Тринадцатая добродетель

Александр Костерев
Наше трудное время, уважаемый Читатель, предоставляет прекрасный повод поговорить о таком забытом ныне и уходящем в прошлое, и, как может показаться, скучном понятии, как Добродетель.

«Ум и даровитость человека ни в чем так не выражается, как в скромности. — Писал Василий Розанов. — Без преувеличения можно сказать, что нет человечности там, где нет скромности; что ее отсутствие зачеркивает все прочие стороны души, все другие качества и таланты».

Афинский философ Платон определял четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность, разделяя их, что покажется нам сегодня странным, по сословному признаку: добродетель философов — мудрость; правителей — справедливость; воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность, как будто лучшие представители разных сословий не могли обладать целом рядом добродетелей.   
Фома Аквинский к наиболее значимым добродетелям относил: благоразумие, справедливость, умеренность и мужество, причисляя к второстепенным добродетелям — щедрость, великолепие, величавость, устойчивость к отчаянию, честолюбие, ровность (сдержанность), дружелюбие, правдивость и остроумие.
Как ни покажется странным, следуя этой логике к одной из самых добродетельных фигур в истории можно причислить Бенджамина Франклина, одного из отцов-основателей США, автора знаменитого афоризма «Время — деньги», чей портрет украшает стодолларовую купюру федеральной резервной системы с 1914 года.
А как иначе? Именно Бенджамин Франклин в своих записках, отрывок их которых был опубликован в Москве в 1799 году в переводе с французского, разработал и систематизировал систему двенадцати добродетелей, лишь потом (по настоятельному совету друзей), дополнив их тринадцатой — смирением. К американской системе добродетелей Франклин отнес:   
Воздержание — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
Молчаливость — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому.
Порядок — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
Решимость — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
Бережливость — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
Прилежание — Не терять времени попусту; отказываться от всех ненужных действий.
Искренность — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли.
Справедливость — Не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
Умеренность — Избегать крайностей; сдерживать, чувство обиды от несправедливостей.
Чистота — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
Спокойствие — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
Целомудрие — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению или бросила тень на доброе имя твоё или чьё-либо ещё.

Франклин писал, что «в разных моральных книгах, которые мне случалось читать, число добродетелей было неопределенно, потому, что всякий писатель более или менее понятий заключал под одним из названий. Сперва я собрал только двенадцать добродетелей, но один добрый Квакер из моих друзей сказал мне, что меня почитают гордым, что я часто сие показывал, что в разговорах я не только хотел быть прав, но что хотел доказывать другим, что они ошибаются, что я сверх того был нагл; я решил избавиться от сего порока, и прибавил к прочим добродетелям смирение. Я не могу похвалиться успехами в основательном приобретении сей добродетели, но по крайней мере я много успел в том, что касается до ее наружного проявления. Я поставил себе за правило никогда прямо не противоречить мнению других, и никогда утвердительно не говорить о моем собственном, не употреблять никакого выражения, как например: верно, без всякого сомнения, и вместо того принял: я думаю, я представлю себе, мне кажется. Однако в самом моем смирении вы можете найти меня гордым. Я собрал тринадцать добродетелей, которые почитал нужными или желательными, и к каждой прибавил краткое правило, которое показывало пространство ее значения.               
К слову сказать, статья о скромности, как добродетели, не принятой в системе ценностей западного мира, в Википедии отсутствует.   
Петер Альтенберг — венский импрессионист, приверженец «декадентства» и крайнего субъективизма, свободного от всякой застенчивости и стыдящийся того, что он дурной, испорченный, неискренний, ведущий других к их благу, — в книге «Сказки жизни» так рассуждает о скромных людях: «сами по себе они большей частью ничто… живут, не давая в дар свои чувства и силы, а принимая их в дар от других. Справедливое самоуничижение у них легко превращается в неосновательную гордыню. Душевно скромный человек соразмеряет в сущности свои чувства и мысли с тем, насколько они ему подходят и поскольку их одобряют другие. Душевно нескромные же добиваются одной истины, которая и есть их счастье».               

Великие русские философы напротив главенствующее место среди всех добродетелей отдавали скромности — добродетели, в полной мере присущей русскому народу.   
В Словаре добродетелей, помещенном в книге «О физическом и нравственном воспитании» князя Парфиния Енгалычева, изданной в 1824 году в Москве, приводятся такие меткие определения Скромности: «Скромность в мужчине драгоценна. Скромность в женщине — бесценна. Ничтожность редко является без гордости или надменности; истинное же достоинство обыкновенно сопровождается скромностью. Сколько хвастовство нас раздражает и уязвляет, столько же скромность заставляет нас удивляться и почитать себя. Ею то мудрый человек возвышается над безрассудным, и сия добродетель навсегда будет принадлежать тем, которые предпочитают оную суетным делам человеческим».