрицательную температуру в зимний период времени. Так что киго имеется.
3. 5+7+5. Есть. Я не считаю, что соблюдение этого канона строго обязательно. Вполне допустимо некоторое разумное отклонение. Но если автору удалось его соблюсти, то это заслуживает отдельного поощрительного балла.
4. Авторское присутствие. Формально отсутствует. Взгляд может быть не только от непосредственного участника, но и от лица стороннего наблюдателя, увидевшего разлитие сорокоградусной, почувствовавшего мороз, услышавшего над полем песню и т.д.
5. Авторское мнение. Напрямую авторского мнения не усматривается. Разве что, "водка – песня". В смысле, что водка замечательная. Но это не напрямую, а намек.
6. Метафоры. Можно усмотреть метафору в "льется песня". Песня не может литься она должна звучать. Но так как есть вариант "водка (сорок градусов) – льется", то это дополнительное прочтение, так что метафора здесь допустима. Хотя тут можно поспорить, что "сорок градусов" это метафорическое название водки… Но тут получается интересная игра слов и смыслов "сорок градусов" - температура окружающей среды и "сорок градусов" - процент содержания спирта в жидкости, так что спорить не хочется. Особенно, с самим собой. )
Как вариант, можно рассмотреть еще побочную версию, что "сорок градусов" – температура не природы, а человеческого организма. То есть не -40°, а +40°. Человек простудился на сорокаградусном морозе и затемпературил. Выпил сорокоградусной водки и ему полегчало настолько, что он запел. Здесь можно усмотреть несколько прочтений и не все они метафоричные. Но если есть нормальные прочтения, то формальные требования соблюдены. Тем более что все варианты прочтения не противоречат, а дополняют друг друга. Водка - это не только вредно, но и полезно!)
7. Лишние слова. На ум приходят только два возможных варианта "снежным" и "русская". Теоретически их можно исключить, но тогда меняется образ и получаются дополнительные противоречащие прочтения. Если "снежным" и "русская" исключить, то получится:
.
сорок градусов
льется над полем
песня
.
В этом случае теряется 5+7+5. Но подгон стиша под канон хайку здесь не главное. Если убрать уточнение "снежным", то "сорок градусов" перестает быть зимним киго. "Сорок градусов" может быть летней жарой и тогда смысл образа существенно меняется. Человек в жарищу нажрался водки и его развезло на поле… Песня в этом случае тоже может звучать (литься), но это уже как-то не очень бодро и радостно. Опять-таки, строку "льется над полем" тут цинично можно прочесть не как процесс заливания "сорокоградусной" внутрь организма, а как гм… совсем противоположный обратный процесс в нескольких вариантах. А "песня" в этом случае будет чем-то вроде "Этот стон у нас песней зовется". Как-то некрасиво и неаппетитно. Поэтому "снежным" оставим. Это не лишнее слово. Тогда получится:
.
сорок градусов
льется снежным над полем
песня
.
5+7+5 тоже теряется, но и картинка становится неполной без уточнения "русская".
Одним из дополнительных мостов являлось сочетание "Сорок градусов" – "русская", то есть русская водка, а не только русская песня. "Сорок градусов" можно было одинаково отнести и к русской песне и к русской водке.
"сорок градусов – русская (название или место производства водки) / песня" – хорошее качество русской водки. "Песня" в данном случае остается вторичным метафорическим прочтением.
"сорок градусов / русская песня" – песня после употребления соответствующего напитка и опять-таки "русская песня", как гордость за качество русской водки и т.п.
Далее, без уточнения "русская" теряется изначальный смысл, и появляются дополнительные прочтения.
Если песня не русская, то какая и чья она? Ведь петь под действием водки может не только русский и не только русскую песню. Это может быть заунывная песня страдающего каюра из числа жителей крайнего севера. Там тоже есть снежные просторы. Один из побочных вариантов – спаивание водкой жителей крайнего севера. Такой неприятный факт имел место быть. Кстати, без уточнения "снежным" это могла быть и заунывная песня пьяного жителя Средней Азии, разомлевшего на сорокоградусной жаре…
Так что тут "русская" - на мой взгляд, тоже не лишнее слово.
Итого получается, что лишних слов нет.
8. Формальности. Перевертыш с общей второй строкой. Мост от "водки" к "песне" и просторам. Двухчастность и прочее, на мой взгляд, имеются. Формальности – нормально.
Я вообще люблю писать сенрюшки максимально похожие на хайку. Для меня в этом есть особенный прикол. Ах, да… Это уже чисто авторское дополнение. )
9. Смысл понятен. Над широкими снежными просторами льется русская водка и разливаются русские песни.
10. Картинка (образ) – лично мне очень нравится. Разбор образа и некоторых вариантов прочтения я привел выше. Ямщик. Степь да степь кругоо-о-ом! И все такое.
11. Форма изложения образа. Конечно очень понравилась! Сам себя не похвалишь... )))

Вот как-то так. Написал много букофф и захвалил сам себя. )
Насчет реальных (цифровых или балльных) критериев оценки надо будет еще подумать. Надеюсь, что мои досужие рассуждения кому-нибудь понравятся.
Это всего лишь мои досужие и непрофессиональные размышления на данную тему. И не более того.

С улыбкой,

Продолжаю морщить репу
http://stihi.ru/2023/12/26/552